Конспект урока по литературному чтению. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

ÌÎÓ ÑÎØ ¹6

Êîíñïåêò óðîêà ïî ëèòåðàòóðíîìó ÷òåíèþ.

À.Ñ.Ïóøêèí «Ñêàçêà î ì¸ðòâîé öàðåâíå è ñåìè áîãàòûðÿõ».

13.12.2008

Открытый урок литературного чтения в 3-м классе

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»"

Цели:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.

Формировать умение прогнозировать текст.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Оборудование:

1. Портрет А. С. Пушкина.

2. Кроссворд.

3. Таблички слов: “Зачин”, “Концовка”, “Волшебство”, “Трёхкратные повторы”.

Ход урока

1. Организационный момент.

У.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

2. Вступительная беседа.

У. Какому писателю посвящены эти строки?

Смуглый отрок бродил по аллеям

У озёрных глухих берегов.

И столетия мы леем

Еле слышный шелест шагов.

А. Ахматова.

Д. А. С. Пушкину.

У. Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин?

Д. 6 июня 1799 г., в Москве.

У. Как звали няню поэта?

Д. Арина Родионовна.

У. Где учился А. С. Пушкин?

Д. В Царскосельском лицее.

У. С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

Д. В. А. Жуковским.

У. Какие стихи Пушкина вы помните наизусть?

Д. Туча. Няня. Осень.

3. Проверка домашнего задания.

У. Прочитайте стихотворение “Осень” наизусть.

Д. Чтение стихотворения 1-м учеником наизусть.

У. Какое чувство возникает у тебя при чтении этого стихотворения?

Д. Возникает чувство грусти, так как приближается зима.

Д. Чтение стихотворения 2-м учеником наизусть.

У. Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к этому стихотворению?

Д. Позднюю осень.

4. Постановка цели урока.

У. А. С. Пушкин писал произведения разных жанров. С ними мы и познакомимся на уроках литературного чтения.

Особенности, какого жанра перечислены у меня на доске: зачин, концовка, волшебство, трёхкратные повторы?

Д. Это сказка.

У. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Д. “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.

У. Хорошо ли вы знаете, эти сказки мы сейчас проверим, разгадав кроссворд (РИСУНОК 1).

2. Птица, которая была посажена на спину для охраны границ. (Петушок)

3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка)

4. Пристают к заставе гости

…. Гвидон зовёт их в гости. (Князь)

5. Глядь: опять пред ними землянка,

А пред нею разбитое …(Корыто)

6. И послушалась…. .

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько. (Волна)

У. Какое слово объединяет все отгаданные слова?

Д. Сказка.

У. Молодцы, справились с заданием.

5. Работа над сказкой.

У. Кто догадался тему нашего урока?

Д. Мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

У. В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. Эта сказка – одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

У. Прежде чем перейти к знакомству с этой сказкой мы разберём значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Лексическая работа.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.

Чтение учителя.

У. Ребята, я прочитаю вам начало сказки, а вы следите по учебнику и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Беседа о прочитанном.

У. С какими героями сказки вы познакомились?

Д. Царь, царица, дочь.

У. Какое время года описывается в данной части?

Д. Зима.

У. Сколько месяцев ждала царица своего царя?

Д. 9 месяцев.

У. Какое чудо произошло накануне Рождества?

Д. Родилась у царя дочь.

У. Когда воротился царь-отец?

Д. Рано утром.

У. Что произошло с царицей?

Д. Умерла.

У. Через сколько времени царь женился на другой? (

Через год.

У. Что обычно происходит в сказках с девочками, у которых появляется мачеха?

Д. Мачехи отрицательно относятся к своим падчерицам.

Физкультминутка.

У.

Вы, наверное, устали?

НУ, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)

Влево тоже наклоняйся, (4 наклона)

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

И читать мы начинаем.

Прогнозирование содержания сказки.

У. Ребята, как на ваш взгляд будут развиваться события дальше?

Д. Злая царица погубит царевну.

Самостоятельное чтение учащимися.

У. Ребята, вы сейчас самостоятельно прочитываете текст и готовитесь к выборочному чтению.

Выборочное чтение. Стр. 99.

У. Найти и прочитать описание царицы.

Д.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

У. Что было дано ей в приданое?

Д.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

У. Какое свойство имело зеркало?

Д.

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Чтение по цепочке и хором.

У. Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части и подготовьтесь отвечать на вопросы.

Беседа о прочитанном.

У. Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

Д. Царицу с зеркалом.

У. Какой была молодая царица?

Д. Белолица, черноброва.

У. Как звали её жениха?

Д. Елисей.

У. Какое приданое приготовил царь своей дочери?

Д. Семь торговых городов, да 140 теремов.

У. Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

Д. Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

У. Как повела себя царица с зеркалом?

У. О каком качестве царицы этот поступок говорит?

Д. Злость, зависть.

У. Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

У. Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?

Д. Злые, низкие, мстительные.

6. Итог урока.

У. Понравилась ли вам сказка?

Д. Да.

У. Какие чувства вы испытывали при чтении сказки? Почему?

Д. Чувства страха, грусти.

У. В какие моменты вам было страшно, грустно, смешно? Почему?

Д. Смешно, когда царица злилась на зеркало. Страшно то, что злая царица хочет погубить царевну.

У. С каким настроением уходим с урока?

Д. Прекрасным, радостным, весёлым.

Домашнее задание.

У. Подготовить выразительное чт

  1. Конспект урока «В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна»

    Урок
    (Учитель предлагает подумать, какой из предложенных вопрос больше понравился, объяснив, что часть этих вопросов не являются проблемными, они – частные, и на них будут даны ответы в ходе исследований.
  2. Рабочая программа по литературе для 5 класса Петровой Марины Владимировны, учителя английского языка, высшей квалификационной категории

    Рабочая программа
  3. Уроки алгебры 7-8 класс

    Урок
    Живая физика 19. Уроки физики 9 класс 1 0. Уроки физики 7-8 1 1. Уроки физики 10 класс 1 . Уроки физики 11 класс 1 МХК 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства 4.
  4. Рассматриваются вопросы изучения и использования русской речи в современном вузе по следующим направлениям (1)

    Документ
    Р 89 Русская речь в современном вузе: Материалы Пятой международной научно-практической интернет-конференции /Отв. ред. д.п.н., проф. Б.Г. Бобылев. 20 ноября 2008 - 20 января 2009 г.
  5. Указатель авторов цитируемых произведений

    Указатель
    Словарь лексических трудностей : справочное пособие для студентов гуманитарного профиля обучения / сост. Н.Г. Еднералова ; Российская академия правосудия, Центральный филиал.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине бийск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Специфика детской литературы: художественный и педагогический компонент. Круг детского чтения. Фольклор в детском чтении. Основные этапы истории русской и зарубежной детской литературы.
  7. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 июля 2009 года №333 Об утверждении Типовых специальных общеобразовательных учебных программ

    Документ
    Поведение детей и подростков с умственной отсталостью является актуальной проблемой. Жизнь показывает, что некоторые умственно отсталые школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом,
  8. Тематическое планирование по русскому языку 9 класс

    Тематическое планирование
    Русский язык – язык русского народа. Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде и творческой деятельности.
  9. На уроках литературы как средство развития творческой личности учащихся

    Урок
    По результатам предварительного изучения уровня креативности (по методике М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А.Воловича) оказалось, что низкий уровень творческой активности характерен для большинства учащихся:

Другие похожие документы..