Отчет о результатах самообследования деятельности

4. Содержание подготовки специалистов

4.1 Соответствие разработанных ПрОП и учебно-методической документации требованиям ГОС

Основные образовательные программы (ООП) по всем специальностям разработаны на основании государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 2000 года. Их состав сформирован в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2000 г. № 14-52-357ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов» и включает в себя:

  • государственный образовательный стандарт по направлению (специальности);

  • учебные планы института по специальностям, разработанные на основе государственного образовательного стандарта и примерного учебного плана;

  • совокупность учебно-методических комплексов дисциплин учебного плана;

  • материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

Учебные планы специальностей утверждаются на Ученом совете института, программы дисциплин и видов практик – на учебно-методических советах факультетов.

Анализ ООП позволяет сделать вывод о том, что учебные планы специальностей ВПО соответствуют требованиям ГОС. Так, в учебных планах нормативным является бюджет времени, отводимый на теоретическое обучение в целом, экзаменационные сессии, итоговую аттестацию и дипломное проектирование, практики, каникулы.

В августе 2006 года учебные планы института прошли консалтинговую проверку на соответствие требованиям ГОС в Информационно-методическом центре по аккредитации (г. Шахты) без существенных замечаний.

Изменения, имеющиеся в учебных планах, соответствуют допускам, предусмотренным примечанием к ГОС, и обеспечивают наиболее полное приближение учебных планов к особенностям образовательных программ сельскохозяйственного профиля.

Сроки подготовки по очной и заочной формам обучения, продолжительность теоретического курса, практик, экзаменационных сессий, итоговой государственной аттестации, каникул; объем недельной аудиторной и внеаудиторной нагрузки соответствует требованиям ГОС. Максимальный объём учебной нагрузки студента, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, составляет 54 часа в неделю в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Объём обязательных аудиторных занятий не превышает в среднем 27 часов в неделю (в указанный объём не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам). Соотношение объема аудиторной нагрузки к объему самостоятельной работы студентов не превышает 50%. Количество экзаменов не превышает 5 единиц в год, общее единиц контроля – не превышает 21 единицу в год.

Названия дисциплин федеральной компоненты в точности соответствуют именованиям по ГОС. Отклонение часов между циклами не превышает 5 %. Внутри циклов по блокам федеральной, национально-региональной компонент и компоненты по выбору соблюдается соответствующее процентное соотношения. Обеспечена логическая последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам обучения. При этом расширен перечень специальных дисциплин, с учетом потребностей практики и специфики работы будущих специалистов по каждой специализации. Таким образом, обеспечивается целостность профессиональной подготовки посредством преемственности и интеграции образовательных программ. Проведена унификация блоков дисциплин – гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и отдельных общепрофессиональных дисциплин родственных специальностей для формирования лекционных потоков.

Для всех специальностей обучения в институте в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин входят философия, иностранный язык, культурология, история, правоведение, социология, политология, психология и педагогика, экономика и физическая культура общим объёмом 1800 часов. Совокупность дисциплин естественнонаучного цикла представляет собой единый комплекс наук о нашей планете, природе и месте в ней человека. В этой связи изучение математики, информатики, физики, химии, концепций современного естествознания, основы экологии и БЖД признано обязательным для всех специальностей обучения.

Национально-региональная компонента циклов ГСЭ и ЕН представляет собой комплекс дисциплин, рекомендованных вузом: "История Сибири", "Региональная экономика", "Региональные обеспеченности почв", "Природоохранное законодательство" и другие.

Во всех учебных планах в каждый блок дисциплин включены дисциплины по выбору слушателей. Наименования элективных дисциплин компоненты по выбору не дублируют наименования федеральной компоненты. Содержание и объём элективных курсов определены по взаимосогласованию с выпускающими кафедрами, а также с кафедрами гуманитарных, социально-экономических, математических и естественных наук. Наличие элективных курсов позволяет включить в учебный процесс предметы, формирующие мировоззрение студентов, расширяющие их общекультурный уровень, а также навыки критического анализа как общенаучных, так и профессионально ориентированных ситуаций. Предметы по выбору естественнонаучной направленности позволяют расширить общенаучную и математическую подготовку студентов, проявляющих способности к научной работе, облегчают им выбор направления в избранной научной области. Этим же целям служат элективные дисциплины в цикле дисциплин специализации, где наличие курсов по выбору позволяет обогатить содержание объективного образования региональными компонентами.

Общий объем каникулярного времени в учебный год составляет в среднем 6-11 недель, в том числе две недели в зимний период.

