Госдума РФ мониторинг сми 10 апреля 2008 г

Ведомости, Валерий Зубов, Владислав Иноземцев, 10.04.2008, №065, Стр. А4

Начавшись в СССР более 20 лет назад, перестройка и сегодня, по сути, не завершена. Похоже, реформы нельзя закончить, если только не прекратить. Отсюда и неверие народа в преобразования и тем более в реформаторов, для которых они стали профессией. Изменит ли судьбу российских реформ новая команда реформаторов, выстраивающаяся ныне на пороге Кремля? Это первая статья в цикле о российских реформах.

Реформы 1990-х гг. стартовали почти одновременно в разных частях планеты. В 1989-1990 гг. начались перемены в Восточной Европе; в феврале 1992 г. "южное турне" Дэн Сяопина дало новый толчок преобразованиямв Китае; летом 1993 г. в Бразилии Фернандо Кардозо ввел в действие свой Piano Real. Полтора десятилетия спустя можно признать: итоги реформ в России и других странах весьма различны. Почему?

Вызовы, стоявшие перед реформаторами, были схожими. Следовало разрушить плановое ценообразование, либерализовать финансовые рынки, обеспечить передачу в частные руки значительной собственности, привлечь передовые технологии с помощью иностранных инвесторов и, наконец, сделать необратимой поддержку реформ.

НАЧАТЬ И ЗАКОНЧИТЬ

На наш взгляд, успех реформ в большинстве указанных стран и их относительная неудача в России обусловлена рядом факторов. Во-первых, и в восточноевропейских государствах, и в Китае, и в той же Бразилии элиты и народ были едины в стремлении отвергнуть и забыть собственное недавнее гнетущее прошлое. Во-вторых, реформаторы готовы были обратиться к народным массам с ясными и четкими предложениями и убеждать их в правильности таковых. В-третьих, план реформ предполагал высвобождение инициативы предпринимателей. В-четвертых, преобразования были проведены быстро, а последующее развитие закрепило их результаты. И наконец, в-пятых, необратимость перемен была гарантирована стремительной интеграцией всех вышеперечисленных государств в мировую экономику и международное разделение труда.

В Восточной Европе и Китае все эти шаги были сделаны в 1990-1992 гг. Отказ от регулирования цен породил инфляцию, достигавшую в 1989-1991 гг. в Венгрии 35 %, в Болгарии - 340 %, а в Польше - 650 % в год. В КНР пик был пройден несколько раньше - в 1988-1989 гг. , когда темп прироста цен достигал 18 %. Однако по мере того, как доля товаров, реализуемых по регулируемым ценам, снизилась (в Восточной Европе-до 15 %, в Китае -до 25 %), конкуренция и эффективность экономики выросли (переход к рыночным ценам на топливо и энергию снизил удельную энергоемкость ВВП Польши, Чехии и Венгрии к 2000 г. на 30-37 % по сравнению с 1989 г. ). Приватизация в Восточной Европе открыла доступ к производственным и финансовым активам как национальным, так и международным инвесторам; в Китае с 1993 г. было допущено создание компаний и корпораций со 100 %-ным западным капиталом. В результате к 2001 г. на принадлежащих иностранцам компаниях было занято 16 % промышленных рабочих в КНР, 22, 4 % - в Польше, 24, 9 % - в Чехии и 29, 6 % - в Венгрии.

Реформы были проведены быстро. Контроль над ценами, в том числе и на энергоносители, был отменен не позже 1 января 1994г. Началась демонополизация. Массовый приход иностранного капитала в экономику состоялся еще в 1993-м; в последующие два-три года были приватизированы (в Восточной Европе) или основаны (в Китае) компании, ныне находящиеся в иностранной собственности. Реформы закреплялись рядом базовых законов (в Венгрии таких было девять, в Польше -11, в Чехии -13, в Китае-не более 10), на протяжении последующих 10 лет в них не вносилось существенных изменений. Государство не считало период реформ исключительным: в Восточной Европе продолжалась нормальная политическая жизнь, с 1995 г. правые правительства начали уступать место левым, с начала 2000-х пошла обратная волна; даже китайская компартия не провела ни одного чрезвычайного съезда. В 1995-1996 гг. восточноевропейские страны вступили в ВТО; Китай вошел в ее состав с декабря 2001 г. Последняя точка в Восточной Европе была поставлена в 2004-2007 гг. , когда все государства бывшего Варшавского блока и страны Балтии вступили в ЕС.

