Учебно-методическое пособие. Озёрск: уо администрации г. Озёрска, моу сош №38, 2004. 281 с

С.И. Васильева, В.В. Базелюк, Т.А. Воронова,
Н.А. Пауль, Л.Р. Зотова, Н.М. Панина,

С.Д. Мошечкова, О.Л. Потеряева,
Т.С. Гаврилова, И.Л. Титеева

Школа социального развития

личности учащегося

(комплексная программа развития МОУ СОШ №38
на период до 2011 года)

Озерск

2004

УДК 371.2

ББК 74.200

Ш66

Васильева С.И., Базелюк В.В., Воронова Т.А., Пауль Н.А., Зотова Л.Р., Панина Н.М., Мошечкова С.Д., Потеряева О.Л., Гаврилова Т.С., Титеева И.Л. Школа социального развития личности учащегося: Комплексная программа развития МОУ СОШ № 38 на период до 2011 года. Учебно-методическое пособие. – Озёрск: УО администрации г.Озёрска, МОУ СОШ №38, 2004. – 281 с.

Пособие раскрывает содержание комплексной программы развития МОУ СОШ №38 по проблеме становления и социального развития личности учащегося в условиях общеобразовательной школы.

Проанализировано исходное состояние образовательной системы в МОУ СОШ №38.

Определена теоретико-методологическая основа программы развития. Разработана концептуальная стратегия становления школы социального развития личности учащегося. Раскрыто содержание основных направлений развития общеобразовательной школы.

Представлена системная модель управления развитием МОУ СОШ №38 на основе программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением в режиме инновационной активности, определены основные этапы и ожидаемые результаты.

Разработана программа преобразовательной деятельности по реализации основных направлений развития школы.

Рассчитано на научных работников в сфере общего образования, руководителей инновационных образовательных центров руководителей учреждений общего образования, преподавателей и аспирантов педагогических вузов, учителей.

Рецензенты: Н.Н. Тулькибаева, зав. кафедрой педагогики ЧГПУ, док-р пед. наук, профессор

Н.А. Соколова, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии ЧГПУ, кан. пед. наук, доцент

 Васильева С.И., Базелюк В.В., Воронова Т.А., Пауль Н.А., Зотова Л.Р., Панина Н.М., Мошечкова С.Д., Потеряева О.Л., Гаврилова Т.С., Титеева И.Л., 2004.

 УО администрации г.Озерска, МОУ СОШ №38, 2004.

Оглавление

Паспорт программы развития 5

Введение 8

Раздел I. Исходное состояние образовательной системы МОУ СОШ №38 14

I.1. Первичная информация для разработки программы развития 14

I.2. Мониторинг абсолютных и качественных показателей обучения учащихся в МОУ СОШ №38 22

Раздел II. Концептуальная стратегия развития МОУ СОШ № 38 на период до 2011 года 26

II.1. Научный аппарат построения программы развития 26

II.2. Основные направления развития МОУ СОШ №38 49

Раздел III. Управление развитием МОУ СОШ № 38 66

III.1. Генеральная линия управления развитием МОУ СОШ №38 66

III.2. Основные этапы управления развитием школы 90

IV. Программно-преобразовательная деятельность по развитию МОУ СОШ №38 93

IV.1. Программа преобразовательной деятельности по развитию МОУ СОШ №38 на период до 2011 года 93

IV.2. Перспективный план работы МОУ СОШ №38 по реализации программы развития на период до 2011 года 107

Список литературы 124

Тезаурус 145

Приложения 161

Основные нормативно-правовые документы о развитии российского образования 162

Локальные нормативно-правовые документы по управлению развитием МОУ СОШ №38 214

Базисная модель выпускника школы социального развития личности учащегося 248

Динамическая структура личности 251

Классификация типологии ценностей и ценностных ориентаций 254

Программа профессионального роста учителя (образец) 262

Методика диагностики ведущих качеств
личности школьника (по И.А.Кочетову) 266

Паспорт программы развития

Наименование

Комплексная программа развития МОУ СОШ №38 на период до 2011 года

Тема

Концептуальные механизмы становления школы социального развития личности учащегося

Статус

Городская

Функциональная ориентация

Социальная (образовательная)

Государственный заказчик

Управление образования администрации г.Озерска

Основной разработчик

Совет стратегического развития МОУ СОШ №38

Соисполнители

ДТДиМ, ДБЦ, СЮТ, КФСиТ, ОДМиС, КДН, ЦКДМ, ДЮСШ-2, ГОУ НПО ПЛ №16, институт научных консультантов (ЧГПУ, ЮУрГУ, СИБИРО).

