Русская литература ХХ века (1910 — 1950-х гг.) Персоналии

Русская литература ХХ века

(1910 — 1950-х гг.)

ПЕРСОНАЛИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Минск 2006

УДК 82.

ББК 83.3 (2 Рос-Рус) я 729

Р 89

А в т о р ы:

Т. В. Алешка («А. Ахматова», «М. Цветаева», «С. Есенин»);

С. Я. Гончарова-Грабовская («Е. Замятин», «М. Булгаков»);

Г. Л. Нефагина («А. Платонов», «В. Набоков»);

И. С. Скоропанова («Модернистская парадигма в

русской литературе ХХ века», «Б. Пастернак», «Н. Заболоцкий»)

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор —

кандидат филологических наук, доцент —

Русские писатели ХХ века: Под ред. С. Я. Гончаровой Грабовской. — Мн.: Изд. БГУ 2006 — 343 с.

Р 89


Учебное пособие по русской литературе ХХ века (1910 — 1950-х гг.) отражают современный научный взгляд на творчество таких писателей, как Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, В. Набоков, А. Ахматова, Н. Заболоцкий, М. Цветаева, Б. Пастернак.

Издание предназначено для студентов филологических факультетов а также аспирантов, — всех, кто занимается русской литературой.

УДК 82.

ББК 83.3 (2 Рос=Рус)

© Гончарова-Грабовская С. Я. и др.

ISBN © БГУ, 2006

ОТ АВТОРОВ

В данном учебном пособии представлены имена известных русских писателей первой половины ХХ века, творчество которых в большей степени определялось художественной парадигмой модернизма. И в то же время продемонстрировало художественный синтез реалистических и модернистских принципов, уникальность авторского феномена.

Выбранный круг писателей: А. Ахматова, М. Цветаева, Н. Заболоцкий, Б. Пастернак, Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, В. Набоков  не исчерпывает литературного контекста указанного периода, но определяет его и соответствует типовой учебной программе «История русской литературы ХХ века» для высших учебных заведений по специальности 1  21 05 02  Русская филология.

В первом разделе учебного пособия прослежены тенденции развития модернистской литературы, отмечены ее особенности и закономерности, что поможет студентам обобщить и систематизировать знания по данной проблеме, сориентирует их на восприятие творчества писателей, отразивших идейно-эстетические принципы художественной системы модернизма.

В монографических разделах концептуально представлено творческое наследие писателя, отражающее его художественный мир, особенности стиля и поэтики. Дан анализ наиболее значимых произведений, акцентируется внимание на их проблематике и эстетической сущности.

Данное учебное пособие – труд коллективный, и каждый из авторов дал собственное представление о творчестве писателя, основанное на его личных убеждениях и педагогическом опыте.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов, а также может быть использовано для подготовки курсовых и дипломных работ, письменных работ, предусмотренных программой, так как содержит не только концептуальное освещение творческого наследия русских художников слова, но включает библиографические сведения.

МОДЕРНИСТСКАЯ ПАРАДИГМА

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ХХ ВЕКА

Модернизм — завершающее звено в развитии культуры эпохи модерна. Ее начало в России относят к петровским реформам, конец связывают с социально-историческими переменами на исходе второго тысячелетия. В этих широких рамках осуществляется модернизация русской жизни — переход от средневековых к современным ее формам. На протяжении ХVIII — ХIХ столетий в общественное сознание проникают идеалы Просвещения, ориентировавшие на прогресс европейского типа и создание в перспективе общества всеобщего благоденствия. Но Проект Просвещения в главных своих параметрах реализован не был. Возникшая капиталистическая система породила разочарование и кризис просвещенческого гуманизма с его абстрактно-рационалистическим антропоцентризмом. Но и вера в теоцентристскую христианскую догматику на протяжении Нового времени была подорвана. Девальвация прежних ценностей получила у Ф. Ницше кодовое обозначение «Бог умер». На рубеже XIX — XX вв. (на переломе от Нового времени к Новейшему) и происходит становление модернистской эпистемы, призванной заполнить образовавшийся духовный вакуум, дать жизни новое направление. Эту задачу решали совместными усилиями неклассическая философия, психоанализ, новое искусство.

