Методическое пособие для студентов специальности 220501 «Управление качеством» Великий Новгород

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный университет

инновационных технологий и предпринимательства»

Северный филиал

Кафедра «Менеджмент качества»

Исаев В.А.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА:

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)

Методическое пособие

для студентов специальности 220501 «Управление качеством»

Великий Новгород

2011

УДК 378.147

ББК 74.580.286

Рецензенты:

Бородулин И.Н., к.т.н., профессор, проректор МИЭМ

Кондрашова О.И., к.т.н., доцент РГУИТП

Исаев В.А. Выпускная квалификационная работа: процесс подготовки и защиты дипломного проекта (работы). Методическое пособие для студентов специальности «Управление качеством». - Великий Новгород, СФ РГУИТП (Северный филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства), 2011.- 63с.

ISBN 5-98769-015-3

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов СФ РГУИТП, которые участвуют в реализации завершающего этапа основной образовательной программы подготовки инженера-менеджера по специальности «Управление качеством». Содержание этого этапа связано с итоговой государственной аттестацией, целью которой является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению подготовки дипломированного специалиста 657000 «Управление качеством».

УДК 378.147

ББК 74.580.286

ISBN 5-98769-015-3

© Северный филиал РГУИТП, 2011

© В.А.Исаев, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

Итоговая государственная аттестация (ИГА) выпускника по направлению (специальности) подготовки дипломированного специалиста «Управление качеством» включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы. Время, отводимое на ИГА в учебном плане по направлению (специальности) «Управление качеством», составляет шестнадцать недель.

Подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) – важнейший этап завершающей фазы обучения в СФ РГУИТП с целью получения государственного диплома о высшем профессиональном образовании. В соответствии с государственными образовательными стандартами выпускные квалификационные работы в высших учебных заведениях выполняются в трех формах:

  • для квалификации (степени) «бакалавр» - в форме бакалаврской работы;

  • для квалификации «дипломированный специалист» в форме дипломный работы (проекта);

  • для квалификации (степени) «магистр» - в форме магистерской диссертации.

Настоящее методическое пособие отражает процесс подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, выполняемой в СФ РГУИТП по специальности 220501 «Управление качеством». Выпускная квалификационная работа имеет целью:

  • закрепление, углубление и расширение теоретических знаний студентов, полученных в процессе обучения по направлению (специальности) и апробация их использования в будущей профессиональной деятельности;

  • приобщение студентов к самостоятельной научно-исследовательской работе, к творческому решению научно-практических проблем;

  • выявление качества подготовки студентов к самостоятельной работе в условиях современных рыночных экономических отношений.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломного проекта (работы), которая должна быть подготовлена в виде рукописи (пояснительной записки). Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы) определяются:

  • высшим учебным заведением (СФ РГУИТП) на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России №1155 от 25 марта 2003 года (www.edu.ru );

  • государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению подготовки дипломированного специалиста 657000 «Управление качеством». Утвержден 27 марта 2000 года, регистрационный № 277 тех/дс. (www.edu.ru );

  • методическими рекомендациями учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области прикладной математики и управления качеством ( );

  • методическими рекомендациями учебно-методического управления (УМУ) Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства ( );

  • приказом Минобразования и науки России № 65 от 10.03.2005 «Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов» (см. Вестник образования России.-2005.-№10.-С.13-25);

  • приказом Минобразования и науки России №4 от 12.01.2005 «Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» (см. Образование в документах.- 2005.-№9.-С.66-68);

Дипломное проектирование в профессиональной подготовке рассматривается как форма организации обучения, которая применяется на заключительном этапе подготовки и направлена на решение комплексных задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов (инженеров-менеджеров) [1]. Моделирование профессиональной деятельности таких специалистов в процессе дипломного проектирования требует максимально активного и полного использования студентами знаний, умений и навыков, способствует формированию самостоятельного и творчески мыслящего специалиста.

В профессиональном обучении разделяют понятия дипломной работы и дипломного проекта [7]. В соответствии с определением, приведенном в [3,8] (п.3.4.3 ГОСТ Р ИСО 9000-2008), проект – уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам. Задача проекта (в нашем случае) – улучшение одного или несколько процессов на предприятии (в организации) и/или совершенствование изделия или услуги [5,6]. Результатом проекта являются: модель, система, объект, программа, руководство, процедура и т.д. Если результат дипломного проектирования направлен и удовлетворяет этому критерию проектной деятельности, то необходимо остановиться на одном названии, отражающем реальную специфику учебного процесса – дипломном проекте.

Для дипломной работы, в которой обучающемуся также будет необходимо проявить элементарные проектировочные знания и умения, критерии будут несколько иными: самостоятельная творческая работа, поиск и анализ информации по данной проблеме, выявление тенденций и противоречий, пути решения проблемы, оценка (субъективная и объективная) и т.д. В этом случае появляется возможность избежать неточностей, а иногда и непонимания студентами и их руководителями того, что составляет сущность их проектной деятельности.

Дипломный проект (работа) является выпускной квалификационной работой для определения возможности присвоения соискателю (студенту-дипломнику) квалификации «инженер-менеджер» по специальности 220501 «Управление качеством». Это самостоятельная работа студента, которая выполняется по индивидуальному заданию. Выпускная квалификационная работа выполняется в тесном контакте с руководителем и консультантами, однако, за принятые в ней решения, а также за правильность всех выносимых на защиту данных, отвечает студент – автор этой работы. В процессе её выполнения студент должен показать знания в области менеджмента качества и продемонстрировать твердые умения практического их применения.