Учебные планы для заочного обучения соответствуют учебным планам очного обучения. В течение всего семестра студен­ты заочной формы обучения могут обращаться за консультациями к преподавате­лям, ведущим изучаемые курсы.

Учебные программы дисциплин разрабатываются преподавателями института в сотрудничестве с ведущими специалистами Новосибирского госагроуниверситета на основе ГОС и адаптированы к сельскохозяйственному профилю вуза. Все программы соответствуют дидактическим и количественным требованиям, предъявляемым к содержанию подготовки специалистов. В структуру программ включены: цели и задачи дисциплины, организационно-методические указания (формы обучения и контроля), содержание дисциплины (краткую тематическую характеристику), распределение учебного времени (для разных форм обучения), требования к итоговой государственной аттестации выпускников, перечень вопросов к зачетам и экзаменам, темы курсовых и выпускных квалификационных работ, тесты, рекомендована основная и дополнительная литература. Кроме подготовки учебных программ, в институте была проведена большая работа по разработке преподавателями кафедр учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебных планов. В состав комплекса включается: рабочая программа курса, учебно-методические разработки, методические указания по подготовке курсовых и дипломных работ, билеты к экзаменам и зачетам, программы стажировки. Состав учебно-методического комплекса дисциплины соответствует инструктивному письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак.

На самостоятельную работу студентов отводится более 50% от объёма учебной нагрузки.

Рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов и нормы времени на их выполнение:

  • подготовка к лекционным занятиям – 30% от объёма лекционных занятий;

  • подготовка к лабораторным занятиям по циклам естественно научных и общепрофессиональных дисциплин – 20%, по циклу специальных дисциплин – 15% от объёма лабораторных занятий;

  • подготовка к практическим занятиям – 10% от объёма занятий;

  • подготовка к семинарским занятиям – 30% от объёма занятий;

  • выполнение домашних, контрольных заданий – до 15 часов на каждое задание;

  • выполнение расчетно-графических работ – до 30 часов на каждую работу;

  • подготовка рефератов – до 20 часов на каждый реферат;

  • подготовка курсовых работ по циклам естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин до 30 часов, по циклу специальных дисциплин – до 40 часов на каждую работу;

  • подготовка курсовых проектов по циклу общепрофессиональных дисциплин – до 40 часов, по циклу специальных дисциплин – до 50 часов на каждый проект.

Формами текущего контроля за самостоятельной работой студентов являются: выборочный опрос, защита рефератов, расчетно-графических, курсовых работ, письменный опрос (контрольная работа), сдача коллоквиума и др.

Программы практик содержат Положение по практике, договоры с организациями и учреждениями, принимающими студентов-практикантов и график прохождения практики.

В организации обучения по учебным дисциплинам широко используются как традиционные, так и новые формы и методы обучения, такие как: лекционно-практические занятия, циклы непрерывных лабораторных работ, в которых каждая следующая работа является очередным шагом в изучении дисциплины, использование средств автоматизированных обучающих систем, выполнение индивидуальных творческих заданий и др. На кафедрах применяется форма обучения в виде научно-исследовательской работы студентов (НИРС), ориентированной на практическую деятельность, в которой участвуют более 13% студентов.

Тематика курсового и дипломного проектирования на большинстве профилирующих кафедр ориентирована (в зависимости от уровня подготовки студента) как на решение типовых задач, так и на решение индивидуальных задач творческого характера, как правило, с практической направленностью.

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в институте, соответствуют профилю основных образовательных программ подготовки специалистов.

Учебные планы дополнительных образовательных программ реализуются через модульное изучение блоков дисциплин, рейтинговую систему контроля, а также включают прохождение слушателями итоговой стажировки, целью которой является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.

Таким образом, анализ профессионально-образовательных, в том числе рабочих программ, на основе которых в Томском сельхоз институте организован учебный процесс, их федеральный и региональный компонент (с учетом содержания и объёма часов), учебных планов по блокам дисциплин, тематического содержания и объёма каждого блока, а также практической подготовке, учебной нагрузке студентов показывает, что содержание образовательного процесса, уровень подготовки выпускников института соответствуют требованиям ГОС ВПО.

4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение профессиональных образовательных программ

На кафедрах института для обеспечения качественной подготовки специалистов сформирована необходимая методическая документация: рабочие программы, методические рекомендации и указания для проведения лабораторных, практических работ и организации самостоятельной работы студентов; программы и методические рекомендации по организации практик; данные промежуточной аттестации студентов и комплекты экзаменационных билетов.

