История отечества с древнейших времен до наших дней

Посадские люди добивались ликвидации "белых" слобод, принадлежавших феодалам н освобождённых от уплаты государственных налогов (до 1649-52), и привилегий гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен, отмены тарханов (грамот, предоставлявших привилегии на торговлю для крупных монастырей), протестовали против налогового гнёта и, нередко вместе со стрельцами н иными служилыми людьми "по прибору", восставали против произвола властей. Рост налогов, усиление эксплуатации горожан вызвали Соляной бунт 1648, Новгородское восстание 1650, Псковское восстание 1650; в 1648-50 восстания произошли также в городах Юга (Козлов, Курск, Воронеж и др.), Поморья (Великий Устюг, Соль Вычегодская), Приуралья и Сибири.

Правительством царя Алексея Михайловича составлен свод законов, т. н. Соборное уложение 1649, согласно которому частновладельческие, дворцовые и государственные крестьяне окончательно лишились права крестьянского выхода, а розыск и возврат беглых крестьян должны были производиться вне зависимости от срока давности. Землевладельцы получили право распоряжаться собственностью н личностью крестьянина. Завершилось оформление государственной системы крепостного права в России. В 1-й половине 17 в. началась фактическая, а в последней четверти 17 в. и юридически санкционированная продажа крестьян без земли. В 1649-52 были отписаны в посад "белые" слободы и подтверждён запрет на самовольный переход посадских людей из одного города в другой, им также было запрещено "закладываться", т. е. вступать в личную зависимость от феодалов и тем самым избегать значительной части государственных повинностей. Торговля была объявлена привилегией посадских людей, крестьянам запрещалось иметь лавки в городах. В 1652 была установлена казённая монополия на торговлю хлебным вином (водкой). Торговым уставом 1653 правительство унифицировало таможенное обложение, ликвидировав многие мелкие сборы, затруднявшие развитие межобластной торговли; в 1667 был принят Новоторговый устав, запретивший иностранцам торговлю во внутренних городах России.

Однако сосредоточение основной массы земель и крестьян в руках церкви и светских феодалов ограничивало возможность роста доходов государства. Наиболее тяжёлое бремя налогов ложилось на относительно немногочисленные слои населения - на посадских людей и лично свободных крестьян Сибири и северных районов Европейской России. В 1670-х гг. они платили податей с двора примерно в 2-3 раза больше, чем монастырские крестьяне, и в 4-6 раз больше, чем помещичьи. Не легче было и положение частновладельческих крестьян, т. к. возросли их платежи и повинности в пользу своих феодальных владельцев. Сложные процессы социально-экономического развития и усиление феодального гнёта вели к обострению социальных противоречий. Массовый характер приняло бегство крестьян и посадских людей в южные районы (где за счёт беглых увеличилась численность казачества), в Приуралье и Сибирь. Миграция значительного числа крестьян и ремесленников в восточные районы страны объективно способствовала развитию этих территорий. Обеспокоенные массовым бегством крестьян и недостатком рабочих рук, помещики требовали от правительства усиления крепостного права. С 50-х гг. по настоянию дворянства были созданы комиссии по сыску беглых. Продолжался быстрый рост частновладельческого феодально-крепостнического хозяйства, главным образом за счёт массового перехода (раздач) во владение феодалам-крепостникам государственных и дворцовых земель и живших на этих землях крестьян. К 70-м гг. 17 в. ок. 80% платившего налоги населения оказалось собственностью царя, бояр, дворян, монастырей и других церковных феодалов.

В области внешней политики предпринимались действия к разрешению противоречий с Речью Посполитой, Швецией и Османской империей. Попытка возвратить земли, захваченные Речью Посполитой, была предпринята во время Смоленской войны 1632-34. Несмотря на успехи в начальный период, война окончилась неудачей. Русская армия под Смоленском, попав в окружение, капитулировала. По Поляновскому миру 1634 поляки вернули России только Серпейск с уездом и выполнили требование русского правительства об отказе Владислава IV от притязаний на русский престол. Для отражения татарских набегов с Юга к концу 40-х гг. завершилось создание Белгородской черты - системы оборонительных сооружений. В 1637 донские казаки захватили турецкую крепость Азов и владели ею 5 лет (т. н. Азовское сидение), выдержав осаду турецко-татарских войск. Однако правительство не оказало поддержки казакам, опасаясь конфликта с Османской империей.