Модернистская литература ориентируется на современные философские (метафизический идеализм А. Шопенгауэра, метафилософия В. Соловьева, модернизированный русский космизм, «философия жизни» Ф. Ницше и его последователей, теософия, антропософия Р. Штейнера, экзистенциализм М. Хайдеггера и К, «философия языка» и др.), научные (Н. Лобачевский, Г. Ф. Б. Риман, А. Энштейн, К. Циолковский, В. Вернадский, Г. Минковский, Н. Бор, В. Гейзенберг, С. Хокинг и др.), психоаналитические (фрейдизм, юнгианство) идеи и концепции, разрабатывает новую эстетическую платформу, манифестирующую отказ от принципов реализма, господствовавшего в русской литературе XIX в., и преломляющую тенденцию освобождения искусства от утвердившихся в нем канонов, крайними полюсами которой стали бестенденциозное самоценное искусство и «удвоенное» — синтезирующее искусство-философия. «Идеал отражения действительности и когнитивный пафос классического мировоззрения», характерный для реализма, сменяет стратегия демиургии — творение ранее не существовавшего и не существующего в окружающем мире, создаваемого воображением, мыслью, волей художника. Более того, искусство может рассматриваться как проект новой жизни, а не только как эстетический феномен (значение его, следовательно, возрастает). Это влечет за собой отказ от мимесиса и находит выражение в моделировании возможных миров, имеющем концептуальный характер (П. Пикассо говорил, что изображает мир не таким, каким его видит, а каким мыслит). Осуществляется метафизическое, социальное, научно-техническое, естественнонаучное интеллектуальное конструирование, разрабатываются глобальные проекты всепланетарно-космического преображения и индивидуальные планы самореализации. Наибольшую популярность получают Проект Сверхчеловечества, Проект Духа, Проект Светлого Будущего (конкретизируемый также как Проект Социализма/Коммунизма), впечатляющие и завораживающие, но представляющие собой различные типы утопий (создателями в таковом качестве тем не менее не воспринимавшиеся).

Контуры мира и его объекты претерпевают транс (де)формацию, преломляя субъективное мировидение автора, его эстетические взгляды либо проективные устремления. Меняется хронотоп — в модернизме субъективное время и субъективное пространство. Соответственно обновляются язык и образная система. Эстетический критерий получает определяющее значение: жизнь оценивается не в категориях «добро — зло» (не всегда ясно, что считать добром, что злом), а в категориях «прекрасное — безобразное» («гармония — хаос»).

Модернизм представлен большим количеством течений, школ, групп (символизм, импрессионизм, постсимволизм, постимпрессионизм, акмеизм, экспрессионизм, примитивизм, кубизм, дадаизм, футуризм, имажинизм, конструктивизм, сюрреализм, экзистенциальный модернизм, абсурдизм, «новый роман», конкретизм, некрореализм, младоимажинизм, неофутуризм, неопримитивизм, «наивное письмо», неоконструктивизм, «нематериальное искусство» (пневматизм), «ready made», метаметафоризм и др.) и в различных модификациях просуществовал в своем активном бытовании в мировой литературе вплоть до середины ХХ в., в России же — в силу особых причин (запреты, перерывы в развитии, потребность освоить «пропущенное», восстановить традицию) — и того дольше. Здесь модернизм обрел собственную национальную специфику и выдвинул немало ярких талантов, преобразивших искусство слова, хотя судьба его оказалась исключительно трудной.

Первый этап развития русской модернистской литературы, который можно обозначить как «культурный взрыв» (по Ю. Лотману), связан с эпохой Серебряного века. Пример концептуального миромоделирования подал символизм, для которого характерно воплощение идей в образах посредством использования системы символов; «символизм — искусство, основанное на символах». Г. Шпет даже считал символизм в большей мере философией, чем искусством. В символизме осуществляется их синтез; при этом на первый план выдвинулась познавательная функция искусства, ориентированного на миропонимание. В такой форме оно откликнулось на борьбу материализма и идеализма, усилив позиции последнего и обратившись к проблемам духовного бытия с опорой на новейшие метафизические концепции и в надежде решить глобальные проблемы человеческого существования, которые не смог решить материализм, а с ним — и материалистический в своей основе реализм.

«…Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты — всегда мыслители.

