«Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования Московской области

Автономная некоммерческая организация

«Информационные технологии в образовании»

Центр новых педагогических технологий

Московский областной общественный фонд новых технологий

вобразовании «Байтик»

Computer Using Educators Inc., USA

Материалы

XXI Международной конференции

Применение

новых технологий

в образовании

28 – 29 июня 2010 г.

Троицк

Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2010г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик». В материалах сборника традиционной конференции в Троицке Московской области рассмотрены проблемы, касающиеся разработки программного обеспечения для образовательных целей, учебной информатики, дистанционного обучения, работы в сети Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям и специалистам, использующим информационные технологии в детских дошкольных учреждениях, средней, средней специальной и высшей школах.

Научно-методическое издание

Материалы

XXI Международной конференции

«Применение новых технологий в образовании»

28 –29 июня 2010г.

Троицк

Редакционная группа:

Алексеев М.Ю., Алексеева О.С., Золотова С.И.,

Киревнина Е.И., Кузькина Т.П., Митрофанова Н.П..

Эскиз эмблемы на обложке:

Лотов В.К.

Сдано в набор чч.чч.чч. Подписано к печати чч.чч.чч. Формат 60х84/16. Гарнитура “Таймс”. Печать офсетная. Тираж ччч экз. ч от xx.xx.xxx. Заказ № xxxx

ЦНПТ, МОО фонд новых технологий в образовании «Байтик», 142190, Московская обл., г. Троицк, Сиреневый б-р., 11.

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии издательства «Тровант», 142190, Московская обл. Троицк, чччч.

ISBN

ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ

Антонова Л.Н. Председатель оргкомитета, Министр образования Правительства Московской области

Сиднев В.В. Глава г. Троицка

Письменный В.Д. чл.-кор РАН, председатель Совета Научного Центра в г. Троицке

Чайковский В.Г. первый зам. Министра образования Московской области

Роберт И.В. директор института информатизации образования РАО

Ваграменко Я.А. Президент Академии информатизации, директор научно- образовательного центра «Институт информатизации образования» МГПУ им. М.А.Шолохова

Черный В.Г. зам. нач. управления Министерства образования Московской области

Кузькина Т.П. исполнительный директор Фонда «Байтик»

Мирзоянц С.Г. исполнительный директор АНО «ИТО»

Михайлова Е.А. начальник Управления образования администрации г.Троицка

Золотова С.И. директор ГОУ ДО (ПК) ЦПКСМО "Центр новых

педагогических технологий"

Киревнина Е.И. заместитель директора Фонда «Байтик»

Чебан Л.И. зав. центром информационных технологий Киевского Дворца детей и юношества, Украина

Марк Котляр региональный менеджер компании MIMIO, Newell Rubbermaid Company, USA

МакГоверн Шарлота вице-президент GTP/SIG of CUE, Inc., Калифорния, USA

ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ

Алексеев М.Ю. Председатель комитета, зав.отделом ГОУ ДО (ПК) ЦПКСМО "Центр новых педагогических технологий"

Солнцева Л.П. зав. отделом развития информационных технологий Министерства образования Московской области

Босова Л.Л. зам.директора Института информатизации образования РАО

Христочевский С.А. заведующий лабораторией «Проблемы информатизации образования» Института Проблем Информатики РАН

Кучер Н.П. директор МОУ «Лицей г.Троицка»

Сергиенко Д.И. директор «ИНТ-ТЕХНО»

РАБОЧАЯ ГРУППА

Алексеева О.С. ЦНПТ

Галкина В.В. Фонд «Байтик»

Грушевая Г.Н. Фонд «Байтик»

Денисова Е.А. Фонд «Байтик»

Зачесова Т.П. Фонд «Байтик»

Кукуджанова О.В. Фонд «Байтик»

Лущиков В.И. Фонд «Байтик»

Малявская Н.И. Фонд «Байтик»

Минеева И.Н. ЦНПТ

Грабовская Ю.В. ЦНПТ

Моисеева И.Н. Детская школа искусств

им. М.И.Глинки г.Троицка

Митрофанова Н.П. ЦНПТ

Новикова Е.В. ЦНПТ

Новикова Т.С. Фонд «Байтик»

Растягаева А.П. Фонд «Байтик»

Рязанов К.П. Фонд «Байтик»

Тимакова О.Г. Фонд «Байтик»

Шумкова Е.М. Фонд «Байтик»

Юхманков Ю.Д. ЦНПТ

Спонсоры конференции

Администрация г.Троицка

Фонд «Байтик»

Издательство «ТРОВАНТ»

ОАО «Троицк - Телеком»

Компания «1C»

ЗАО «Троицкая строительная компания»