В 1647 на Украине, находившейся под властью Речи Посполитой, вспыхнуло восстание, переросшее в Освободительную войну 1648-54. Войско запорожских казаков под руководством Богдана Хмельницкого одержало ряд побед над польскими войсками (сражения у Жёлтых Вод и Корсуни в мае 1648, у Пилявец в сентябре 1648 и Зборова 5 августа 1649). В борьбу включилось не только казачество, но и широкие круги сельского и городского населения. С самого начала освободительной войны Хмельницкий многократно обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. Обстановка в России не способствовала удовлетворению просьбы - страна не была готова к войне с Речью Посполитой, которая началась бы сразу после объявления о соединении Украины с Россией. Лишь 1 октября 1653 Земский собор в Москве принял решение о принятии Украины в русское подданство. На Украину было направлено посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 представители Запорожского войска, собравшиеся на раду в Переяславле, присягнули на верность России.

Вхождение Украины в состав России повлекло войну с Речью Посполитой. На первом этапе военные действия протекали для России успешно. В 1654 русские войска овладели Смоленском и 33 городами Восточной Белоруссии, в том числе Полоцком, Витебском, Могилевом. Воспользовавшись слабостью Речи Посполитой, летом 1655 шведский король Карл Х вторгся в пределы Польши с Севера и захватил большую часть её территории, в том числе и Варшаву. Русское правительство рассудило, что захват Швецией польских земель укрепит ее позиции в Прибалтике и усложнит борьбу России за выход к Балтийскому морю. 24 октября 1656 Россия заключила перемирие с Речью Посполитой. К этому времени Россия уже находилась в состоянии войны со Швецией. Русские войска овладели Дерптом, Кокенгаузеном, Динабургом, Мариенбургом и подошли к Риге. Но осада Риги оказалась безуспешной. В течение двух лет, когда Россия вела войну со Швецией, Речь Посполита, получив передышку, возобновила военные действия против России. Одновременно вести войну против Речи Посполитой и Швеции у России возможности не было и она 20 декабря 1658 в Валиесаре заключила со Швецией перемирие на 3 года. В 1660 Швеция заключила мир с Речью Посполитой, и Россия вынуждена была по Кардисскому миру (июнь 1661) возвратить Швеции свои приобретения в Ливонии. Возобновлённая война с Речью Посполитой приобрела затяжной характер и завершилась подписанием Андрусовского перемирия 1667, по которому к России отошли Смоленское и Черниговское воеводства, признавалось присоединение к ней Левобережной Украины. Переход на сторону России гетмана Правобережной Украины П. Дорошенко вызвал войну с Османской империей (1676-81), также претендовавшей на территорию Украины. Русско-украинское войско, одержав в 1677-78 ряд побед над численно превосходящим противником и проявив стойкость при обороне Чигирина, сорвало экспансионистские замыслы Османской империи. 13 января 1681 в Бахчисарае был подписан договор, устанавливавший 20-летнее перемирие. В ходе войны была создана третья по счёту оборонительная линия протяжённостью в 400 вёрст - Изюмская, прикрывавшая от набегов крымцев Слободскую Украину. Русско-турецкая война и вторжение турецких войск в Центральную Европу (1683) способствовали урегулированию отношений между Россией и Речью Посполитой ("Вечный мир" 1686). Россия вступила в антитурецкую коалицию (Австрия, Речь Посполита, Венеция). Однако Крымские походы 1687 и 1689, предпринятые Россией согласно своим обязательствам перед союзными государствами, не принесли успехов России, что стало одной из причин падения правительства царевны Софьи. Борьбу с Османской империей и Крымским ханством продолжил в дальнейшем Пётр I.

