Тема Различные ситуации в жизнедеятельности человека

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Различные ситуации в жизнедеятельности человека.

Классификация факторов, влияющих на жизнедея-

тельность человека. Стр. 2

Тема 2. Город (поселок) как источник опасности. Правила

поведения пешехода. Стр. 3

Тема 3. Правила поведения пассажира и водителя велосипеда. Стр. 5

Тема 4. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Автобус,

троллейбус, трамвай, автомобиль. Стр. 6

Тема 5. Опасные ситуации в метро. Стр. 8

Тема 6. Чрезвычайные ситуации на железной дороге. Стр. 9

Тема 7. Чрезвычайные ситуации на авиационном и водном

транспорте. Стр. 11

Тема 8. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в

жилище. Пожар. Стр. 12

Тема 9. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в

жилище. Угарный газ, утечка газа. Стр. 14

Тема 10. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в

жилище. Затопление. Разрушение здания. Стр. 15

Тема 11. Средства бытовой химии. Стр. 17

Тема 12. Чрезвычайные ситуации криминального характера

в жилище. Стр. 19

Тема 13. Криминальные ситуации вне жилища. Стр. 21

Тема 14. Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушениями

экологического равновесия. Стр. 23

Тема 15. Системы обеспечения безопасности. Сигналы

оповещения. Средства пожаротушения. Стр. 26

Тема 16. Эвакуация при пожаре и панике. Стр. 27

Тема 17. Индивидуальные средства защиты органов дыхания. Стр. 28

5 класс

Тема 1. Различные ситуации в жизнедеятельности человека.

Классификация факторов, влияющих на жизнедеятельность

человека

Одной из основных задач жизнедеятельности человека является задача выживания. В отличие от животных и первобытного человека современный человек в значительной мере преуспел в вопросе создания условий для своей безопасности. Но с другой стороны, человек утерял многие навыки, которыми обладал ранее. К тому же те меры безопасности и обеспечения благоприятных условий жизни, которые человек создал, зачастую становятся сами причиной возникновения новых опасностей.

Давайте разберемся в вопросе: что же оказывает влияние на безопасность человека, что создает условия безопасности или опасности.

Человека в процессе его жизнедеятельности постоянно окружают различные предметы, вещества, организмы, явления. Совокупность действий окружения человека принято называть факторами, действующими на него.

Фактор – момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении. На человека постоянно оказывают влияние множество факторов. Есть среди них благоприятные, но есть и опасные. В зависимости от природы фактора их принято делить на следующие группы:

- природные факторы – факторы, вызванные силами природы;

- техногенные факторы – факторы, вызванные деятельностью человека (такие факторы, которых не было бы, если бы не было человека);

- социальные факторы – факторы, обусловленные взаимоотношениями человека и общества, людей между собой;

- прочие факторы – факторы, не вошедшие в первые три группы, например, несчастные случаи.

В зависимости от складывающихся факторов человек может находиться в одной из следующих ситуаций:

- комфортная ситуация - ситуация, в которой на человека воздействуют только благоприятные факторы;

- повседневная ситуация – ситуация, в которой на человека воздействуют допустимые для его жизнедеятельности факторы;

- экстремальная ситуация – ситуация, в которой на человека действуют фактор или факторы, вредные для его жизни и здоровья;

- чрезвычайная ситуация – ситуация, в которой на человека действуют фактор или факторы, опасные для его жизни и здоровья.

В городских условиях на человека воздействуют различные факторы, но чтобы избежать экстремальных и чрезвычайных ситуаций, необходимо обладать определенными знаниями и навыками.

Давайте запомним формулу безопасности, с помощью которой человек может обеспечить безопасность своей жизнедеятельности:

1. Предвидеть опасность.

2. По возможности избегать опасность.

3. Действовать умело и решительно, бороться до конца.

4. Смело просить о помощи и самому уметь оказывать ее.

А теперь проанализируем с точки зрения формулы безопасности простую ситуацию – ваш путь из дома в школу. Какие неблагоприятные факторы могут оказывать на вас влияние? Как избежать или значительно уменьшить влияние этих факторов. Дома нарисуйте маршрут из дома в школу и укажите опасные места, там, где нужно быть особенно внимательными, как можно миновать эти места.

Вопросы для повторения темы 1:

1. Что такое фактор, и какие группы факторов воздействуют на человека?

2. В каких ситуациях может находиться человек в зависимости от складывающихся обстоятельств?

3. Как выглядит формула безопасности?

Тема 2. Город (поселок) как источник опасности.

Правила поведения пешехода

В городе довольно много опасностей. Если не быть внимательным, то можно угодить в канализационный люк, с крыши или из окна может упасть тяжелый предмет, можно поскользнуться на дороге зимой, могут встретиться хулиганы или другие преступные элементы.

