Отчет о результатах самообследования деятельности

Итоговая государственная аттестация в соответствии с ''Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений'', утвержденным Постановлением №3 Госкомитета РФ по высшему образованию от 25.05.94 г., осуществляется государственными аттестационными комиссиями (ГАК), в состав которых входят государственные экзаменационные комиссии. Основными функциями ГАК являются:

  • комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствие его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности;

  • разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки выпускников на основании работы комиссий.

Для совершенствования учебно-методической работы в институте и на факультетах созданы и активно работают методические советы. Работа методи­ческого совета института осуществляется в соответствии с планом работы, согласно которому рассматриваются вопросы по различным направлениям учебной и методической работы, например, межпредметных дисциплинарных связей, разработке и реализации учебных планов и учебных программ, курсового проектирования, самостоятельной работы студентов обсуждает и рекомендует к изданию методические пособия и методические указания.

Большое внимание методические советы уделяют вопросам межпредметных связей и новым технологиям в обучении с учетом требований государственного образовательного стандарта. Широко используются групповые занятия (практические, семинарские), на которых реализуются различные методы обучения, такие как: анализ конкретных ситуаций, метод проблемного обучения, метод контрольных вопросов, тренинги, дидактические игры и т.д.

  • на агроинженерном факультете внедрена новая технология выполнения графической части курсовых и дипломных работ с использованием персонального компьютера и программного обеспечения AutoCAD, программа по оптимизации рационального кормления крупного рогатого скота и биометрической обработки результатов научных исследований;

  • на экономическом факультете разработаны темы занятий в виде деловых игр, карточки программированного обучения, компьютерные учебные программы по различным дисциплинам.

Общая организация учебного процесса в Томском СХИ осуществляется в единой схеме непрерывного профессионального образования. Подчиняясь изначальной цели отбора талантливой сельской молодежи, для обучения сельскохозяйственным профессиям институт взаимодействует в учебно-методическом плане сельскими школами и техникумами Томской области.

Довузовскую подготовку и прием абитуриентов осуществляет приемная комиссия, которая организует свою деятельность в соответствии Положением о приемной комиссии, Правилами приема в Томский сельскохозяйственный институт. Приемная комиссия оформляет стенд, содержащий необходимую информацию для абитуриентов: Лицензию вуза на право ведения образовательной деятельности, перечень специальностей на которые вуз объявляет прием документов в соответствии с лицензией, план набора слушателей на бюджетной основе, Правила приема в образовательное учреждение, перечень вступительных испытаний, Положение об апелляции, списки групп, расписание вступительных экзаменов, образец договора для поступающих на места с оплатой стоимости обучения.

Начиная с 2004 года набор на очное обучение в институте ведется по результатам Единого государственного экзамена.

При поступлении, как на заочное, так и на очное отделение приоритет остается за сельской молодежью.

В институте проводится планомерная работа по повышению качественного набора студентов на первый курс, которая осуществляется через систему профориентационной деятельности довузовской подготовки. В соответствии с концепцией и программой развития института создана единая система непрерывного профессионального образования, в задачу которой входит организация довузовского образования и профориентационная работа. В институте используются следующие формы организации профориентационной работы:

  • выезды дирекции и сотрудников института в сельские школы и техникумы области,

  • ежегодное посещение ярмарок учебных мест во всех районах области,

  • ежегодно в институте проводится традиционный «День открытых дверей», во время которого все желающие могут познакомиться с правилами приема, перечнем специальностей, учебными лабораториями и кафедрами института,

  • встречи с выпускниками городских и районных школ, техникумов, колледжей (выступление на тематических классных часах),

  • партнерство с Томским сельскохозяйственным техникумом и проведение профориентационной работы для выпускников техникума, в результате которой 60-70% выпускников приходят в год окончания техникума поступать на заочное или очное отделение института,

  • сотрудничество с главами районных Администраций с целью профориентации молодёжи на аграрные специальности и реализации программы по развитию АПК ТО,

  • выпуск статей и рекламных объявлений на радио, в районных и областных органах печати,

  • ежегодный выпуск рекламных проспектов, клипов на местном телевидении,

  • проведение межвузовской областной олимпиады школьников по дисциплинам, необходимым для поступления в сельскохозяйственный институт. В 2005 году в олимпиаде приняло участие 113 человек (200 работ), в 2006 – 406 человек (800 работ),

  • привлечение к профориентационной деятельности студентов института: в период каникул лучшие студенты выступают в тех школах где проживают родители, предварительно проводится конкурс на лучший доклад о институте, по результатам которого выявленные победители уезжают домой после сессии в командировку; студенческий театр выступает на Дне открытых дверей, на ярмарках учебных мест (которые проходят в дни каникул студентов или выходные).

В 2007 году ожидается резкое уменьшение количества выпускников сельских школ Томской области (в 2,5 раза). Этим объясняется повышенное внимание профориентационной работе, постоянный контроль работы приемной комиссии со стороны дирекции института, отчеты ответственного секретаря на Ученом совете и оперативных совещаниях при директоре.