Существующие методические материалы позволяют системно формировать содержание подготовки, осуществлять контроль за её качеством на основе единых требований в институте. Все профессиональные образовательные программы в институте, в основном, обеспечены необходимой учебно-методической литературой. Активно проводится работа по организации современного информационного обеспечения, так как качественные изменения в образовательном процессе института потребовали внедрения новых технологий обучения, направленных на формирование личностного опыта применения современных теоретических знаний и практики передовых достижений.

Следует отметить, что коллективы кафедр работают над совершенствованием методического обеспечения учебного процесса. Такое совершенствование осуществляется, как правило, в направлении создания развивающейся системы постоянно обновляющихся организационно-методических, научно-методических и учебно-методических материалов.

В институте разработаны планы (тематические, перспективные) внутривузовских изданий методических указаний, учебных пособий, индивидуальных заданий, заданий к выполнению и проведению лабораторных, практических занятий.

Библиотека Томского СХИ, являясь отраслевой, осуществляет информационно-библиотечное обслуживание научного, учебного процессов вуза, имеет тесные связи с предприятиями АПК области, обеспечивает повышение квалификации специалистов сельского хозяйства. Качественный состав фонда соответствует статусу вузовской библиотеки по всем количественным, типовым, видовым показателям фонда. В отраслевом аспекте фонд имеет широкий выбор научной, учебной, справочной, периодической литературы по высшей школе, законодательству, комплексу гуманитарных и социально-экономических, математических, естественнонаучных и специальных дисциплин.

Уровень комплектования фонда достаточно высок. Источники комплектования самые разнообразные: центральные издательства, крупные книготорговые фирмы, бибколлектор; связи с Москвой, Новосибирском, Омском осуществляются в разрезе отраслевых взаимодействий.

Институт обеспечивает каждого обучающегося основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимым для организации образовательного процесса по всем дисциплинам образовательных программ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Обеспеченность студентов учебно-методической литературой, предусмотренной программами учебных дисциплин по всем профессиональным образовательным программам, соответствует требованиям ГОС и составляет в среднем 0,5 на одного обучающегося очной формы обучения и 1 экземпляр – заочной формы, что соответствуют нормам, утвержденным приказом Минобразования России "Об утверждении "Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения" от 27.04.2000 № 1246, а также приказом Минобразования России "Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов" от 11.04.2001 №1623.

С учетом степени устареваемости литературы библиотечный фонд института укомплектован изданиями основной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет по циклам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и специальных дисциплин; вышедшими за последние 10 лет по циклам общих математических и естественнонаучных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин.

Библиотека имеет 2 абонемента учебной литературы и 2 читальных зала с общим количеством посадочных мест – 128. За аттестуемый период 2001-2006 гг. продолжалась решаться главная задача – обновление научного и учебного фондов, расширение тематических рамок фонда по всему комплексу профессиональных образовательных программ, смежных отраслей знания, увеличение объема научной информации в структуре фонда.

В целом учебный процесс Томского СХИ обеспечен необходимой литературой (основной, дополнительной, справочной, периодическими и др. изданиями) по всем дисциплинам гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного, общепрофессионального и специального блоков.

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Уставом университета.
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (2)

    Содержательный отчет
    Устав университета рассмотрен конференцией коллектива 1 июня 2006 г., утвержден приказом Минсельхоза РФ от 23 октября 2006 г. №642-У и зарегистрирован в установленном порядке.
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности (7)

    Содержательный отчет
    3.1 ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ И ЕЕ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. ДИНАМИКА ПРИЕМА ПО ВСЕМ УРОВНЯМ И ФОРМАМ ПОДГОТОВКИ.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности (5)

    Содержательный отчет
    На основании решения Ученого Совета института и приказа ректора № 39/2-0 от 28.11.2011г. в период с 01.12.2011г. по 30.12. 2011г. проведено самообследование в целях определения готовности Евразийского института экономики, менеджмента,
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности (2)

    Содержательный отчет
    ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  6. Отчет о результатах самообследования деятельности (4)

    Содержательный отчет
    ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
  7. Отчет о результатах самообследования деятельности (1)

    Содержательный отчет
    6.7 Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса,
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности (6)

    Содержательный отчет
    Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности филиала в 2003-2007

    Содержательный отчет
    В целях качественной и своевременной подготовки к Экспертизе приказом директора Филиала от 03.09.2007 № 78/2 назначены ответственные за подготовку соответствующих разделов сводного отчета.

Другие похожие документы..