Культурология учебно-методический комплекс Минск 2008 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

Кафедра философии

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Минск 2008

УДК 008 (075.8)

ББК 71. 0 я 73

К 90

Авторы-составители:

Л. Н. Александрова, Н. В. Борушко, Н. Н. Фрищина, А. В. Розум

Культурология : Учеб.-метод. комплекс / Л. Н. Александрова [и

К 90 др.] – Минск: БГУИР, 2008. – 70 с.

ISBN 978-985-488-254-3

В работе содержатся тематика лекционного курса и планы семинарских занятий, тестовые задания, список литературы, вопросы к зачетам по культурологии и религиоведению.

Предназначен для студентов всех специальностей и форм обучения.

УДК 008.(075.8)

ББК 71. 0 я 73

ISBN 978-985-488-254-3 © УО «Белорусский государственный

университет информатики

и радиоэлектроники», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС 5

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 6

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 7

Поразмышляйте над переменами в культуре, которые произошли в индустриальную эпоху, исходя из характеристик, данных знаменитым художником: 18

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 26

Модуль 1. Культурология 26

Модуль 2. Религиоведение 41

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 45

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ 64

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ 65

ЛИТЕРАТУРА 66

Учебные пособия 66

Дополнительная литература 66

ВВЕДЕНИЕ

Система высшего университетского образования не сводима к получению узкопрофессиональных знаний и навыков. При построении этой системы следует исходить из положения об универсальной природе человека, учитывать наличие у него врожденных способностей к бескорыстному пониманию структуры, закономерностей, сущности, функционирования и развития любого объекта независимо от его качества; способностей, которые дают человеку возможность гармонизировать его бытие и бытие мира, согласовывать собственные цели и объективную предзаданность окружающей действительности. Как свидетельствует историческая практика, человек никогда не сможет реализовать данную фундаментальную способность, свою субстанцию в случае «вымывания» гуманистической составляющей из сферы воспитания и образования.

Культурологическое знание занимает одно из центральных мест в гуманитарной и мировоззренческой подготовке современного студента. Формирование мировоззрения молодого человека предполагает не только его социализацию в рамках четко установленных норм и правил, но и осмысления им координат, определяющих направленность переживания бытия в конкретных социокультурных обстоятельствах, т.е. выработку ориентиров для самоопределения. Для этого необходимы знания о социальной значимости культуры, ее структуре, роли в формировании ценностной системы норм и идеалов, о сущности межкультурных процессов, что требует знакомства с особенностями картины мира, формами поведения человека и их отражением в сознании людей различных культур. Таким образом, и теоретический, и исторический компоненты культурологического знания призваны способствовать решению принципиально важной проблемы, связанной с формированием у студентов целостного и обоснованного мировосприятия.

Проблема культурных норм и ценностей является актуальной в условиях Республики Беларусь. Пограничная белорусская культура, находящаяся на стыке европейских и евразийских культур, представляет собой некий ценностный синтез, нуждающийся в осмыслении и изучении. Диалог культур был и остается основой формирования белорусской культуры, является реальностью ее современного бытования. Остро стоит вопрос о выявлении мировоззренческого статуса категорий белорусской культуры как глубинных детерминант социального действия. Это определяет необходимость изучения специфики белорусской культуры в широком контексте истории культурных типов и знания современной культурной ситуации в мире.

Предлагаемый учебно-методический комплекс построен в соответствии с новой структурой курса культурологии, его дифференциацией на два модуля: 1) собственно культурологию (историю и теорию мировой и отечественной культуры) и 2) религиоведение. Выделение религиоведения в практически самостоятельный предмет обусловлено, во-первых, новыми требованиями, предъявляемыми программам дисциплин по выбору, а во-вторых, актуализацией религиоведческой проблематики в современном мире. Составной частью современной культурной ситуации в Республике Беларусь является религиозная обстановка, характеризующаяся поиском межконфессионального диалога. В глобализирующемся мире нарастает экуменическое движение. Многие общественные и культурные процессы современности прямо или опосредованно связаны с религиозным сознанием и практикой. В то же время снижается уровень информированности молодежи об исторических формах, функциях религии, свободе совести.

Данный комплекс имеет практическую направленность, включает семинарские занятия, реферативные и тестовые задания, тематику контрольных работ (для студентов заочной и дистанционной форм обучения), литературу (учебную и дополнительную), а также вопросы к зачетам по культурологии и религиоведению. Новым позитивным является включение в планы семинарских занятий цитируемого оригинальные источники материала, постановку конкретных вопросов к нему, что должно оказать стимулирующее воздействие на развитие мышления студентов, внести разнообразие и оживление в процесс проведения практических занятий. Тестовый материал и контрольные работы дают возможность контролировать качество подготовки по культурологическим дисциплинам, вырабатывают умение концентрировать внимание на наиболее важных вопросах изучаемого материала, способствуют росту внутренней организованности студентов. Публикация вопросов к зачетам дает возможность студентам заблаговременно познакомиться со структурой и объемом знаний, которые необходимо будет заранее осмыслить и усвоить.