Нормативно-правовая база

Конвенция о правах ребенка, положение Устава Всемирной организации ООН, декларация принципов толерантности (резолюция 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995), резолюция 27с/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО, рекомендации №1286 Парламентской Ассамблеи Совета Европы о европейской стратегии в защиту детей (январь 1996), Конституция РФ, Закон «Об образовании», Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования до 2010 г., Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Типовое положение «Об учреждении общего образования», инструкции Минздрава по соблюдению требований СанПиН в образовательных учреждениях, инструктивно-методическое письмо МО РФ от 19 марта 1996 г. о гражданско-правовом образовании

Сроки реализации

сентябрь 2004 – декабрь 2010 года

Источники и объемы финансирования

Федеральный бюджет, муниципальный бюджет, доход от дополнительных платных образовательных услуг, спонсорские услуги

Ожидаемые результаты реализации

Создание полноценных условий для становления и социального развития личности учащегося, обеспечивающих достижение современного качества образования через:

– сформированность гуманистической социокультур-ной системы ценностей и ценностных ориентаций у учащихся толерантности, духовности и культуры;

– сформированность целостной системы универ-сальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности;

– становление и развитие активной общественной и жизненной позиции у учащихся, способности к успешной самореализации в обществе;

– развитие у учащихся способностей творчески мыслить и действовать в различных видах деятельности (учебной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной);

– сформированность здорового образа жизни, труда и отдыха у учащихся;

– обеспечение готовности учащихся к реализации своих потенциальных жизненно важных профессиональных планов с последующей адаптацией на рынке труда;

– сформированность гражданской ответственности, инициативности и правового самосознания личности учащегося, способного стать достойным гражданином Российской Федерации.

Конечным результатом реализации программы развития должна стать социальная зрелость личности учащегося

Реализуется на площадках

МОУ СОШ №38, ГОУ НПО ПЛ №16, ДТДиМ, СЮТ, Совет стратегического развития МОУ СОШ №38, ДБЦ, ДЮСШ-2, ЦКДМ

Управления

Административный совет МОУ СОШ №38, родительское вече, Координационный совет образовательного партнерства, методический совет стратегического развития МОУ СОШ №38, педагогический совет МОУ СОШ №38, совет при президенте ученического самоуправления МОУ СОШ №38

Система контроля реализации программы

Призвана своевременно обнаруживать отклонения от поставленных целей, путей и сроков, путем текущего и итогового мониторинга по оценке конкретных результатов социального развития личности учащегося

Периодичность и регулярность форм контроля

Заседание совета стратегического развития школы (один раз в триместр), заседание административного совета школы (один раз в неделю), заседание коор-динационного совета образовательного партнерства (один раз в триместр), заседание родительского вече (один раз в триместр), педагогического совета школы (один раз в триместр) с представлением аналитических материалов в Управление образования администрации г.Озерска (не реже одного раза в год)

Введение

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового каче­ства экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с вы­делением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Реализация обозначенных актуальных проблем находит свое отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долго­срочную перспективу и определяет приоритеты имеры реализации генеральной, стратегической ли­нии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового раз­вития, обусловливающие необходимость сущест­венных изменений в системе образований:

– ускорение темпов развития общества, расши­рение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

– переход к постиндустриальному, информаци­онному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы ком­муникабельности и толерантности;

– возникновение и рост глобальных проблем, ко­торые могут быть решены лишь в результате со­трудничества в рамках международного сообщест­ва, что требует формирования современного мыш­ления у молодого поколения;

– динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированно­го и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, опре­деляющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготов­ке работников, росте их профессиональной мобильности;

– возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 про­центов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так ивзрослого населения.

На основе анализа состояния российского образования Концепция раскрывает новые социальные требования к системе российского образования, которые обуславливают необходимость её модернизации.

Таким образом, остро стоит вопрос разработки программ развития образовательных учреждений, ориентированных на модернизацию образования.

Программа развития образовательного учреждения должна соотноситься с ведущей целью модернизации образования.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

– обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения пол­ноценного образования;

– достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального обра­зования;

– формирование в системе образования норма­тивно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебю­джетных ресурсов;

– повышение социального статуса и професси­онализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

– развитие образования как открытой государ­ственно-общественной системы на основе рас­пределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли участников образовательного процесса обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, родителями и работодателями.

  1. Доклад осостоянии и мерах по предупреждению беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области в 2011 году

    Доклад
    О состоянии и мерах по предупреждению беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области

Другие похожие документы..