Учебное пособие. Часть I. Томск: о-80 Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 99 с

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

_________________________________________________________

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Часть I

Рекомендовано в качестве учебного пособия

Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета

Издательство

Томского политехнического университета

2009

УДК 947(075.8)

ББК (2)я73

О-80

Авторы

Н.И. Гузарова, М.В. Иванова, А.Н. Першиков, А.Ю. Соломеин,

Л.И. Сосковец, Н.В. Трубникова, В.А. Чёрный, С.А. Шпагин

Отечественная история: учебное пособие. Часть I. – Томск:

О-80 Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 99 с.

В пособии с позиций цивилизационного методологического подхода изложены основные проблемы российской и мировой истории с древнейших времен до конца XVIII в. Основано на использовании новейшей исследовательской литературы по истории и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

Подготовлено на кафедре истории и политологии ТПУ и предна­значено для студентов всех форм обучения.

УДК 947(075.8)

ББК (2)я73

Рецензенты

Доктор исторических наук, профессор ТГАСУ

В.П. Андреев

Кандидат исторических наук, доцент СМГУ

Т.В. Мальцева

© Авторы, 2009

© Томский политехнический университет, 2009

© Оформление. Издательство Томского

политехнического университета, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение к курсу

(Н.В. Трубникова) ………………………………………………….4

Традиционные общества древности и средневековья

(В.А. Чёрный)……………………………………………………....14

Славянский мир раннего средневековья

(Н.И. Гузарова) ..…………………………………………………. 22

Киевская Русь и русские княжества в IX−XIII вв.

(Л.И. Сосковец) ……………………………………………………36

Русь и Золотая Орда в ХIII−XV вв.

(С.А. Шпагин)……………………………………………………...47

Европа и мир на пороге Нового времени

(М.В. Иванова)..................................................................................59

Московское государство в ХV−ХVII вв.

(М.В. Иванова, А.Н. Першиков) ………………………………….70

Мир и Россия в эпоху Просвещения

(А.Ю. Соломеин)…………………………………………………..86

Послесловие ………………………………………………………98

ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ

В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

  1. Понятие истории. Роль исторической науки в ХХ в.

  2. Методология истории как специальная историческая дисци-плина.

  3. Современное понимание предмета истории.

  4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

  5. Проблема особенностей развития России в исторической литературе.

Понятие истории. Роль исторической науки в XX в.

История – одна из древнейших разновидностей человеческого познания, возникшая в античной Греции уже к VI в. до н. э. Первоначально греки распространяли понятие «истории» как на весь свод достоверных знаний о природе, так и на безграничные сферы неизведанного. Большое значение «история» приобретает у Геродота, включившего в это функции «распознавания», «разведывания», «спрашивания». В IV в. до н. э. Аристотель предпринял классификацию наук, в которой выделил историю как изучение человеческой деятельности в прошлом, отделив её от поэзии. Однако на протяжении всей античности и средневековья термин «история» ещё не устоялся и зачастую применялся для обозначения всякой научной деятельности. Лишь к концу XVIII в. утверждается современное понимание истории как науки, изучающей человеческое прошлое, но по-прежнему сохраняются несколько толкований данного понятия. Наиболее существенными из них являются два:

  1. история как прошлая действительность;

2) история как рассказ об этой действительности, запечатленный в устной или письменной традиции.

Сочетание данных определений делает очевидной основную проблему исторического познания: насколько сама прошлая действительность соответствует рассказу о ней?

В XIX столетии история как наука переживала свой «золотой век». Существовало убеждение, что историки способны дать истинную картину прошлого, и для её получения достаточно внимательного изучения источников и честного, непредвзятого отношения к предмету исследования.

В ХХ в. история теряет высокий статус «учительницы жизни», теряет во многом потому, что не смогла осмыслить коренные тенденции новейшего, не сумела предвидеть грядущие мировые войны и революции, не предупредила о нарастающей конфликтности будущего. В последнем веке второго тысячелетия в исторической науке появляются самоликвидаторские тенденции, она во многом утрачивает прежнее значение. Такого рода настроения были широко распространены на Западе в 50−70-е гг., а в постсоветскую эпоху распространились и в России.

Однако на фоне распавшихся символов и смыслов исторического познания существует другая тенденция, в которой видны перспективы будущего исторической науки. В XX в. не идеологии, не абстрактные схемы мирового развития, а именно сам человек становится центром, вокруг которого груп­пируется вся система современных познаний, и только история дает ему не­обходимую историческую перспективу, без которой он не может быть понят.