Реалисты охвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, — символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь — из окна. Это потому, что каждый символист, хотя бы самый маленький, старше каждого реалиста, хотя бы самого большого. Один еще в рабстве у материи, другой ушел в сферу идеальности», — утверждал К. Бальмонт, заявлявший: «Сознание поэтов-реалистов не идет далее рамок земной жизни… Поэты-символисты никогда не теряют таинственной нити Ариадны, связывающей их с мировым лабиринтом хаоса, они всегда овеяны дуновениями, идущими из области запредельного…». И хотя не всегда символист связан именно с «запредельным», его интересует не русская, а мировая жизнь, ее «движущие силы», судьбы всего человечества — то, что нельзя непосредственно увидеть, а можно только помыслить, вообразить, концептуализировать. Однако в идеализме сознание концептуализирует результаты деятельности бессознательного. Как указывает В. Брюсов, символизм предполагает «постижение мира… не рассудочными путями». В действие приводятся внерациональные методы познания — мгновения экстаза, сверхчувственная интуиция, «прозрение в потустороннее». Открывшееся им художники-идеалисты воспринимают как откровение о тайнах мироздания, его мистериях. Настраивают на сверхчувственное умозрение и одновременно дают свой ключ к истолкованию открывшегося различные течения метафизического идеализма. На рубеже веков усиливается интерес к «наукам о духе», каковыми считались мистика, оккультизм, спиритизм, теософия, антропософия. Наиболее активно русскими символистами разрабатываются а) идеи метафизики искусства А. Шопенгауэра и раннего Ф. Ницше, б) концепция сверхчеловека и сверхчеловечества позднего Ф. Ницше, в) софиология В. Соловьева, — так или иначе созвучные идеям русского космизма. Но не только идея (религиозная, метафизическая, культурфилософская) владеет ими — они (если воспользоваться словами В. Соловьева) сами владеют и управляют ею.

«…С переменой сознательных представлений и понятий искусство приобрело новые средства и силы». В нем возникли «новые сочетания мыслей, красок и звуков». В символистском произведении органично слиты два плана — «скрытая отвлеченность» и «непосредственное конкретное его содержание», причем ни один из планов не подчинен другому (как в аллегории). Связывает оба плана система символов.

«Символ есть знак, или ознаменование», определенной идеи, выражающей универсальные представления о бытии через вещественное. Но символ — не просто иероглиф, передающий шифрованное сообщение; если же понимать его как иероглиф, то это иероглиф таинственный, многозначный, многосмысленный, указывает Вяч. Иванов. Так как никакое слово не может «покрыть» эту многозначность, в символизме предпочитается образная иносказательность. «Символика говорит исполненным намеков и недомолвок, нежным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие». Поэтому характерная примета символистского стиля — импрессионизм. Импрессионист — «это художник, говорящий намеками, субъективно пережитыми, и частичными указаниями воссоздающий в других впечатление виденного им целого». А. Белый свидетельствует: «Образы превращаются в метод познания… Назначение их не вызвать чувство красоты, а развить способность самому видеть в явлениях жизни их прообразовательный смысл».

Идеально выражает символ, по мысли создателей новой литературы, музыка как самое бесплотное из искусств. «Из символа брызжет музыка. Согласно А. Шопенгауэру, музыка выражает сущность Мировой Воли в ее чистом виде. Она минует сознание.<···>

Символ пробуждает музыку души. <···>

Дух музыки — показатель перевала сознания».

Ближе всего к музыке стоит поэзия, которая и доминирует в творчестве символистов. Резко возрастает в ней, уравниваясь со словом (семантикой), музыкально-фонетический аспект. Не обошло подобное воздействие и прозу («Симфонии» А. Белого). Сознательная недосказанность характерна и для символистской драматургии.

По типу «знаменования» символы бывают мистическими (у символистов они преобладают) и культурфилософскими.

Мистический символ — это знак «мира иного» в мире земном (Н. Бердяев); он соединяет «в е ч н о е с его пространственными и временными проявлениями» и дает «познание Платоновых идей». Другими словами, «мир иной» понимается как идеальный мир вечных идей (по Платону) и признается онтологически первичным по отношению к миру материальному в духе монадологии Г.-В. Лейбница.

Кладезь символа холодный

Учит нас красе небес, —

писал Вяч. Иванов. При этом «видимое и невидимое, конечное и бесконечное, чувственно реальное и мистическое слиты в неразрывном единстве, как неотъемлемые признаки двух соприкасающихся между собой миров». Границы человеческого сознания раздвигаются для вмещения Вечного, осознания связи эмпирического (мира явлений) и божественного (…бытия), что сближает искусство с религией, «поскольку религия есть прежде всего чувствование связи всего сущего и смысла всяческой жизни»; но в обязательном порядке предполагается творческое развитие религии (без чего она окостеневает), интерпретируемой с учетом знания «наук о духе».

Новые философско-эстетические установки порождают «теорию соответствий», мифопоэтику двоемирия, пристрастие к эзотерической тайнописи.

