Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» включает в себя: Рабочую учебную программу дисциплины

Автор - составитель:

Топчий Юрий Александрович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история»

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» включает в себя:

  • Рабочую учебную программу дисциплины.

  • Методические указания для студентов.

  • Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

  • Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.

1. Цель изучения дисциплины «Отечественная история»

На первом курсе студенты всех специальностей изучают одну из гуманитарных наук — Отечественную историю, что является необходимым условием формирования целостного мировоззрения, повышения политической культуры, трудо­вой и социальной активности специалистов железнодорож­ного транспорта России. Реализация программы призвана достичь следующих целей:

образовательная — дать студентам современное и це­лостное представление об основных этапах и тенденциях оте­чественной истории в контексте мирового исторического про­цесса;

практическая — овладеть основами исторического мышления, умением свободно, не обособленно-национально, видеть историю своего Отечества— культурно-историческо­го общества, тесно связанного с мировыми цивилизациями;

воспитательная — сформировать историческое созна­ние, гуманитарные, нравственные качества, уважение к на­ционально-культурным традициям Отечества, железнодорож­ного транспорта и стремление к восприятию представлений о каждой цивилизации как неповторимом культурно— исто­рическом типе общества, вызвать чувство патриотизма; раз­вить черты интеллигентной личности;

способность к аналитическому мышлению, объективной оценке достижений культуры и к диалогу как способу отно­шения к культуре и обществу, стремление к расширению своей эрудиции.

Уметь анализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России на рубеже ХХ – XXI вв.

2. Требования к уровню освоения содержания

Отечественной истории

Программа построена по проблемно-хронологическому принципу, ее содержание предусматривает органическое вза­имопроникновение вопросов мировой и отечественной исто­рии, их изучение в русле цивилизационного подхода к изуче­нию мирового исторического процесса.

Разделы отечественной истории студенты должны знать на репродуктивном уровне, обеспечивающем умение активно пользоваться полученными знаниями.

Изучение отечественной истории позволяет ввести в науч­ный обиход традиции русской историографии, ярче всего выраженные С.М. Соловьевым: «Не делить, не дробить рус­скую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непос­редственным преемством форм, не разделять начал, но рас­сматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каж­дое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию, вот обязанность историка в наше время»1.

Нравственно-патриотический пафос русской историогра­фии позволяет студенту ощутить себя ответственным за достижения и ошибки наших предков, приближает понима­ние того, что «история есть священная книга народов: глав­ная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скри­жаль откровений и правил; завет предков к потомству; до­полнение, изъяснение настоящего и пример будущему»2.

Студент, изучающий дисциплину «Отечественная исто­рия», должен:

  1. Понимать характер истории как науки; ее место в системе гуманитарного знания.

  2. Иметь научное представление об основных эпохах в
    истории человечества и их хронологии.

  3. Знать основные исторические факты, даты, события и
    имена исторических деятелей.

4. Владеть основами исторического мышления, уметь
выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому,
формам организации и эволюции общественных систем,
вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.

  1. Уметь работать с научной литературой по истории,
    иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и
    явлений общественной жизни на основе исторического материала.

  2. Иметь представления об источниках исторического
    значения и приемах работы с ними.

  3. Развить способность к аналитическому мышлению; к
    расширению своей общей эрудиции на основе интереса к
    истории; понять и объективно оценить достижения культуры
    на основе знания исторического контекста.

По каждой форме обучения на изучение истории отводит­ся различное количество часов. После изучения предмета предусмотрен зачет (первая часть курса), экзамен, определяющий уровень приобретен­ных знаний, навыков и умений по всему курсу.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары, индивидуальные собеседования. В ходе препода­вания используются творческие, активные формы обучения — проблемные лекции, семинары-дискуссии, семинары – «круглые столы». В учебном процессе применяются авторс­кие курсы лекций, соответствующие тематическому плану изучения дисциплины, используется рейтинговая система оценки успеваемости.

1Соловьев СМ. Рассказы по истории России. –- М., 1990. – С.25.

2 Карамзин Н.М. Предание веков. – М., 1998. – С. 31.

Преподавание дисциплины предлагает также вовлечение студентов в научно — исследовательскую работу, написание ими рефератов, подготовка фиксирован­ных выступлений по истории.

Это дает возможность на уроках истории привить студен­там научное историческое сознание, сформировать их гума­нистическое и демократическое мировоззрение, соответству­ющее общечеловеческим ценностям.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Все специальности

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные занятия:

Лекции

8

Практические занятия

8

Лабораторный практикум

Самостоятельная работа:

88

Контрольная работа

Курсовая работа

Курсовой проект

Вид итогового контроля

Экзамен и зачет

4. Содержание дисциплины

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции, час

Практические занятия, час

Лабораторный практикум, час

1

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕН-НОСТИ (IX – XIII вв.)

2

ОБРАЗОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗО-ВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIV – XVI вв.)

3

РОССИЯ В XVII в.

НОВЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ

ИСТОРИИ

4

ОБРАЗОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII в.

5

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX в.

6

РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ в. (1901 – 1914гг.)

7

ОТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ К РЕСПУБЛИКЕ СОВЕТОВ: ЭПОХА ВОЙН И РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЙ (1914 – 1920 гг.)

8

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СССР (1921-1928 гг.)

9

ПОЛИТИКА "БОЛЬШОГО СКАЧКА" В СССР (1929-1938 гг.)

10

СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945 гг.)

11

СССР в 1945-1953 гг.

12

ПОПЫТКИ ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ

СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

(1953-1964 гг.)

13

ПРОТИВОРЕЧИЯ ОБЩЕСТВА "РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА" В СССР (1964-1985 гг.)

14

КРУШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ В СССР (1985-1991 гг.)

15

РОССИИСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1992-2005 гг.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 10 «Методика преподавания русского языка в средней школе» для студентов, обучающихся по специальности 031001.

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.10 «Методика преподавания русского языка в средней школе» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской
  2. Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» по специальности 021100 «Юриспруденция» факультет

    Учебно-методический комплекс
    Отечественная история как научная дисциплина изучает общественно-политические процессы и движения, развитие политических и социальных систем и государственных структур, исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей,
  3. Учебно-методический комплекс «русская детская литература» для студентов 1 бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Детская литература, круг детского и юношеского чтения. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе. Основные этапы развития.
  4. Учебно-методический комплекс по специальности 080105 «Финансы и кредит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по циклу «Общие гуманитарные и
  5. Учебно-методический комплекс по сд. 02 / опд. Ф. 7 «Гражданскому праву (особенная часть)»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гражданское право (особенная часть)» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  6. Учебно-методический комплекс по специальности 080103 «Национальная экономика» Санкт-Петербург

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения для изучения курса, предусмотренного учебным планом по специальностям 060700 «Национальная экономика» и 061500 «Маркетинг».
  7. Учебно-методический комплекс по специальности 080105 «Финансы и кредит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические
  8. Учебно-методический комплекс уголовное право часть общая Ростов-на-Дону

    Учебно-методический комплекс
    Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 0203 «Право социального
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография Отечественной истории» Для направления/специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «Историография Отечественной истории» предназначен для изучения студентами 5 курса исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке

Другие похожие документы..