MIMIO, Newell Rubbermaid Company, USA

Секция 1

Теория и методика обучения информатике

Философско-методологические, социально-психологические и педагогико-технологические основания развития информатизации отечественного образования

Роберт Ирэна Веньяминовна,

директор Учреждения Российской академии образования "Институт информатизации образования", академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, дважды лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования (rena_robert@)

Институт информатизации образования, г. Москва

Аннотация

В статье раскрываются философско-методологические, социально-психологические и педагогико-технологические основания развития информатизации образования как новой области педагогической науки, которая обеспечивает сферу образования методологией, теорией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Информатизация образования, во-первых, интегрирует научно-практические результаты таких наук как философия, психология, социология, медицина, технические науки и, во вторых, инициирует в этих традиционных науках создание и развитие новых областей знания.

Ключевые слова:

Информатизация образования - Informatization of education

Информационные и коммуникационные технологии - Information end communication technology

Информационная деятельность - Information activity

Информационное взаимодействие - Information preparation

Информационно-коммуникационная предметная среда - Information- communication subject environment

Технология Мультимедиа - Multimedia technology

Технология телекоммуникации - Telecommunication technology

Информатизация образования рассматривается как новая область педагогической науки, включающая в себя подсистемы обучения, воспитания, просвещения, и интегрирующая психолого-педагогические, социальные, физиолого-гигиенические, технико-технологические научно-практические исследования, находящиеся в определенных взаимосвязях между собой и образующие определенную целостность, обеспечивающую сферу образования методологией, теорией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Становление и развитие процесса информатизации образования связано с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей, к которым можно отнести: социальную, психолого-педагогическую, технико-технологическую, в связи с чем необходимо прогнозировать философские, социальные, эмоционально-психологические последствия использования ИКТ.

В этой связи теоретико-методологические и педагогико-технологические основания развития информатизации образования, как новой области научного знания, рассмотрим в аспекте философско-методологических, социально-психологических, педагогико-технологических оснований развития информатизации отечественного образования в здоровьесберегающих условиях (см. таблицу).

Таблица

1. Философско-методологические

2. Социально-психологические

3. Педагогико- технологические

1.1. Изменение статуса понятия «информация» в аспекте рассмотрения философских категорий.

1.2. Трансформация

содержательной сути словосочетания «образовательное пространство» в контексте понятия философской категории «пространство».

1.3. Тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную (распределенную, сетевую) в образовании, науке.

2.1. Наличие виртуального мира, в котором индивидом осуществляется самоидентификация и самопредставление.

2.2. Осуществление информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие между индивидами и между индивидом и интерактивным источником информации.

3.1. Изменение структуры учебного/образовательного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым/обучающимся.

3.2. Изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

3.3. Изменение учебной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса.

3.4. Динамичное развитие аппаратных и программных средств ЭВМ, возникновение новых компьютерных платформ, используемых в науке и образовании.

Остановимся на рассмотрении каждой из выявленных предпосылок, адекватно которым представим теоретические основания развития информатизации образования как области педагогической науки и практики, которая интенсивно совершенствуется в современных условиях информационного общества периода массовой глобальной коммуникации.

1. Философско-методологические основания развития информатизации образования

1.1. Изменение статуса понятия «информация» в аспекте рассмотрения философских категорийосновывается на выявленных специфические свойства информации.Перечислим их.

1) Информация не расходуется при ее использовании. Это свойство обуславливает возможностьнеограниченного тиражирования информации. То есть информация может быть передана от А к В без уменьшения ее количества, то есть объема, находящегося в распоряжении А, а также без потери ее качества, без изменения ее содержания, без нарушения ее структуры и т.д. Это свойство обуславливает возможность многократной передачи неизмененной информации через определенные каналы передачи/циркулирования информации.

2) Возможность сбора, обработки, преобразования, передачи, накопления информации и, на этой основе, создания информационного продукта в процессе информационного взаимодействия между разработчиками без непосредственного контакта между ними (в условиях функционирования локальных и/или глобальной информационных сетей)позволяет реализовать интеллектуальный потенциал больших объемов информации (например, сосредоточенных в информационных банках/хранилищах). Это свойство информации используется распределенными коллективами разработчиков в процессе их профессиональной деятельности в компьютерных сетях для продуцирования информации/знания или для проведения научных исследований без непосредственного контакта между соисполнителями при их информационном взаимодействии.

3) Многообразие средств описания материальных и нематериальных (абстрактных, воображаемых) форм, объектов, процессов, явлений, сюжетов в смысловых, формализованных и технологических реализациях.Это проявляется в том, что информация существует в бесчисленном множестве описаний всего того, что присуще миру, так как в мире не существует ничего, что бы было невозможно описать с помощью информации, отражающей как существенные, так и несущественные признаки описываемого объекта, процесса, явления, сюжета.

