Отчет о результатах самообследования деятельности

Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин: в тематическом аспекте данный цикл дисциплин обеспечен достаточно полно за счет многообразия приобретенной за последние годы учебной, научной, справочной, периодической литературы. Что касается количественных показателей книгообеспеченности студентов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, то этот показатель составляет 0,5. Но за счет перераспределения фондов между абонементом и читальным залом в библиотеке созданы благоприятные условия для изучения данного цикла дисциплин.

По блоку математических и естественнонаучных дисциплин: книгообеспеченность данных учебных дисциплин составляет 0,63. Это наиболее стабильная часть фонда, равномерно пополняемая на протяжении последних лет.

Блок общепрофессиональных дисциплин имеет показатель книгообеспеченности – 0,53. Эта часть фонда наиболее консервативна, менее других подвержена резким колебаниям в показателях спроса и старения информации. Также является равномернопополняемой частью учебного фонда.

Блок специальных дисциплин: книгообеспеченность составляет 0,55. Для систематического пополнения фонда этой литературой используются более широкие аспекты источников комплектования: книгообмен с профильными вузами, самостоятельное издание учебной литературы.

С учетом показателя средней книгообеспеченности для всех специальностей созданы отдельно благоприятные условия для занятий в читальных залах и выписывается периодическая литература по 13-ум наименованиям.

Библиотека оснащена компьютерной и множительной техникой, выполняет работу по созданию электронных баз данных библиотеки: тематический поиск в электронных базах данных, составление тематических списков литературы, представление текстов и копировально-множительные работы.

Институт имеет современную информационную базу, обеспечивающую возможность обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, располагает базами данных по всем профилям реализуемых образовательных программ.

В решении проблем информатизации Томского сельхоз институт придерживается основной концепции информатизации высшего образования, которая определяет приоритет в разработке и во внедрении информационных технологий учебного назначения: создание учебно-методических разработок, электронных справочников и учебников, поиск альтернативных путей индивидуального обучения с использованием информационного пространства, создаваемого сетевым доступом, в том числе мировой информационной сети Internet. Исходя из этого, мы считаем, что основные задачи автоматизации учебно-методической работы и организационной работы учебного процесса должны решаться в едином информационном пространстве локальной сети института. В перспективе локальная вычислительная сеть нашего института должна предоставить студентам, профессорско-преподавательскому составу института широкий и открытый доступ к накопленным в России и за рубежом информационным ресурсам.

В настоящее время в институте вычислительная техника широко и активно используется в процессе обучения студентов. Компьютерные аудитории оснащены компьютерами класса не ниже IBM PCPentium 3 с различной конфигурацией внешних устройств, необходимых для учебного процесса. В 2006 году на собственные средства институт приобрел новый компьютерный класс PC Pentium 4. В настоящее время в институте функционируют 5 компьютерных аудиторий: 3 на экономико-юридическом факультете, один специализированный бухгалтерский класс и 1 класс на факультете ветеринарной медицины. В 2007 году институт планирует приобрести еще 20 PC Pentium 5 для модернизации существующих компьютерных классов. В ближайшее время необходимо приобрести еще один компьютерный класс для обучения студентов агроинженерного факультета.

В 2006 году решением Ученого совета ТСХИ в институте создан Центр информатизации, в состав которого входят учебные компьютерные классы.

Учебный план по информационным дисциплинам предусматривает поэтапное усложнение программы обучения, начиная с первого курса и до старших курсов, в основном, используются интегрированные программные средства.

На начальном уровне обучения студентов всех специальностей кафедра общенаучных дисциплин использует всевозможные тренажеры типа: Baby Type, Milton, Solo, которые дают возможность студентам овладеть работой на клавиатуре для операционных систем MS Windows. Изучаются общий принцип работы с операционной системой MS Windows. B учебный процесс включено обучение языкам программирования (QBASIC, Visual Basic).

Следующий уровень подготовки предусматривает изучение пакета программ Microsoft Office, включающего MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint и др.

В дальнейшем процесс обучения для старших курсов нацелен на широкое использование прикладных и специализированных программных средств в зависимости от специализации для каждого факультета.

Студенты Томского сельскохозяйственного института изучают принципы работы с пакетами юридических и правовых документов, с многофункциональными программными комплексами для управления предприятием, с бухгалтерскими программами и пакетами статистической обработки данных, моделирования систем различной сложности.

Большинство выпускающих кафедр уделяют внимание таким эффективным и доступным формам активизации учебного процесса, как компьютерные обучающие программы, видеофильмы, наглядные пособия, демонстрационные занятия в спецлабораториях, активные формы проведения занятий. Практикуются междисциплинарные курсовые проекты, обеспечивающие системное изучение материала по реализуемым образовательным программам и являющиеся основой выпускной квалификационной работы – дипломного проекта (работы).