Активизировалась работа факультетов института по профориентации и профессиональному отбору, которая включает участие в организации и проведении олимпиад среди школьников, создании рекламных плакатов, буклетов.

Ежегодно организуются подготовительные курсы по русскому языку, биологии и математике. За последние 5 лет прошли подготовительные курсы 320 человек (44 в 2006 году). В результате 100% слушателей были зачислены в вузы Томска, из них 94,8 % поступили в Томский сельскохозяйственный институт.

В 1999 году в институте была разработана программа сотрудничества и методика совместной работы с сельскими школами Томской области по обучению учащихся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к абитуриентам на вступительных экзаменах. Сегодня вполне очевидно, что предложенная система подготовки учащихся дала положительные результаты. Процент слушателей подготовительных курсов, зачисленных в на 1 курс, высок (94,8%). Анализируя количество лиц, зачисленных на все специальности, а также по договорам на предоставление услуг с частичным возмещением затрат на обучение (по социальному заказу администрации области), можно отметить динамику роста.

Институт ведет подготовку специалистов по очной и заочной формам обучения. Набор студентов на 1-ый курс осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема, а сверх этих цифр – с полной или частичной компенсацией затрат на обучение.

Из 348 заявлений, поданных в 2006 году на очную форму обучения, наибольшее количество заявлений подано на экономико-юридический и агроинженерный факультеты. Принято было 177 человек, в том числе сверх контрольных цифр (с полным возмещением затрат) – 113 человека, что составило 63,8 % от общего числа поступивших.

В целом, порядок организации приема на обучение в институт соответствует установленным требованиям действующих нормативных правовых актов Министерства образования РФ. В то же время в целях совершенствования отбора абитуриентов, выполнения плана зачисления, а также эффективного контроля за распределением выпускников следует усилить взаимодействие вуза с администрацией области и районов.

6. Качество подготовки специалистов

6.1. Оценка качества знаний

В Томском сельскохозяйственном институте сложилась система контроля качества знаний, реализация кото­рой начинается с момента вступительных испытаний и далее осуществляется в про­цессе обучения по дисциплинам учебных планов образовательных программ, по результатам оценки государственных экзаменов, защит выпускных квалификационных работ.

Таким образом, многоэтапный контроль качества обучаемых осуществляется в институте на всех этапах многоуровневой системы образования:

  • контроль качества контингента будущих абитуриентов института в рамках отдела довузовской подготовки, а также в лицеях, школах и техникумах;

  • контроль качества контингента поступающих в вуз абитуриентов с помощью традиционных и совре­менных аттестационных технологий, в том числе единого государственного экзамена;

  • текущий, промежуточный контроли качества, в том числе декан­ский контроль остаточных знаний, результатов обучения с максимальным использованием личностно-ориентированного подхода, как в обучении, так и в контроле, с соблюдением всех принципов непрерывного образования;

  • контроль качества остаточных знаний на всех курсах вуза;

  • итоговый контроль качества обучения по всем ступеням многоуровневой сис­темы высшего образования по изучаемым дисциплинам и государственная аттеста­ция выпускников по результатам оценки государственных экзаменов, защит дипломных работ;

  • рекламационный контроль качества выпускников института по отзывам работодателей, по отзывам прессы, населения, по рейтингу вуза в целом.

Анализ системы профориентационной работы показывает, что она обеспечивает достаточно качественный отбор абитуриентов и закладывает основы для дальнейшего качественного обучения студентов.

Основной формой проверки качества знаний студентов являются промежуточные аттестации и экзамены, проводимые в соответствии с графиком учебного процесса по соответствующему расписанию. Содержание экзаменационных билетов и испытательных материалов для промежуточных аттестаций соответствует ГОС ВПО в части требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

В ходе самообследования качество знаний студентов определялось по результатам тестирования остаточных знаний по всем блокам дисциплин.

Опрос по блокам дисциплин показал следующие результаты:

По блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин были привлечены к опросу 333 студента 2, 3, 4 курсов (92,7%) контингента обучающихся студентов. Получены оценки:

отлично – 12,0%

хорошо – 25,2%

удовлетворительно – 55,0%

неудовлетворительно – 7,6%

По блоку математических и естественно-научных дисциплин было привлечено к опросу 437 студент 2, 3 курсов (92,0 %). Получены оценки:

отлично – 3,0%

хорошо – 23,8%

удовлетворительно – 65,7%

неудовлетворительно – 6,4%.

По блоку общепрофессиональных дисциплин было привлечено к опросу 638 студентов 2, 3, 4, 5, 6 курсов (93,4%). Получены оценки:

отлично – 7,8%

хорошо – 42,9%

удовлетворительно – 50,0%

неудовлетворительно – 3,1%.

По блоку специальных дисциплин было привлечено к опросу 537 студентов 4, 5, 6 курсов (94,5%). Получены оценки:

отлично – 10,0%

хорошо – 44,1%

удовлетворительно – 39,1%

неудовлетворительно – 1,9%.