Период транзита уложился в 10-12 лет, собственно реформы заняли 3-6 лет, остальное время экономика и общество привыкали к их итогам. Результаты впечатляют: с 1991 г. ВВП Китая вырос в 4, 8 раза, промышленность-в 7, 1 раза. В 1998-1999 гг. все страны Восточной Европы вышли на дореформенный уровень развития экономики, а к концу прошлого года ВВП Венгрии, Польши и Чехии превышал показатели 1989 г. соответственно на 27 %, 30 % и 49 %. Доля экспорта в ВВП выросла во всех указанных странах в 6-9 раз. В 2007 г. Китай поставил на мировой рынок промышленных товаров более чем на $1 трлн. Экспорт из Венгрии, Польши и Чехии (стран без природных ресурсов и населением в 60 млн человек) достиг в 2007 г. $308 млрд и вплотную приблизился к российскому показателю, обеспеченному нефтью и газом. При этом от 53 % до 64 % граждан восточноевропейских стран поддерживают реформы (хотя и выступали против них в свое время), считая их ушедшим в прошлое эпизодом истории своих стран.

НАЧАТЬ И НЕ ЗАКОНЧИТЬ

В России ни одно из преобразований, начатых в конце 1980-х, не было быстро и решительно доведено до конца. Стабилизация рубля, почти достигнутая в 1995-1996 гг. , рассыпалась в прах в 1998-м. Борьба с монополиями закончилась, не начавшись. Приватизация крупнейших компаний состоялась только в 1996 г. и до сих пор вызывает споры. С 2003 г. доля государства в бизнес-проектах стала расти - вплоть до ренационализации. С проведением пенсионной реформы бюджет Пенсионного фонда стал дефицитным, хотя коэффициент замещения зарплаты пенсией ниже 28 % (в 2001 г. он достигал 32 %) и постоянно снижается. Правительство провело десятки реорганизаций, а число чиновников выросло почти вдвое - с 950 000 чел. в 1991 г. до 1, 69 млн в 2007-м. Их цель - препятствовать развитию экономики, дезориентируя ее субъекты: после "завершения" налоговой реформы в 2005-2007 гг. в Налоговый кодекс внесено 76 изменений (по одному каждые две недели). Законодателей реформировали не меньше: ни один парламент СССР или России в 1987-2007 гг. не избирался по той же процедуре, что предшествующий. Интеграция в СНГ провалилась, а вступление России в ВТО стало самым долгим за всю историю организации.

Можно ли проводить реформы ради реформ? Судя по нашему опыту-да, можно. Но каков смысл? ВВП России только в прошлом году превысил уровень 1989 г. - и то благодаря ценам на энергоносители. Их доля в экспорте превышает советские показатели, а доля машиностроения упала с 14 % до 3, 6 %. За чертой бедности в стране живут более 26 млн человек-около 18 % граждан. Конкуренция с иностранными компаниями проиграна: авиа-и судостроение находятся в коме, более 50 % автомобилей, 85 % лекарств ввозятся из-за рубежа, как и качественная компьютерная техника и средства мобильной связи. Инфраструктура не развивается: за годы реформ в Китае было построено 485 000 км новых дорог с твердым покрытием (из них 160 000 км автострад); в результате протяженность дорожной сети выросла на 139 %, в России же она сократилась (!) на 12 %. Наука деградирует, вузы становятся прибежищем дилетантов.

Почему в России продолжаются реформы, давно закончившиеся там, где их начали одновременно с нами? Прежде всего потому, что российские реформаторы - не контрэлита, боровшаяся за свои идеалы, а простой продукт разложения советского общества. Именно поэтому правящий класс не смог отринуть "достижения" прошлого и перестать лить притворные слезы по советской эпохе. Именно поэтому политику захлестывает популизм и не делается ничего для обретения поддержки среднего класса и формирования подлинной демократической среды. Именно поэтому возник целый слой государственных мужей, способных выдвигать реформаторские идеи, но вовсе не заинтересованных в воплощении их в жизнь.

Задача любой реформы - создать новые условия для жизни общества и дать обществу приспособиться к ним. Гарантия их необратимости - обеспечение конкуренции, открытость мировым рынкам, интеграция в международные организации, создание демократической (как в Восточной Европе и Бразилии) или меритократической (как в Китае) системы отбора управленцев. Успешны реформы, заканчивающиеся быстро и создающие систему, не нуждающуюся в немедленном дальнейшем реформировании. Нескончаемость же реформ - это верный признак несостоятельности реформаторов

АВТОРЫ - ПРОФЕССОР, ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ; ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА, ИЗДАТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ЖУРНАЛА "СВОБОДНАЯ МЫСЛЬ"

***

В России ни одно из преобразований, начатых в конце 1980-х, не было быстро и решительно доведено до конца.

***

Реформы не идут, потому что российские реформаторы - не контрэлита, боровшаяся за свои идеалы, а простой продукт разложения советского общества

ФИНАНСЫ.

