Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

Балашовский институт (филиал)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»

Кафедра русского языка

Управление образования
администрации Балашовского муниципального района

Методический кабинет

Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 1» г. Балашова

Обучение русскому языку
в условиях модернизации образования

Сборник научных и методических статей

Под общей редакцией

С. И. Шумарина

Балашов

2010

УДК 811.161.1

ББК 81.2.Рус

О26

Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского института (филиала)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»

В. А. Отришко;
Кандидат филологических наук, доцент,
учитель русского языка ГОУ г. Москвы «Центр образования № 1485»

В. П. Панченко.

Редакционная коллегия:

С. И. Шумарин, М. Р. Шумарина, Е. В. Бессмольная, С. А. Изгорев.

О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.:
С. И. Шумарин, М. Р. Шумарина [и др.] ; Балашовский институт Саратовского ун-та. — Балашов : Николаев, 2010. — 64 с.

ISBN 978-5-94035-417-8

В настоящий сборник включены материалы IX Регионального научно-методического семинара преподавателей русского языка «Инновационная деятельность учителя-словесника как фактор, влияющий на качество образования» (4 февраля 2010 г.). Представленные в неи статьи отражают круг наиболее актуальных проблем теории и методики школьного преподавания русского языка
в современных условиях.

Сборник адресован учителям русского языка, студентам и аспирантам.

ISBN 978-5-94035-417-8 © Шумарин С. И., Шумарина М. Р.,

Бессмольная Е. В. и др., 2010

С о д е р ж а н и е

В. В. Брякин, Л. А. Разаева 7

Образ оратора 7

Е. Ю. Кученева 9

Проектная деятельность как форма организации
самостоятельной работы по русскому языку 9

Н. В. Попова 12

О связи фонетики и орфографии
в школьном курсе русского языка 12

С. И. Шумарин 18

Лингвокультурологический комментарий
как средство формирования языковой личности 18

М. Р. Шумарина 24

Метаязыковые комментарии —
ключ к анализу художественного текста 24

Из опыта работы 30

П. Ф. Беседин 30

Олимпиада по русскому языку
и лингвистическая компетенция выпускников 30

Н. В. Ивченко 33

Интернет в преподавании русского языка и литературы 33

Н. М. Карпова 34

Подготовка к ЕГЭ?..
Не так уж скучно, не так уж трудно 35

Е. А. Мартынова 37

Совершенствование навыка языкового анализа текста
на уроках русского языка в старших классах 37

М. А. Михейкина, Г. Н. Скрынникова 40

Использование технологии проблемно-диалогового обучения
при подготовке к Единому государственному экзамену 40

Г. А. Невзорова 43

Использование мультимедиа в процессе подготовки к ЕГЭ 43

О. В. Невзорова 45

Изучение вопросов риторики, стилистики и культуры речи
по учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта 45

И. Н. Нелидина 47

Устранение пробелов в знаниях при подготовке школьников
к итоговой аттестации по русскому языку 47

С. А. Саврасова 50

Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках подготовки к ЕГЭ по русскому языку 50

Г. Е. Швачкина 52

Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку 52

Методические разработки 55

Е. Г. Драгун 55

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме
«Современные заимствования в профессиональной лексике» 55

Л. Н. Карькаева 57

Конспект урока по русскому языку
«Имя прилагательное» (5 класс) 57

С. К. Кудряшова 59

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему
«Типы речи. Оценка действительности»
(Опыт использования интегративной технологии) 59

И. Н. Нелидина 62

Использование приемов рефлексивной деятельности
на уроке развития речи 62

О. А. Щелокова 64

Задания поискового характера при изучении
стилистической роли параллельных
синтаксических конструкций
(на материале «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя) 64

Наука — школе

В. В. Брякин, Л. А. Разаева

Образ оратора

В настоящее время в школьном преподавании наметился устойчивый интерес к вопросам риторики. И это объяснимо: научить свободно и грамотно высказывать свои мысли публично есть актуальнейшая задача учителя-словесника.

Как известно, еще с античных времен, подготовка ораторского выступления содержит пять этапов, и последний из них — actio — обозначает сам процесс выступления.

На этом этапе важнейшим понятием является образ оратора, с которым связан ряд других важных понятий и положений.

Естественность поведения. Естественность поведения оратора — это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение «оторваться» от текста,
не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.

Неестественное поведение оратора сразу же «считывается» аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория — сама по себе!); угрюмый вид оратора.

Техника речи. Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека — техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи — это когда «хорошо слышно и все понятно». Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.

      1. Дикция (от лат. dictio — ‘произнесение’) — это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо «пропускать» ее.

Существует целый ряд специальных упражнение, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: «Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать» и заботиться о своей дикции.

2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus — ‘время’) — это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи — 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2—2,5 минуты).

Могут наблюдаться две крайности темпа речи: слишком быстрый темп («строчит как из пулемета») или замедленная речь («вымученная», «нудная», «как воду цедит»). Обе крайности темпа утомляют и нервируют аудиторию.

Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

3. Интонация (от лат. intonare — ‘громко произносить’) — важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. Например:

1) Выпоедете на юг осенью? (Вы или не Вы?)

2) Выпоедете на юг осенью? (на юг или на север?)

3) Выпоедете на юг осенью? (осенью или летом?)

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, то есть прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в русском языке. Например:

1) Ребенок: Мама! Я пойду в кино!

Мать: Иди! Иди! (смысл: «Можешь идти, но последствия будут не самыми лучшими!» — угроза).

2) Преподаватель в аудитории: Так, я вижу все готовы сдавать контрольную работу, все разговаривают друг с другом… (смысл: «Если вы разговариваете, я соберу контрольные работы»предупреждение).