Но больше всего опасностей представляет дорожное движение. Если не знаешь правил, можно получить серьезную травму. Выходя из дома, вы автоматически становитесь участниками дорожного движения (пешеходы, водители, пассажиры). Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходу приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Обязанности пешехода. Пешеход должен двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться в один ряд по краю проезжей части. Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров и обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительных полос и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
   1.Рука поднята вверх - движение запрещено. Однако, если водитель во время поднятия руки регулировщика не мог остановиться, не прибегая к экстренному торможению - правила разрешают продолжить движение.
   2.Руки вытянуты в стороны или опущены - со стороны груди и спины движение запрещено, со стороны правого и левого бока - разрешено движение: пешеходам и трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам - прямо и направо.
   3.Правая рука вытянута вперед - со стороны правого бока и спины движение запрещено, со стороны груди - всем транспортным средствам только направо, со стороны левого бока трамваю - налево, безрельсовым транспортным средствам - в любых направлениях.

В светофорах применяются различные по цвету сигналы: красный, желтый, зеленый и бело-лунный. Значение их одинаково для всех типов светофоров.
Зеленый сигнал - движение разрешено.
Зеленый мигающий сигнал- разрешает движение и информирует водителей (пешеходов) о том, что его действие истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал.
Желтый сигнал - движение запрещено. Однако, если водитель при переключении зеленого сигнала на желтый находится в непосредственной близости от светофора и не может без экстренного торможения остановиться в установленном правилами месте, ему разрешается продолжить движение.
Желтый мигающий сигнал - разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода. В этом случае водители обязаны руководствоваться знаками приоритета или правилом помех.
Красный или красный мигающий сигнал - запрещают движение.
Сочетание красного и желтого сигналов - запрещает движение и информирует о скором включении разрешающего зеленого сигнала светофора. При этом водителю необходимо приготовиться к началу движения.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедиться, что переход будет для них безопасен.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжить переход можно лишь, убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

При приближении транспортного средства с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеход обязан воздержаться от перехода проезжей части.

Ожидать маршрутное транспортное средство разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. На необорудованных посадочных пунктах разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

Вопросы для проверки знаний по теме 2:

1.1 Где можно ходить пешеходу?

2.1 Где нельзя ходить пешеходу?

1.2 Какие знаки регулировщика вы знаете?

2.2 Где можно переходить проезжую часть?

1.3 Что делать, если красный сигнал светофора застал вас посреди дороги?

2.3 Какой автомобиль опаснее: стоящий у обочины или идущий и почему?

Тема 3 Правила поведения пассажира и водителя велосипеда

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а так же лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Пассажир является участником движения. Он обязан:

- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом шлеме;

- посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;

Если посадка или высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Пассажирам запрещается:

- отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

- при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

- открывать двери транспортного средства во время его движения.

В транспортном средстве необходимо соблюдать порядок и дисциплину. Нельзя сорить, шуметь, высовываться в окна. Чтобы не упасть во время резкой остановки, необходимо крепко держаться за поручни. Будьте вежливы, уступайте сидячее место пожилым людям, больным, беременным, пассажирам с детьми. Заранее готовьтесь к выходу, но во время движения не стойте близко к дверям.

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

Велосипеды, мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.

Водителям велосипедов и мопедов запрещается:

- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением или на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами или мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

  1. Лекция Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества (1)

    Лекция
    Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности 237
  2. Лекция Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества (2)

    Лекция
    Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности 170
  3. Лекция Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества (3)

    Лекция
    Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности 170
  4. Человек не один существует в этом мире. Каждодневно, сталкиваясь с другими людьми, он должен согласовывать, «увязывать» свою личность с личностями его окружения

    Документ
    Человек не один существует в этом мире. Каждодневно, сталкиваясь с другими людьми, он должен согласовывать, «увязывать» свою личность с личностями его окружения, строя на этом свои взаимоотношения в профессиональной деятельности, бизнесе,
  5. Реферат по дисциплине “безопасность жизнедеятельности” На тему: “Чрезвычайные ситуации природного характера

    Реферат
    4. Денисов В.В., Денисова И.А., Гутенев В.В., Монтвелла О.И. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учеб.
  6. Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения»

    Лекция
    3 .Белов СВ. Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности (“Безопасность жизнедеятельности" 2002г№2, с.37-40, №3-c. 37-43).
  7. Рабочая программа По основам безопасности жизнедеятельности на 2009 2010 учебный год (1)

    Рабочая программа
    2."Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки
  8. Рабочая программа По основам безопасности жизнедеятельности на 2009 2010 учебный год (2)

    Рабочая программа
    2."Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки
  9. Конспект лекций по дисциплине «безопасность жизнедеятельности» для иностранных студентов 1-4 курсов дневной и заочной форм обучения

    План-конспект
    Рекомендовано кафедрой безопасности жизнедеятельности, для иностранных студентов 1-4 курсов дневной и заочной форм обучения специальностей: 6.050200 – «Менеджмент организаций», 6.

Другие похожие документы..