Символы культурфилософского типа призваны были выявить общий ход и направление движения человеческой цивилизации сквозь века (без отсылки к божественному предопределению), раскрыть роль религии и культуры и созданных ими ценностей как фактора, объединяющего людей и дающего стимул личному и историческому творчеству, а также — обозначить характер соотношения культуры и цивилизации и в этом контексте дать прогноз будущего. И в этом случае сильны роль предчувствий, озарений, ведутся поиски новых средств художественной выразительности. Литература становится более сложной, зашифрованной, интеллектуальной.

«Ни на одну минуту символист не выходит из законной области искусства», и в то же время символизм оценивается как нечто большее, чем искусство. «Новое искусство менее искусство. Оно — знамение, предтеча», — отмечал А. Белый. Согласно Эллису (Л. Кобылинскому), символизм — и эстетическое явление, и идейное переживание, отражающее переворот общего сознания, и теоретическое построение, обосновывающее путь глобального преображенияния мира и переход к новым формам бытия. В соответствии со своими взглядами писатели-символисты рубежа веков реализуют Проект Сверхчеловечества либо Проект Духа (Проект Богочеловечества), а иногда и совмещают их. Себя они видят духовными вождями общества — провидцами и мистагогами, жрецами и волхвами, мудрецами и теургами, которым открыто скрытое от других.

Знаковыми фигурами русского символизма явились Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб, а его основными разновидностями, выявленными Эллисом, —

символизм моралистический,

символизм метафизический,

символизм чисто мистический,

символизм индивидуалистический,

символизм коллективно-соборный,

преимущественно с теократическим и

религиозно-общественным уклоном.

Появившихся символистов нередко именовали ницшеанцами. Действительно, воздействие на их творчество философии Ф. Ницше, проявляющееся в том или ином отношении, исключительно. «Властителем наших дум и ковачем грядущего», — назвал Ф. Ницше в 1904 г. Вяч. Иванов.

Взгляд Ф. Ницше на мир как явление эстетическое — творение Первохудожника, играющего формами им созданного мира, — предопределил приверженность символистов метафизике искусства. Отсюда проистекает их панэстетизм, поэтизация трансцендентной Красоты, каковой (по Платону) видится им истинная (идеальная) сущность и «нерушимая основа» мира (мира потустороннего, духовного), стремление уловить ее отблески на Земле. Они конструируют в своем творчестве мир феноменальный, мыслимый как истинная родина человечества, ищут гармонию за пределами достижимого на Земле.

  1. Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы ХХ века (1960-1990-е годы)» специальность 031001 Филология

    Рабочая программа
    Курс истории русской литературы ХХ века – завершающий этап в подготовке классического филолога. В рамках курса должна быть представлена целостная картина литературного процесса ХХ века с учетом многообразия творческих индивидуальностей,
  2. Программа вступительного экзамена по специальности 10. 01. 01 Русская литература (1)

    Программа
    Авторы-сост.: Буянова Галина Борисовна, кандидат филологических наук доцент – «История русской литературы XIX века (I половина)»; Иванов Анатолий Иванович, доктор филологических наук профессор – «История русской литературы XIX века
  3. Программа вступительного экзамена по специальности 10. 01. 01 Русская литература (2)

    Программа
    Авторы-составители: Буянова Галина Борисовна, кандидат филологических наук доцент – «История русской литературы XIX века (I половина)»; Иванов Анатолий Иванович, доктор филологических наук профессор – «История русской литературы XIX
  4. Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 01 Русская литература (1)

    Программа
    Авторы-сост.: Желтова Наталия Юрьевна, доктор филологических наук профессор – «Часть первая. История русской литературы конца XIX – начала ХХ веков», «Часть третья.
  5. Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 01 Русская литература (2)

    Программа
    1.1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (далее – Временные требования) по отрасли наук Филологические науки вводятся в соответствии с постановлением Правительства
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей: 05030101 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература рубежа XIX – ХХ вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства.
  7. Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 01 Русская литература (3)

    Программа
    В центре программы — проблемы истории русской литературы, которые рассматриваются в трех главных разделах: а) История древнерусской литературы, б) История русской литературы XVIII века, в) История русской литературы XIX века, г) История
  8. Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы (после 1917 г.)» (20-х 50-х годов)

    Рабочая программа
    В распределении материала соблюдается хронологический и типологический принципы. Историко-литературный процесс дан через динамику эстетических картин мира.
  9. Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 10. 01. 01. Русская литература. Автор составитель: Пастушенко Л. М., кан филол наук, профессор, профессор кафедры литературы и журналистики 2011 год

    Программа
    Программа «История русской литературы» для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 10.01.01 — Русская литература позволяет выпускникам филологических факультетов вузов страны продемонстрировать широту и глубину знаний

Другие похожие документы..