Приступая к выполнению выпускной квалификационной работы студенту необходимо ознакомиться с основными этапами ее выполнения, требованиями к структуре, содержанию и оформлению, обратив особое внимание на то, что дипломный проект (работа) строится по блочно - модульному принципу в соответствии с заданием на дипломное проектирование (см. приложение Б).

Для успешного выполнения и защиты выпускной квалификационной работы по специальности «Управление качеством» студент должен [2]:

  • знать основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения производственно-технологических, организационно-управленческих, научно-исследовательских и проектных задач;

  • иметь знания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, раскрывающим теоретические основы системного и процессного подходов в менеджменте качества;

  • уметь поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций инженера-менеджера и использовать для их решения методы изученных им наук;

  • владеть современными информационными технологиями моделирования процессов, статистического анализа полученных результатов, а также решения вопросов маркетинга и менеджмента.

Разработка выпускной квалификационной работы, как правило, должна осуществляться преимущественно на материалах организации, где проходил практику или работает студент.

1 Область применения

1.1 Настоящее методическое пособие устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления пояснительных записок (ПЗ) дипломных проектов (работ), выполняемых в СФ РГУИТП по специальности 220501 «Управление качеством».

1.2 Настоящее методическое пособие предназначено для применения всеми учебно-научными подразделениями СФ РГУИТП.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом пособии использованы ссылки на следующие стандарты:

  • государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению подготовки дипломированного специалиста 657000 «Управление качеством». Утвержден 27 марта 2000 года, регистрационный № 277 тех/дс.;

  • ГОСТ Р 1.4-2004 Стандарты организаций. Общие положения;

  • ГОСТ Р 1.5-2004 Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения;

  • ГОСТ 2.105 – 95 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Общие требования к текстовым документам;

  • ГОСТ 2.111- 68 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Нормоконтроль;

  • ГОСТ 19.701 – 90 (ИСО 5807 – 85) ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения;

  • ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления;

  • ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования;

  • ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;

  • ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин;

  • ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений;

  • ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

  • ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования;

  • ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Методические указания по улучшению деятельности;

  • ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества;

  • ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях;

  • ГОСТ Р ИСО 10005-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества;

  • ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Руководство по менеджменту качества при проектировании;

  • ГОСТ Р ИСО 10012-2008 Системы менеджмента измерений. Требования к измерительным процессам и измерительному оборудованию;

  • ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества;

  • ГОСТ Р ИСО 10014-2008 Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества;

  • ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению;

  • ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 Статистические методы. Руководящие указания по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001;

  • ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента;

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-1-2009 Информационные технологии. Оценка процессов. Часть 1. Концепция и словарь;

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-2-2009 Информационные технологии. Оценка процессов. Часть 2. Проведение оценки;

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-3-2009 Информационные технологии. Оценка процессов. Часть 3. Руководство по проведению оценки;

  • ГОСТ Р 52380.1-2005 Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс;

  • ГОСТ Р 52380.2-2005 Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов;

  • ГОСТ 12.0.003-74. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация;

  • ГОСТ Р 12.0.006-2002 Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации;

  • ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования;

  • ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению;

  • ГОСТ Р 14.12-2006 Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции;

  • ГОСТ Р 53893-2010 Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента.

  1. О. Ф. Смазнова. Великий Новгород: Новгу им. Я. Мудрого, 2007. 324c. (Монографии; вып. 8). Ч/з

    Документ
    С50 Смазнова, О.Ф. Время и этос мифа. Диалектика мифотворчества в русской культуре XIX - XX веков / О.Ф. Смазнова .— Великий Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2007 .
  2. К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  3. Прием студентов и уровень требований при конкурсном отборе 24 2 Система довузовского образования 27 (1)

    Конкурс
    Донской государственный технический университет создан в соответствии с приказом № 259 Народного комиссариата просвещения РСФСР № 342 от 14 мая 1930 года как Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения; решением
  4. Прием студентов и уровень требований при конкурсном отборе 24 2 Система довузовского образования 27 (2)

    Конкурс
    Донской государственный технический университет создан в соответствии с приказом № 259 Народного комиссариата просвещения РСФСР № 342 от 14 мая 1930 года как Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения; решением
  5. «Бюллетень» (7)

    Бюллетень
    Алгебра и геометрия: методические указания к решению задач: учебно-методическое пособие по спецю 230105 Программное обеспечение вычислит. техники и автоматизир.
  6. Библиографический указатель изданий, поступивших в библиотеку сгпи во II квартале 2011 г

    Библиографический указатель
    20.1Б 88Бродский А.К. Общая экология: учебник для вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров, магистров "Биология", биологическим спец.
  7. Отчет о результатах самообследования (13)

    Содержательный отчет
    КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
  8. Программы дополнительного образования реализуются по направлениям: • подготовка к поступлению в вуз

    Документ
    Ректор РГУИТП, заведующий кафедрой «Управление инновациями», доктор технических наук, профессор А.А. Харин возглавляет университет со дня его основания
  9. Бюллетень новых поступлений за июнь 2010 года (3)

    Бюллетень
    Райзберг, Б. А. Диссертация и ученая степень : пособие для соискателей / Б. А. Райзберг. - Изд. 9-е, доп. и испр. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 240 с + 1 CD ROM.

Другие похожие документы..