В этой обстановке продолжал укрепляться государственный строй (прежде всего самодержавная власть царя), постепенно приобретавший характер абсолютной монархии. Успехам абсолютизма в России способствовали дальнейшее ослабление позиций боярской аристократии и церкви, усиление поместного дворянства, рост значения городов в экономической жизни страны. Становление абсолютизма сопровождалось отмиранием институтов, характерных для сословно-представительной монархии. С середины 17 в. деятельность Земских соборов постепенно замирает. Земский собор 1653, принявший постановление о соединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. Правительство перешло к практике приглашения на совещания лишь представителей сословий, в мнении которых оно было заинтересовано (например, совещание с торговыми людьми в связи с финансовым кризисом, вызванным обесцениванием медных денег). На так называемом "соборном деянии", утвердившем в 1682 отмену местничества, присутствовало две курии - Боярская дума и Освященный собор. Заметно упало значение Боярской думы, состав которой пополнился неродовитыми членами. В правительстве 60-70-х гг. ведущую роль играли выдвинувшиеся благодаря своим личным качествам незнатные по происхождению А.Л.Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев. В 1653 на долю бояр и окольничих приходилось 89% общего числа членов Боярской думы, в 1700 удельный вес их снизился до 71%. Изменилась и численность Боярской думы. Если в 1638 в Думу входило 35 членов, то в 1700-94. Дума превратилась в неэффективное громоздкое учреждение. Именно поэтому царь Алексей Михайлович создал при ней государеву комнату, а его сын Фёдор Алексеевич - Расправную палату, состоявшую из узкого круга лиц, предварительно обсуждавших вопросы, выносимые на заседания Боярской думы. Существенные изменения претерпела приказная система. 17 в. считается временем её расцвета. На протяжении века функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось более 40. Число общегосударственных приказов оставалось почти неизменным: 25 в 1626 и 26 в конце столетия (Посольский, Разрядный, Поместный и другие приказы). По мере появления надобности в управлении новыми отраслями государственного хозяйства (создание полков иноземного строя, присоединение Украины и Смоленской земли и т. п.) количество приказов увеличивалось. Одновременно в структуре каждого из них росли численность и влияние беспородных людей. Если в 1640 приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 их стало 2739. Рост числа приказных служителей свидетельствовал о повышении роли чиновников в управлении государством. Более важным новшеством было создание таких учреждений, как приказ Тайных дел и Счётный приказ. Приказ Тайных дел осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, рассматривал подаваемые на имя царя челобитные, ведал царским хозяйством. Он находился в непосредственном ведении царя и не подчинялся Боярской думе. Счётный приказ, учреждённый в 1650, выполнял контролирующие функции в области финансов. Изменения в организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падение выборного начала. Власть в уездах, которых насчитывалось ок. 250, сосредоточивалась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц земских выборных органов: городовых приказчиков, судных и осадных голов, губных старост и др. Общая численность аппарата воеводских канцелярий (дьяков и подьячих) к концу века приближалась к 2 тыс. человек.

Серьёзное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь. Идеи патриарха Никона о превосходстве духовной власти над светской, как и его попытки присвоить себе столь же обширную власть, какой обладал патриарх Филарет, отец царя Михаила Фёдоровича, привели к острому конфликту с царём Алексеем Михайловичем и затем к ещё большему подчинению церкви светской власти. Ещё по Соборному уложению 1649 правительство ограничило рост церковного землевладения, установив запрет на земельные вклады в монастыри.

Острота социальных противоречий привела во 2-й половине 17 в. к многочисленным и разнообразным проявлениям народного недовольства. Массовым выступлением посадских низов Москвы был Медный бунт 1662, вызванный финансовым кризисом в период русско-польской войны 1654-67. Во 2-й половине 60-х гг. на Дону начались крупные народные волнения (поход Василия Уса к Туле 1666, Каспийский поход С. Т. Разина 1667-69), которые переросли в восстание под руководством Разина 1670-71. Основной силой этого движения было крестьянство, а ядром военных сил повстанцев - донские казаки и стрельцы нижневолжских городов. Вместе с русскими крестьянами и горожанами на борьбу поднялись народы Поволжья. Восстание охватило огромную территорию Юга и Юго-Востока Европейской части страны, но было жестоко подавлено правительством.

Социальные противоречия отразились в сфере общественного мировоззрения. Следствием начавшегося "обмирщения" духовной жизни общества стал раскол в Русской православной церкви. Унификация богослужебных книг и реформа церковной обрядности, осуществлённые патриархом Никоном при поддержке царской власти, встретили сопротивление сторонников "древлего благочестия". Протест нашёл поддержку в различных слоях общества: крестьянства, посадских низов, стрельцов, части белого и чёрного духовенства, а также придворной знати. Идейные позиции раскола были глубоко консервативны. Для сторонников "старой веры" были характерны отрицание "мира" - крепостнического государства как царства Антихриста, эсхатологические настроения, строгий аскетизм. Противники реформы были преданы анафеме на соборе 1666-67 и подверглись репрессиям со стороны официальных церковных и светских властей. Спасаясь от преследований, сторонники старой веры бежали на Север, в Поволжье, Сибирь, в знак протеста сжигали себя живьём (в 1675-95 было зарегистрировано 37 самосожжений, в которых погибло ок. 20 тыс. человек). Многие защитники "старой веры" приняли участие в восстании под предводительством Разина, Соловецком восстании, восстании К. Ф. Булавина.