Ведомости, автор не указан, 10.04.2008, №065, Стр. Б5

ИНВЕСТИЦИИ

Страховщикам расширят возможности

Минфин рассматривает возможность расширить перечень инвестиционных инструментов для страховых компаний, сказала замдиректора департамента Минфина Вера Балакирева. ПРАЙМ-ТАСС

***

ЗАКОН

Торговля иностранными бумагами

Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий размещение и обращение в России иностранных ценных бумаг. Сейчас в России возможно обращение только РДР. ИНТЕРФАКС

***

Интерфакс

Дума интересуется правилами ПИФов

Госдума поручила комитету по финансовому рынку запросить в ФСФР данные о мерах, принимаемых по разработке и утверждению правил паевых инвестиционных фондов (ПИФов).

***

Интерфакс

Правила для ЗПИФов ПОЧТИ ГОТОВЫ

ФСФР планирует до конца апреля подготовить новую редакцию типовых правил для закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФов), сообщил замруководителя ФСФР Сергей Харламов.

***

Интерфакс

ФАС беспокоит банки

Банки обеспокоены усилиями ФАС, которые могут привести к неограниченному доступу страховщиков на рынок ипотеки, считает вице-президент Ассоциации региональных банков "Россия" Олег Иванов: "Страшный сон банкира: под нажимом ФАС на рынок ипотеки придут неустойчивые мелкие страховщики, обанкротятся и не смогут исполнять обязательства по договорам страхования".

***

Интерфакс

Новые фонды UFG

UFG Asset Management намерена в 2008 г. создать три новых фонда альтернативных инвестиций и привлечь в них $1 млрд, сообщил основной акционер компании Борис Федоров.

***

Интерфакс

Страховка для Центробанка

Страховая группа "Спасские ворота" застраховала автомобили Банка России (от угона и ущерба), а также их водителей и пассажиров (от несчастных случаев) на сумму свыше 4 млрд руб

ЧЬИ БУДУТ ПОЛПРЕДЫ.

Ведомости, Наталья Костенко, Анна Николаева, ВЕДОМОСТИ, 10.04.2008, №065, Стр. А1

Регионы переходят к премьеру Путину

Как стало известно "Ведомостям" , новый президент может лишиться "смотрящих" в федеральных округах. Полпреды перейдут в подчинение к Владимиру Путину как премьер-министру и займутся не политикой, а экономикой

В день инаугурации Дмитрия Медведева все полпреды, как и прочие сотрудники администрации президента, подадут в отставку. Это скорее всего будет использовано для того, чтобы обновить структуру полпредств и кадры, сообщил чиновник одного из федеральных министерств. То, что произойдет реформа, подтверждают еще несколько источников, близких к Кремлю и руководству "Единой России". Суть ее в следующем, сходятся во мнении собеседники "Ведомостей". Восемь лет назад Путин ввел институт полпредов для построения властной вертикали. Полпреды помогали приводить региональные законы и нормы в соответствие с федеральными, присматривали за губернаторами, помогали менять их. Эта работа окончена, теперь надо заняться экономикой, следуя стратегии развития России до 2020 г. (сейчас этот документ готовит Минэкономразвития).

По словам собеседников "Ведомостей" в "Единой России" и одном из министерств, у полпредов в связи с этим будет новая роль: они превратятся в полпредов правительства. В их ведение попадут региональные отделения министерств и ведомств. Самих округов и, стало быть, полпредов будет больше: в Минрегионе разрабатывается план объединения субъектов по макрорегионам, и министр регионального развития Дмитрий Козак говорит, что их будет 10. Сотрудник одного из полпредств считает, что округов станет восемь, дополнительно появится Северный (так назван и макрорегион в плане Козака), в который могут отойти от Северо-Западного округа Мурманская и Архангельская области, Коми, ЯНАО и др.

У Медведева, таким образом, представителей в регионах может не быть. Источник в руководстве "Единой России" считает, что новому президенту они и не нужны: если Путин еще находил с ними общий язык, поскольку он их назначал, то новому президенту эти люди не понадобятся. Новая структура округов может быть и двойного подчинения - и Путину, и Медведеву, возражает один из разработчиков плана реформы: по политическим вопросам они замыкались бы на администрацию президента, а по экономическим - на правительство и премьера.

Чьими бы ни были новые полпреды, они должны быть прежде всего эффективными менеджерами, отмечает источник в администрации действующего президента. Поэтому многие из нынешних полпредов могут лишиться своих постов, так как в экономике не разбираются, добавляет он. А вот новые, более сведущие в хозяйственных вопросах люди смогут даже заменить губернаторов, если под их руководством дела региона идут неважно, считают два депутата Госдумы. По их мнению, путь к этому открывает закон, подписанный 29 марта 2008 г. , снимающий запрет для госслужащих совмещать свой пост с госдолжностью, в случаях если на то будет указ президента.