Оратор должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие,
а также делать необходимые паузы.

4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.

Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука («громко» — «тихо») для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т. д.).

Внешний вид. Немаловажным является и то, как выглядит оратор во время выступления, как он одет.

Одежда и облик оратора не должны отвлекать аудиторию от содержания речи, поэтому они должны быть нейтральны. Но в некоторых случаях, если тема выступления связана с внешним видом, оратор может использовать одежду, ее детали или предметы туалета в своих целях, и это придаст речи дополнительные оттенки.

Е. Ю. Кученева

Проектная деятельность как форма организации
самостоятельной работы по русскому языку

Инновационная деятельность в образовании напрямую связана с применением новых методик, образовательных технологий, внедрением новых систем обучения. Она подразумевает оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал.

Проект — сравнительно новая педагогическая технология, учитывающая одну из главных характеристик современного человека, действующего в пространстве современной культуры: проектная деятельность предполагает преобразование реальности, строится по определенным правилам, которые можно освоить и усовершенствовать. Проектная деятельность является инновационной, так как именно в ней способны реализоваться познавательные, исследовательские, творческие составляющие учебного процесса. Метод проектов возник еще в начале XX в. в США.
В мировой педагогике он назывался также методом проблем и связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования [Проектная деятельность, с. 5]. Главная идея этой образовательной системы — стимулировать интерес учащихся к процессу приобретения знаний через решение определенных проблем, отработать умение применять полученные знания на практике, стимулировать творческий подход к обучению, развивать индивидуальные способности каждого конкретного ученика.

Проектная деятельность как особая педагогическая технология вошла в образовательные стандарты средней общеобразовательной школы и довольно успешно реализуется в практике преподавания различных дисциплин:

— накоплен значительный опыт ведущих учителей использования проектов в учебной деятельности [например, Фомина, с. 1—5],

— разработаны различные методики организации проекта (например, принято выделять такие этапы проектной деятельности, как этап планирования, аналитический этап, этап обобщения, презентации полученных данных, рейтинговая оценка проекта),

— описаны различные виды проектов (например, по доминирующей деятельности учащихся — практико-ориентированные, игровые, творческие, исследовательские; по предметно-содержательной деятельности — культурологические и лингвистические; по количеству участников проекта — личностные, парные, групповые и т. д.).

Существует определенная специфика использования проектной
деятельности в высшей школе. Сейчас изменяются государственные образовательные стандарты ВПО, главным становится компетентностный подход в подготовке специалиста [Хуторской, 2003, с. 58—64].

В работе Е. И. Ивановой компетентностный метод в обучении определен как альтернатива знаниево-ориентированному методу, используемому до сих пор в большинстве учебных заведений, подразумевающему «наращивание объема» знаний и трактуемый обычно как энциклопедический [Иванова, 2007, с. 1]. Как правило, этот метод не позволяет обучаемому быстро сориентироваться в учебной, а затем и профессиональной ситуации. Компетентностный же подход способствует выработке привычки у учащегося думать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации. Такое практико-ориентированное образование использует деятельностно-компетентностный метод обучения, который предполагает приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности, а в системе высшего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. При этом возникает необходимость в изменении структуры учебного процесса, особое место в котором занимает самостоятельная работа студента.

В российской дидактике высшей школы накоплен значительный опыт организации самостоятельной работы студентов. Изучением данной проблемы занимались С. И. Архангельский, М. Г. Гарунов, А. Г. Молибог,
Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый и др. Термин «самостоятельная работа» получает в их трудах различное толкование. С одной стороны, самостоятельная работа рассматривается как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой — как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов. В широком смысле внеаудиторная самостоятельная работа студентов
понимается как планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Повышение эффективности самостоятельной работы способно существенно влиять и на формирование ключевых компетенций, и на качество подготовки специалиста.

Поэтому наряду с традиционными формами организации самостоятельной работы студентов все чаще используется проектная деятельность.

Проект — очень удачная форма организации самостоятельной работы студентов-первокурсников. Нами накоплен определенный опыт использования проектной деятельности в преподавании курсов «Введение в славянскую филологию» (1 курс филфака) и «Лингвистическое краеведение» (1 курс факультета социальной работы). Несомненно, что в этих проектах преобладает научно-исследовательская тематика. Темы варьируются от общих культурологических (например, «Культурные центры западных (южных) славян», «История заселения Прихоперья (Саратовской области, Балашовского района и т. д.)», «Голос поэта-земляка», «Роль краеведения в патриотическом воспитании молодежи» и др.) до узко филологических (например, «Отражение язычества древних славян в поэзии С. Есенина», «Этнолингвистика. Этнолингвистические словари», «Особенности говора села Полтавка Самойловского района», «Топонимика села Студёнка», «Язык г. Ртищево Саратовской области» и др.). По выбору студентов проекты могут быть как индивидуальными, так и парными, и групповыми. Защита проектов происходит на заседаниях проблемной группы «Лингвистическое краеведение» и в рамках Межфакультетской научно-практической конференции студентов филологического, педагогического факультетов, учащихся школ города «Лингвистические особенности Прихоперья», ежегодно проводимой в БИСГУ.

Таким образом, проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы студентов. Накопив опыт проектной деятельности, студенты смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

    Документ
    Кандидат филологических наук, доцент Балашовского института (филиала)ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. ЧернышевскогоЕ. Ю. Кученева.
  2. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  3. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  4. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  5. Спецкурс для негуманитарных специальностей вузов Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Требования Государственных образовательных стандартов ВПО к профессиональной подготовленности специалистов и бакалавров негуманитарных специальностей определяют, что выпускник вуза должен уметь решать задачи, связанные с анализом научной
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..