С новым качеством истории связан и момент мировоззренческого харак­тера, выводящий проблему смысла истории за рамки узкого цехового статуса на уровень коренного вопроса современной цивилизации. Человек XX в. ощутил распад связи времен, утратил многие традиционные ориентиры, ес­тественным следствием чего является особое обращение к истории как к науке, способной показать возможные пути решения этих проблем. На во­просы, связанные с определением цивилизационной роли истории и сферой познавательных возможностей исторической науки, отвечает специальная историческая дисциплина − методология истории.

Методология истории как специальная историческая дисциплина

Методология истории изучает природу, принципы и методы историче­ского познания, выполняя функции своеобразной самокритики исторической науки. Она оперирует основными понятиями и категориями, образующими методологический арсенал истории, главная цель которого организовать и систематизировать сложный и многообразный материал, изучаемый истори­ками.

Принципы исторического исследования – это исходные способы истолко­вания исторического материала, принятые в науке подходы к изучению ис­тории. Таковы принципы историзма − понимание любого явления в его исто­рическом развитии; принципы системности − раскрытие целостности объектов через изучение их внутренних связей; принцип объективности, т.е. непредвзятого отношения к предмету исследования и др.

Методы исторического исследования – это специальные приемы научно­го исследования, применяемые в истории (исторический, статистический и др.).

Важное значение имеют в исторической науке категории, т.е. понятия, которые отражают наиболее общие и существенные связи изучаемого мира. К числу фундаментальных категорий принадлежит историческая закономерность – причинно-следственная событийная цепь, сложившаяся на основе объективных предпосылок и условий. Историческая закономерность тесно связана с категорией исторической случайности, которая обозначает универсальные, индивидуальные причины событий, способные нарушить законо­мерный ход истории. Вопрос соотношения этих двух категорий вызывал ост­рые дискуссии в XX в., представляя широкий диапазон мнений – от фаталь­ной предопределенности исторического процесса до его абсолютной стихий­ной случайности. Близко соотносится с двумя предыдущими категориями историческая необходимость − ведущая тенденция развития общества, коре­нящаяся в объективных условиях, но не являющаяся неизбежностью. Важной категорией исторического познания является также альтернативность в ис­тории − признание многообразия исторического процесса, в котором есть разные возможности развития тех или иных событий, одна из которых во­плотится в действительность.

Методология истории − относительно молодая дисциплина, фактически ровесница XX в. Впервые вопросы общей теории и методологии истории были выделены в специальный курс лекций И. Дройзеном в 1857 г. Но под­нятые немецким историком проблемы на протяжении всего XIX в. не пред­ставлялись актуальными, поскольку считалось, что история такая же форма научного познания, как и все прочие, и не имеет особой методологической специфики. Широкий фронт изучения научного своеобразия истории скла­дывается на рубеже ХIХ−ХХ вв. Особое значение в создании новой истори­ческой дисциплины имели труды российских историков.

Российские исследователи внесли в разработку методологии истории свой вклад. Н.И. Кареев в многотомном труде «Основные вопросы философии ис­тории» (1880−1890 гг.) рассматривает стержневые проблемы исторического знания, формулируя свои «основные вопросы» с точки зрения человека как центра истории. В то же время В.О. Ключевский полагал, что методология истории нужна для понимания особенностей и границ исторического познания, а также для выявления общих подходов и принципов изучения отечественной и зарубежной истории. Позднее вопросами методологии истории занимались Д.М. Петрушевский, Р.Ю. Виппер, А.Н. Савин, Е.В. Тарле, Л.С. Лаппо-Данилевский. Последний из упомянутых предпринял наиболее систематиче­ское изложение проблем теории исторического познания и фактически стал создателем теоретического источниковедения, специальной исторической дисциплины, изучающей исторические источники – все историческое насле­дие, испытавшее на себе воздействие человека в прошлом.

В этот период историческую науку в России в значительной мере стимули­ровала социальная действительность, побуждавшая к ожесточенному обсуж­дению проблем прошлого и настоящего. Важным фактором понимания зако­номерностей исторического процесса в России стала и традиция марксизма, к 1917 г. уже достаточно прочно укоренившаяся в общественном сознании, хо­тя отношение российских историков к учению Маркса было неоднозначным.

Следующий период отечественной методологии истории открыл октябрь 1917 г. Началось фронтальное утверждение марксизма, сопровождаемое из­гнанием из университетов «буржуазных» историков. Все существующие ме­тоды познания были пересмотрены в соответствии с системой взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Основными негативными моментами новой политиче­ской кампании в науке было резкое неприятие всего немарксисткого и кри­тика оппонентов, носившая отнюдь не академический характер. Марксизм из влиятельного философского учения перерождался в государственную идео­логию, постепенно приобретая качества государственной религии. Лишь в 50-е гг., в эпоху «оттепели» появляются специалисты в области методологии истории (М.А. Барг, А.И. Данилов, А.Я. Гуревич и др.), доказывающие, что исторический материализм и социология Маркса не могут заменить собой дисциплины, изучающей специальные методы исторической науки. Именно эти ученые во многом определили пути развития методологии истории в постсоветский период, когда марксизм потерял монополию на провозглаше­ние истины и отечественной науке открылось все многообразие зарубежного методологического арсенала. И мировой методологический опыт вновь по­ставил перед отечественными историками вопрос о предмете исторической науки и пределах познания в истории.