Член комитета по делам Федерации и региональной политики Госдумы Сергей Пекпеев считает, что вместе с полпредами на кабинет замкнут и губернаторов. Политолог Дмитрий Бадовский полагает, что полпредам добавят полномочий, например надзор за работой отделений федеральных министерств в регионах и координацию развития отраслей в округе.

"Мы ждем уточнения задач" , - лаконично сообщил пресс-секретарь приволжского полпреда Александра Коновалова Михаил Ткачев. "Мы давно мечтали, чтобы кто-то координировал действия субъектов Федерации по развитию экономики" , - радуется губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. "Что хорошо в теории, не всегда получается на практике" , - сомневается губернатор Псковской области Михаил Кузнецов. Губернатор Саратовской области Павел Ипатов рад, что этим будет заниматься Дмитрий Козак, но полагает, что Минрегионразвития требует кадрового усиления.

В ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ УЧАСТВОВАЛИ ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА, КИРА ЛАТУХИНА, ОЛЬГА МОРОЗОВА, НАДЕЖДА ИВАНИЦКАЯ

***

Око президента

По указу президента от 13 мая 2000 г. и дополнениям к нему полпред президента контролирует исполнение в округе решений федеральных органов власти, координирует их деятельность в округе. Согласовывает кандидатуры федеральных госслужащих на должности в пределах округа, вносит президенту кандидатуры для назначения губернатором, предложения о приостановлении действия региональных нормативных актов.

Фото:

- Президент Медведев оставит региональные проблемы Путину и Козаку (слева) /AF

ЗАМЕЩЕНИЕ ИМПОРТОМ.

  1. Госдума РФ мониторинг сми 23 апреля 2008 г

    Документ
    НАИНА ЕЛЬЦИНА, СУПРУГА ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ БОРИСА НИКОЛАЕВИЧА ЕЛЬЦИНА: "НЕПРАВДА, ЧТО ВРЕМЯ ЛЕЧИТ - ГОД ПРОШЕЛ, А БОЛЬ ТАКАЯ ЖЕ СИЛЬНАЯ ".
  2. Госдума РФ мониторинг сми 4 апреля 2008 г

    Документ
    04. 008, Трунина Ольга, 19:00 11 ЭХО МОСКВЫ, ЭХО, 03.04. 008, Климов Александр, 0 :00 1 ЭХО МОСКВЫ, ЭХО, 03.04. 008, Королева Марина, 14:00 1 ЭХО МОСКВЫ, ЭХО, 03.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 22 апреля 2008 г

    Документ
    ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ "ДОМА БЕЛОГОРЬЯ" НЕЗНАМОВ НИКОЛАЙ: "СОЦИАЛЬНОЕ АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ - РЫНОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦПРОЕКТ А".
  4. Госдума РФ мониторинг сми 29 апреля 2008 г

    Документ
    ВЫСТУПЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА КАШИНА, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦК КПРФ, ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ, АКАДЕМИКА РАСХН, НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГОСДУМЫ 25 АПРЕЛЯ.
  5. Госдума РФ мониторинг сми 11 апреля 2008 г

    Документ
    04. 008, Богданова Марина, 0 :00 14 РАДИО РОССИИ, ВЕСТИ, 10.04. 008, Богданова Марина, 08:00 14 РАДИО РОССИИ, ВЕСТИ, 10.
  6. Госдума РФ мониторинг сми 24 апреля 2008 г (1)

    Документ
    Новая газета, Мария КОНДРАШОВА, доктор биологических наук, профессор; Симон ШНОЛЬ, доктор биологических наук, проф, 24.04.2008, №029, Стр. 6-7 Прило 66
  7. Госдума РФ мониторинг сми 10 июня 2008 г (2)

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: ГД твердо намерена осложнить жизнь отцам, которые не желают платить алименты. Депутаты собираются принять в третьем чтении законопроект, который повысит неустойку за неуплату алиментов с 0,1 процента от суммы задолженности
  8. Госдума РФ мониторинг сми 10 июня 2008 г (3)

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: ГД твердо намерена осложнить жизнь отцам, которые не желают платить алименты. Депутаты собираются принять в третьем чтении законопроект, который повысит неустойку за неуплату алиментов с 0,1 процента от суммы задолженности
  9. Госдума РФ мониторинг сми 25 апреля 2008 г

    Документ
    04. 008, Шестакова Анна, 15:00 43 РАДИО РСН, НОВОСТИ, 4.04. 008, 18:00 43 ЭХО МОСКВЫ, ЭХОНОМИКА, 4.04. 008, Князева Анна, 0 :47 43 ЭХО МОСКВЫ, ЭХОНОМИКА, 4.

Другие похожие документы..