Таким образом, современные исследования следует направить на философское обобщение понятия «информация», так как в настоящее время оно меняет свой статус, переходя с локального уровня интерпретации отдельными научными/предметными областями на уровень философской категории, рядоположенной основным философским категориям «материя», «пространство», «время».

1.2. Трансформация содержательной сути словосочетания «образовательное пространство»в контексте понятия философской категории «пространство»выражается в том, что в современной научно-педагогической литературе словосочетание «образовательное пространство» приобретает новые характерные черты, присущие философской категории «пространство». Перечислим эти характерные черты в контексте терминологии педагогической науки.

1) Позиционирование элемента(субъекта, объекта, процесса)на основе установленного набора параметров, описывающих конкретный элемент, принадлежащий пространству.

Позицией субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения) можно считать его служебный статус, описываемый должностными характеристиками, учитывающими, в том числе, знания и умения в области использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности. В свою очередь, набором параметров, описывающих позицию конкретного элемента, принадлежащего образовательному пространству, можно считать набор программно-аппаратных средств и систем, научно-педагогических и инструктивно-методических материалов, необходимых для функционирования технико-технологического и информационно-методического обеспечения рабочего места сотрудника образовательного учреждения.

2) Наличие системы параметров, описывающих позицию элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству.

Системой параметров, описывающих позицию субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения), можно считать совокупность программно-аппаратных средств и систем, научно-педагогических и инструктивно-методических материалов, принадлежащих образовательному пространству, взаимосвязанных между собой, влияющих на функционирование каждого из них, и имеющих формальное описание в рамках определенного концепта технико-технологического и информационно-методического обеспечения рабочего места сотрудника образовательного учреждения.

3) Наличие аксиоматики, описывающей «поведение» элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству. Аксиоматикой, описывающей «поведение» субъектаобразовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения), можно считать исходные положения (перманентно-стабильные), на основе которых разрабатываются служебные (или квалификационные) характеристики сотрудника образовательного учреждения в области его служебного, научно-образовательного, административного статуса. Кроме того, условия и основания применения им научно-педагогической, учебно-методической литературы, программно-методического обеспечения, обязательного для его профессиональной деятельности и определяющее легитимность его служебного статуса.

4) Возможность изменения позиции элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству, с последующим его описанием в той же системе параметров.

Несмотря на то, что профессиональная деятельность субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения) позиционируется и описывается, адекватно его служебному статусу и должностным обязанностям (квалификационным характеристикам) и заданному изначально научно-педагогическому, учебно-методическому, программно-методическому обеспечению его профессиональной деятельности, его «поведение» может изменяться в зависимости от выдвижения новых целей и задача, поставленных перед данным сотрудником, по определенным «n» направлениям. Причин для этого достаточно много в современном интенсивно изменяющемся социуме: инновационные программы обучения, появление новых технологий, активно внедряющихся в образование и т. пр.

  1. Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

    Документ
    Материалы XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2005г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  2. Computer Using Educators, Inc., Usa федерация Интернет Образования Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» Материалы

    Документ
    Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26 – 27 июня 2003г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003.
  3. Xv международной конференции. Применение новых технологий в образовании.

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  4. Журналы "Компьютерные инструменты в образовании" и "Компьютеpные инстpументы в школе"

    Документ
    Жуpнал "Компьютеpные инстpументы в обpазовании" выходит с 1998 года. Адресован преподавателям информатики и других дисциплин, использующих компьютер.
  5. Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”

    Документ
    Профильное обучение в старшей школе Сайт целиком посвящен профильному обучению и имеет рубрики: эксперимент по предпрофильной подготовке, содержание и методическое обеспечение профильного обучения, Министерский Совет по профильному обучению.
  6. About creation of integrated electronic learning means.

    Документ
    In the work questions of merit of use of electronic learning means for students are considered. The possibility of freedom of choice of different parameters of acquisition knowledge process is singled out as basic merit.
  7. Методика проведения контрольных мероприятий указания и задания для самостоятельной работы методические рекомендации по организации самостоятельной работы

    Методические рекомендации
    Обучение студента заочного отделения проходит в этапы активного сессионного академического обучения и пассивного межсессионного периода, в который студент ОЗО работает самостоятельно по проблематике того или иного курса, руководствуясь
  8. «Информатизация образования»

    Список учебников
    Настоящий учебник предназначен для подготовки студентов педагогических вузов, а также переподготовки педагогов в области освоения методологией, технологиями и средствами информатизации всех видов образовательной деятельности.
  9. И. В. Дробышева кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    И 74 Информатизация образования - 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им.

Другие похожие документы..