Практические занятия и задания по культурологическим дисциплинам должны обеспечить:

- усвоение основных понятий, ключевых моделей культурологического знания;

- умение характеризовать культуры прошлого и современности с позиций многомерности, в их конкретно-историческом своеобразии;

- формирование культуры личности и межличностных отношений в условиях многообразия интересов и культурного плюрализма;

- умение анализировать национальное и общечеловеческое в культуре, проблемы межкультурных коммуникаций, особенности современных культурных изменений в Беларуси и зарубежных странах;

- приобретение практических навыков и качеств межкультурной коммуникации и диалога, культурной толерантности.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Модуль 1.

Культурология

Тематика

Продолжительность, ч

1. Культура и общество Беларуси в контексте современности

2

2. Основные модели современной культуры

4

3. Белорусская культура как тип: структура, функции, универсалии (ценности, идеология, техника)

4

4. Культура древних цивилизаций

2

5. Традиционные цивилизации Востока

2

6. Полисный генотип европейской цивилизации (Античность – колыбель западной цивилизации)

2

7. Средневековье и Возрождение: противоречивые образы культуры

2

8. Становление культуры техногенной цивилизации: от нового европейского переворота к информационному обществу

4

Всего:

22

Модуль 2.

Религиоведение

Тематика

Продолжительность, ч

1. Религия как тип мировоззрения и современное общество

2

2. Истоки и динамика религиозных верований

2

3. Мировые религии: буддизм, ислам и христианство (православие, католицизм, протестантизм).

6

4. Религиозная ситуация в современной Беларуси

2

Всего:

12

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1.

Культурология

Тематика

Продолжительность, ч

1. Культура как среда социализации личности в условиях глобализации

2

2. Зарождение и развитие представлений о культуре

2

3. Современные концепции культуры

2

4. Структура культуры и культурные универсалии

2

5. Типология и функции культуры. Особенности белорусского типа культуры

2

6. Культура древних цивилизаций

2

7. Традиционные культуры Востока

2

8. Античная культура

2

9. Культура западно-европейского средневековья и Возрождения

2

10. Культура Нового времени

2

11. Культурные процессы современности

2

Всего:

22

Модуль 2.

Религиоведение

Тематика

Продолжительность, ч

1. Религиоведение как современная гуманитарная наука

2

2. Истоки и динамика религиозных верований

2

3. Буддизм как мировая религия

2

4. Христианская религия

2

5. Ислам: возникновение, динамика и современность

2

6. Религиозная ситуация в современной Беларуси

2

Всего:

12

  1. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2007 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    Система высшего университетского образования не сводима к получению узкопрофессиональных знаний и навыков. При построении этой системы следует исходить из положения об универсальной природе человека, учитывать наличие у него врожденных
  2. Учебное пособие Москва Киев 2009 «Рыбари» «Знання» удк 002. 2(075. 8) Ббк 73. 031+76. 110я73

    Учебное пособие
    С.Г. Кулешов, заведующий отделом документоведения Укра­инского научно-исследовательского института архивного дела и документоведения, доктор исторических наук,
  3. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  4. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011г (1)

    Бюллетень
    Минаев, Виталий Анатольевич. Совершенствование библиотечного законодательства с учетом норм авторского права : автореф. дис. к.ю.н. : 12.00.03 / В. А.
  5. Бюллетень новых поступлений за январь 2011г (1)

    Бюллетень
    Контекстуальная семантика : сборник научных трудов / Каф. иностр. яз. Латв. гос. ун-та ; под ред. В. И. Агамджановой. - Рига : Латвийский государственный университет, 1982.
  6. Ю. С. Степанов Редакционная коллегия

    Документ
    Молодежь и XXI век [Текст]: материалы II Международной молодежной научной конференции (Курск, 7-9 апреля 2010 г.): в 3 ч. Ч. 2 / редкол.: С.Г. Емельянов (отв.
  7. Е. Ю. Прокофьева редакционная коллегия (1)

    Документ
    Ю. Прокофьева РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: А.И. Акопов (научный редактор); Т.Н. Андреюшкина (заместитель главного редактора); М.А. Венгранович (литературный редактор); Ю.
  8. Международная научно-практическая конференция 13-14 марта 2012 г

    Документ
    Социокультурные проблемы истории регионов: материалы международной научно-практической конференции. 13 – 14 марта 2012 г., станица Кущевская / под ред.

Другие похожие документы..