Наряду с обновлением компьютерных классов и разработкой программного обеспечения в институте большое внимание уделяется новейшим информационным технологиям в обучении. В образовательной деятельности преподаватели активно используют мульти­ме­дий­ные проекторы, цифровые фото- и видеокамеры. На факультете ветеринарной медицины лекционная аудитория оборудована стационарным компьютером, мультимедиа проектором и звуковой системой. В 2007 году такие же аудитории появятся на экономико-юридическом и агроинженерном факультетах.

Таким образом, самообследование показало достаточность учебно-методического и информационного обеспечения профессиональных образовательных программ. Наряду с этим требуется продолжить обновление учебной и научной литературы по специальностям и направлениям подготовки. На сегодняшний день ощущается нехватка современного лабораторного оборудования в спецлабораториях института.

5. Качество организации учебно-воспитательного процесса по аттестуемым ООП

Качество подготовки специалистов во многом определяется уровнем организации процесса обучения слушателей, регламентированной Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Уставом НГАУ, Положением об институте и другими нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации.

Учебный процесс в институте организован в полном соответствии с утверждёнными Ученым советом института для каждой специальности учебными планами и графиком учебного процесса. Набор студентов на первый курс осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема. Проводя анализ набора 2001-2006 гг., можно отметить заметный рост количества поданных заявлений и увеличение плана приема. Это обстоятельство характеризует неуклонный рост спроса на образование и авторитет института среди других вузов Томска.

Планирование аудиторных занятий студентов осуществляется на основе рабочих учебных планов. Рабочие учебные планы разрабатываются с учетом указанного в годовом графике учебного процесса количества недель в каждом семестре, а также сводных данных по бюджету времени (по срокам и неделям).

Планирование учебной деятельности профессорско-преподавательского состава начинается с расчета учебной нагрузки, который осуществляется на весь учебный год на основе рабочих учебных планов и норм планирования и учета затрат времени на данную работу. Общий объем учебной работы студентов, включая самостоятельную работу, не превышает 54 часов в неделю. За кафедрами закреплены учебные дисциплины и устанавливаются нормы времени по отдельным видам учебной нагрузки, при этом предусматриваются консультации студентов. Кафедра проводит расчет учебной нагрузки по установленной в институте форме и предоставляет её в учебную часть. Кроме учебной нагрузки в план кафедры включаются разделы по учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работе, а так же другие виды работ, определяющие учебно-методическую и научную деятельность коллектива. План кафедры обсуждается на заседании кафедры, согласовывается с деканом факультета и утверждается проректором по учебной работе.

Одновременно с разработкой плана кафедры заведующий кафедрой осуществляет распределение учебной нагрузки между преподавателями с учетом средней индивидуальной нагрузки преподавателя на предстоящий учебный год и выполняемых им других видов работ. Наряду с учебной нагрузкой каждым преподавателем осуществляется планирование учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и других видов работ. По окончании каждого семестра преподаватели отчитываются в выполнении индивидуального плана работы на заседании кафедры. На основании отчетов преподавателей о работе за учебный год оформляется по разделам отчет кафедр и проводится отчет факультетов.

Завершающим этапом планирования учебного процесса в институте является расписание учебных занятий, которое регламентирует учебную деятельность вуза в целом. Расписание занятий составляется на семестр и вывешивается на информационном стенде. Расписание занятий включает номер учебной группы, учебную дисциплину, вид занятий, дату, время и место его проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятия.

По всем дисциплинам учебных программ разработаны учебно-мето­ди­че­с­кие комплексы, которые обновляются соответственно ГОС и распределению в учебном плане объема учебного времени.

Учебные занятия в институте проводятся в форме лекций, практических, семинарских, лабораторных занятий и консультаций (индивидуальных или групповых). Лекции призваны обеспечивать единство обучения и воспитания при изучении каждой отдельной дисциплины и направлять самостоятельную работу студентов. Практические и семинарские занятия проводятся с целью закрепления и углубления знаний студентов, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, формирования умений и навыков применения теоретических знаний при решении практических задач. Целями лабораторных занятий являются экспериментальное подтверждение теоретических положений изучаемой науки, формирование у студентов умений обращения с объектами исследования и лабораторным оборудованием и обучение их методике экспериментирования, обработке и анализу результатов экспериментов. Консультации (индивидуальные и групповые) проводятся с целью оказания помощи студентам в изучении вопросов, определенных для самостоятельной работы по предмету, и поэтапного контроля за систематичностью работы студентов.

Все виды учебных занятий, включенные в расписание, кроме факультативных, являются обязательными для посещения студентами. В институте используются различные формы и методы проведения учебных занятий с учетом специфики преподаваемой дисциплины и современных требований к уровню высшего образования.