Современное понимание предмета истории

Современное понимание предмета истории включает в себя несколько новых черт:

а) объектом исторического изучения является человек. «История, − писал М. Блок, – наука о людях во времени. Надо связывать изучение мертвых с изучением живых». Гуманизация истории – одно из основных качеств совре­менной исторической науки.

Большую роль в новом понимании истории сыграли представители не­скольких поколений французской школы «Анналов» (от названия журнала «Анналы экономической и социальной истории»), у истоков которого стояли Л. Февр и М. Блок.

Французские историки положили начало «истории умонастроений» или «истории ментальности». В отсутствии строгого определения понятия «ментальности» они видели достоинство, которое позволяет уловить многие от­тенки мотивов человеческого поведения, выпадавшие ранее из исторических исследований. Картины человеческих умонастроений могут быть изучены только через раскрытие внутреннего мира человека, постижение сущности исследуемого мира. Данный подход противоположен методу понимания, со­гласно которому достаточно лишь вжиться в предмет исследования, отожде­ствить себя с человеком определенной эпохи.История ментальности –это изучение инородного для историка мира, в котором жили другие лю­ди, имеющие чуждые для современного восприятия мысли, чувства и психо­логические установки. История умонастроений в XX в. стремительно пере­растает из узкой дисциплины во всеобщей подход, применимый к исследова­нию любой эпохи;

б) чрезвычайно расширился сам предмет истории. Все обстоятельства, связанные с человеком прошлого, все сферы его сознательной и бессознательной деятельности стали центром притяжения исследовательского интереса историков. Само восприятие прошлого стало более многогранным и ярким: появляются новые исторические дисциплины, увеличивается круг исторических источников. Если раньше главным основанием для изучения истории были социальные, экономические или политические процессы, находящие отражение в конкретно-исторических формах прошлого, то в последние десятилетия история теряет собственное «проблемное поле», утрачивает целостность и устойчивость внутренних связей, в ней отсутствуют четкие стандарты изучения прошлого. В этом есть существенная опасность, и ученые ищут способы ее преодоления;

в)возможное средство избавления от указанной опасности и следующая особенность современного исторического познания – восстановление тради­ционного принципа повествовательной истории, истории-рассказа. Однако возрождение событийной истории не означает отказа от всех достижений XX в., новые исторические исследования должны оставаться проблемными и аналитичными.

  1. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета 2009

    Учебное пособие
    Х 55 История русской живописи: учебное пособие / Автор- составитель: Л.А.Хлабутина. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 166 с.
  2. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсам «Моделирование систем» и«Автоматизированные системы управления аэс» для студентов специальностей 220301 и 140404 Издательство Томского политехнического университета

    Методические указания
    Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсам «Моделирование систем» и «Автоматизированные системы управления АЭС» для студентов специальностей 220301 и 140404
  3. Учебное пособие Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом (1)

    Учебное пособие
    Социально-политические системы стран Корейского полуострова: учебное пособие / Шараев П.С. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2009.
  4. Учебное пособие: лабораторный практикум Издательство Томского политехнического университета 2010 удк 628. 1(075. 73) + 626. 8(075. 8)

    Учебное пособие
    Н – 192 Водоснабжение и мелиорация: учебное пособие (лабораторный практикум) /А.Д. Назаров, Р.Ф. Зарубина. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.
  5. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2010

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы финансового управления. Представлены основные инструменты и методы финансового менеджмента, анализируются вопросы стратегии и тактики финансового управления, вопросы финансового прогнозирования,
  6. Учебное пособие Саратов 2011 г. Ооо «Издательский центр «Наука» (1)

    Учебное пособие
    Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.
  7. Учебное пособие Саратов 2011 г. Ооо «Издательский центр «Наука» (2)

    Учебное пособие
    кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры физического воспитания и спорта Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского В.
  8. Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2010 (3)

    Документ
    Консалтинг – динамично развивающееся направление деловой активности, к которому прибегают менеджеры всех уровней с целью оптимизации своей деятельности.
  9. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 032301 «Регионоведение», а также может представлять интерес для всех, интересующихся историей и культурой Китая. Удк 008(510)+7036(510)(075. 8)

    Учебное пособие
    П 30 Культура Китая: учебное пособие / В.В. Петрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.

Другие похожие документы..