Недолгое правление царя Фёдора Алексеевича (1676-82) сопровождалось упорной борьбой дворцовых партий. Попытка провести реформы, направленные на дальнейшее укрепление абсолютизма (введение подворного обложения в 1679, уничтожение местничества в 1682, централизация аппарата и т.д.), вызвала обострение противоречий в верхах и недовольство городских низов. Воспользовавшись Московским восстанием 1682 ("Хованщина"), вспыхнувшим после смерти царя, к власти пришла царевна Софья Алексеевна (правила в 1682-89), официально провозглашённая правительницей при царях Иване и Петре - её младших братьях. Правительство Софьи сделало небольшие уступки посадам и ослабило сыск беглых крестьян, что вызвало недовольство дворян. В 1689 в результате столкновения двух придворных группировок правительство Софьи и её фаворита В. В. Голицына пало, и власть перешла к Петру I Великому (царь с 1682, император в 1721-25).

К концу 17 в. в состав России входили Левобережная Украина, территории Поволжья, Урала, Сибири. Вхождение Украины в состав России избавило украинский народ от разорительных турецко-татарских вторжений и национально-религиозного угнетения со стороны шляхетской Речи Посполитой и католической церкви. Крестьяне и казаки, осваивая земли в Поволжье, на Урале и в Сибири, приносили с собой многовековой опыт земледелия и промыслов, новые орудия труда; заметно ускорилось экономическое и социальное развитие некоторых районов Сибири, находившихся в момент присоединения к России на более низком уровне. Другой положительный итог вхождения народов Сибири в состав Российского государства состоял в том, что прекратились распри и вооружённая борьба как внутри этнических групп, так и между отдельными народами, истощавшими экономические ресурсы каждого из них.

В русской культуре 17 в. прослеживаются черты перехода от средневековья к новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе её обмирщения, т. е. освобождения от церковного влияния. Грамотность широко проникла в посадскую среду: в конце столетия каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. В 1665 при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для службы в приказах. В некоторых городах возникли приходские школы, а москвичи, жители Китай-города, получили в 1667 разрешение открыть "гимнасион". В школе при Печатном дворе, открытой в 1680, обучалось свыше двухсот человек. В 1687 в Москве основана Славяно-греко-латинская академия. Осваивая новые территории Северо-Восточной Азии и Дальнего Востока, русские люди сделали ценнейшие географические открытия в Сибири (С. И. Дежнёв, В. Д. Поярков, Е. П. Хабаров и др.). Расширение торговли и дипломатических связей способствовало появлению трудов о зарубежных странах (например, описание Китая Н. Г. Спафарием). Шло постепенное накопление знаний по медицине, астрономии, математике, физике и химии. В литературе 17 в. был началом перехода от древней литературы к новой.

  1. История России с древнейших времен до наших дней

    Список учебников
    Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, для всех интересующихся историей Отечества и тех, кто хочет успешно подготовиться к экзамену по отечественной истории.
  2. Орлов А., Георгиев В., Георгиева Н., Сивохина Т. История России с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории.
  3. Вопрос ы к экзамену (зачету) по курсу "История России с древнейших времен до наших дней"

    Документ
    3. Киевское государство в период расцвета (вторая половина Х - начало XII вв.): социально-экономический строй, особенности внутренней и внешней политики.
  4. Литература: История биология (с древнейших времен до наших дней)

    Литература
    Часть I. Первоначальные представления о живойприроде и первые попытки научных обобщений1. Биологические представления в древности1.1. Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе1.
  5. А. А. Данилов Вучебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А. А. Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Материал изложен в хронологическом пор

    Документ
    В учебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А.А.Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
  6. История россии с древнейших времен до конца (1)

    Документ
    ТЕМА 4. СКЛАДЫВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА РУСИ. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. АНТИНОРМАНИЗМ(4 часа.) .
  7. История россии с древнейших времен до конца (2)

    Документ
    ТЕМА 18. ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ В XV-НАЧАЛЕ XVI В. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. (6 часов) 170
  8. «история россии с древнейших времен до конца XV в.» специальность 050401 «История» (заочное обучение)

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» является первой частью курса «История России» и изучается в первом и втором семестре студентами I курса исторического факультета.
  9. «История России и мира с древнейших времен до наших дней»

    Рабочая программа
    Рабочая программа интегрированного учебного курса «История России и мира с древнейших времен до наших дней» составлена на основе образовательного стандарта среднего /полного/ общего образования по истории, соответствует профильному

Другие похожие документы..