Всего в контрольных опросах приняло участие более 93,2% студентов 2-6 курсов.

Анализ качества подготовки специалистов осуществлялся также по результатам государственной аттестации выпускников, которая в институте включает в себя итоговой междисциплинарный экзамен по специальности, защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускающими кафедрами ежегодно проводится большая работа по организации проведения государственной аттестации студентов. Защита дипломных работ (проектов), в основном, осуществляется успешно. По всем специальностям студенты выполняют работы творчески, показывая знания и умения по избранной специальности. Выпускающие кафедры предлагают студентам актуальные, практически значимые темы, которые востребованы производством. Показателем качества дипломных работ и проектов является выполнение исследований по заявкам предприятий; рекомендации к внедрению разработок; публикации по результатам дипломных работ в научных сборниках. По итогам работы ГАК 2006 учебного года из общего числа дипломных работ и проектов (более 70%) выполнены с применением ЭВМ. Выполнены по заявкам предприятий и организаций более 30%. Оценку уровня аттестационных работ дают ведущие специалисты производства и отрасли, включаемые в состав рецензентов выпускных работ и ГАК по специальности.

В состав ГАК входят специалисты Департамента сельского хозяйства области, имеющие большой стаж практической работы, а также ведущие преподаватели института. Председатели ГАК назначаются из числа ведущих ученых НИИ и аграрных университетов и академий Сибирского региона, их кандидатуры рассматриваются на заседаниях Ученого совета института и утверждаются в Министерстве сельского хозяйства РФ. Результаты ГАК обсуждаются на факультетах и докладываются на Ученом совете института.

По итогам сдачи выпускных квалификационных экзаменов по специальности в 2006 году получено 38,8% отличных оценок, 41,9% хороших оценок. Процент неудовлетворительных оценок меньше 4%. В отчетах председатели ГАК оценивают системность знаний выпускников, аргументированность ответов и выводов, современность и актуальность выбранных тем.

Анализ результатов защиты дипломных проектов и работ, отчетов председателей государственных аттестационных комиссий за 2001-2006 гг. показал, что большинство дипломных работ (проектов) соответствуют требованиям современного производства, отражают основные направления и концепции развития новых технологий и техники. В дипломных работах (проектах) рассматриваются технические, экономические, экологические, правовые, организационные и научно-исследовательские вопросы по повышению урожайности сельскохозяйственных культур, эффективному использованию земель Томской области. Выпускники экономических специальностей хорошо ориентируются в современных экономических проблемах, проблемах инвестиций, работе с ценными бумагами, производственно-коммерческой деятельности предприятий различных организационно-правовых форм. Большинство работ (проектов), выполненных студентами по специальностям агроинженерного факультета отличаются актуальностью и современностью решаемых вопросов. Тематика этих проектов учитывает тенденцию развития крестьянско-фермерских хозяйств, ресурсосберегающих технологий, технологий с применением зарубежных машин.

Институт заключает договоры на подготовку специалистов с хозяйствами Томской области, с областной администрацией. На сегодняшний день по договорам обучается 20% студентов очной формы обучения.

Востребованность выпускников заочной формы обучения составляет 100%, в связи с тем, что студенты поступают на учебу с места постоянной работы.

Отзывы о работе выпускников института свидетельствуют о достаточно высоком уровне профессиональной подготовки специалистов.

За все годы существования вуза рекламаций на подготовку выпускников не поступало.

По данным Департамента Федеральной службы занятости населения по Томской области на учете в службе занятости состоит менее 5% выпускников Томского сельскохозяйственного института.

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Уставом университета.
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (2)

    Содержательный отчет
    Устав университета рассмотрен конференцией коллектива 1 июня 2006 г., утвержден приказом Минсельхоза РФ от 23 октября 2006 г. №642-У и зарегистрирован в установленном порядке.
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности (7)

    Содержательный отчет
    3.1 ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ И ЕЕ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. ДИНАМИКА ПРИЕМА ПО ВСЕМ УРОВНЯМ И ФОРМАМ ПОДГОТОВКИ.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности (5)

    Содержательный отчет
    На основании решения Ученого Совета института и приказа ректора № 39/2-0 от 28.11.2011г. в период с 01.12.2011г. по 30.12. 2011г. проведено самообследование в целях определения готовности Евразийского института экономики, менеджмента,
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности (2)

    Содержательный отчет
    ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  6. Отчет о результатах самообследования деятельности (4)

    Содержательный отчет
    ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
  7. Отчет о результатах самообследования деятельности (1)

    Содержательный отчет
    6.7 Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса,
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности (6)

    Содержательный отчет
    Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности филиала в 2003-2007

    Содержательный отчет
    В целях качественной и своевременной подготовки к Экспертизе приказом директора Филиала от 03.09.2007 № 78/2 назначены ответственные за подготовку соответствующих разделов сводного отчета.

Другие похожие документы..