Большое значение придается внедрению новых форм и методов обучения, а также средств активизации познавательной деятельности студентов (деловая игра, рейтинг, круглый стол).

В институте предусмотрены различные уровни контроля эффективности учебных занятий:

  • контроль на уровне преподавателя, осуществляемый непосредственно самим преподавателем в форме устных опросов студентов, письменных контрольных работ, коллоквиумов, анкетирования;

  • контроль на кафедральном, факультетском и институтском уровне, промежуточных и итоговых контрольных работ, проверки остаточных знаний.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная рабочими учебными планами как вид учебной работы, выполняется без непосредственного вмешательства преподавателя, но под его руководством. Это позволяет целенаправленно развивать у студентов самостоятельность как личностное качество, а с другой стороны – вовлекать их в самостоятельную учебную деятельность и формировать умение её организации. Обязательная самостоятельная работа в институте включает в себя:

  • подготовку к текущим занятиям (лекциям, практическим, семинарским занятиям и лабораторным работам);

  • подготовку к таким формам текущего контроля знаний как коллоквиум, контрольная работа, блочный контрольный опрос;

  • изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельное освоение;

  • выполнение домашних заданий, расчетно-графических работ, курсовых работ и курсовых проектов;

  • подготовку рефератов и докладов.

Общий объем самостоятельной работы студента по каждой дисциплине определяется на основании дифференцированных норм времени. Он не должен превышать нормы установленной соответствующей графой учебного плана.

Формами текущего контроля за самостоятельной работой студентов явля­ются: выборочный опрос, защита рефератов, расчетно-графических, курсовых работ, письменный опрос (контрольная работа), сдача коллоквиума и др.

Компьютеризация учебного процесса охватывает практически все существующие процедуры самостоятельной работы студентов: самообучение, самоконтроль, подготовка к практическим и лабораторным занятиям, проведение расчетов в рамках курсового и дипломного проектирования, подготовку к экзаменам. Студенты могут заниматься в компьютерных классах института в свободное от занятий время.

На кафедрах специальных дисциплин практикуется выполнение студентами курсовых и дипломных работ по заданиям сельхозпредприятий (с частичным выполнением работ непосредственно на базе аграрных предприятий).

Важным средством реализации связи учебного процесса с производством являются учебные, производственные и технологические практики. Они проводятся в соответствии с графиком учебного процесса, рабочими учебными планами и программами практик, разрабатываемыми на соответствующих кафедрах. Практики позволяют не только познакомиться с реальным производством, приобрести производственные навыки, но и накопить необходимый материал для выполнения курсовых и дипломных проектов по реальной тематике. В рамках курсовых проектов на старших курсах решаются задачи, которые являются составной частью дипломных проектов. Реально создавшиеся экономические условия работы сельхозпредприятий резко ограничили базы практик и в связи с этим определенным образом повлияли на уровень и качество этой формы учебных занятий. Однако институтом изыскиваются возможности организации учебных и производственных практик на ведущих базовых учебных хозяйствах, как правило, это лучшие сельскохозяйственные предприятия области, расположенные в Томском районе.

Производственные хозяйства, используемые для практик студентов получает статус базового и имеет определенные преимущества при выделении фондов и материальных средств со стороны администрации области. В базовых хозяйствах студенты проходят практику непосредственно на рабочих местах в качестве помощников либо дублеров рабочих или специалистов хозяйств в зависимости от целей практики.

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Уставом университета.
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (2)

    Содержательный отчет
    Устав университета рассмотрен конференцией коллектива 1 июня 2006 г., утвержден приказом Минсельхоза РФ от 23 октября 2006 г. №642-У и зарегистрирован в установленном порядке.
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности (7)

    Содержательный отчет
    3.1 ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ И ЕЕ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. ДИНАМИКА ПРИЕМА ПО ВСЕМ УРОВНЯМ И ФОРМАМ ПОДГОТОВКИ.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности (5)

    Содержательный отчет
    На основании решения Ученого Совета института и приказа ректора № 39/2-0 от 28.11.2011г. в период с 01.12.2011г. по 30.12. 2011г. проведено самообследование в целях определения готовности Евразийского института экономики, менеджмента,
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности (2)

    Содержательный отчет
    ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  6. Отчет о результатах самообследования деятельности (4)

    Содержательный отчет
    ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
  7. Отчет о результатах самообследования деятельности (1)

    Содержательный отчет
    6.7 Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса,
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности (6)

    Содержательный отчет
    Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности филиала в 2003-2007

    Содержательный отчет
    В целях качественной и своевременной подготовки к Экспертизе приказом директора Филиала от 03.09.2007 № 78/2 назначены ответственные за подготовку соответствующих разделов сводного отчета.

Другие похожие документы..