Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)

ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

_________________________________________________________________________________

К.В.ФАТЕЕВ

ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

(теоретико-правовое исследование)

Монография

Москва — 2004

Рецензент:

А.В. Кудашкин, доктор юридических наук, профессор Военного университета.

Фатеев К.В.

Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование). — М.: Военный университет, 2004. — … с.

В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые вопросы военной безопасности Российской Федерации, ее современного состояния и проблемы правового регулирования, дается определение военной безопасности Российской Федерации, указывается ее место в системе национальной безопасности государства, анализируются внутренние, внешние и трансграничные военные угрозы, виды военной безопасности, правовые режимы обеспечения военной безопасности Российской Федерации в мирное время, в угрожаемый период и в военное время.

Для научных работников, преподавателей, адъюнктов и аспирантов, докторантов, слушателей, курсантов и студентов юридических учебных заведений, а также специалистов, интересующихся проблемами обеспечения национальной безопасности.

ББК 68.49(2Рос)

Введение

Изменения в мире, произошедшие в различных областях общественной жизни в 90-х гг. ХХ в., повлияли как на международное, так и на внутреннее положение России. Осуществление внутренних реформ и преобразований невозможно без учета геополитического положения России. Особую важность приобрела проблема обеспечения национальной безопасности, без решения которой невозможно успешное реформирование страны и ее развитие.

Важнейшей особенностью социальной формы развития любого государства является тесная взаимосвязь между развитием и безопасностью. Фактически развитие и безопасность — это две стороны общего процесса жизни общества. Еще в Древнем Риме Цицерон на первое место выдвигал проблему безопасности. Он говорил, что «прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь … избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни»1.

По большому счету люди придумали когда-то само государство как форму своей организации с главной целью — обеспечить свою безопасность. Так, еще в ХIХ в. И.А. Брокгауз и И.А. Ефрон отмечали: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение»2. Без обеспечения безопасности всякая человеческая деятельность оказывается бесцельной.

Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки в настоящее время определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей как прямыми, так и непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов для народов и государств, для сохранения международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.

Возникшие за последние годы очаги международной напряженности, отступление от общепризнанных принципов и норм международного права в отношении применения вооруженных сил странами НАТО, активизация угроз со стороны международного терроризма требуют обеспечения военной безопасности Российской Федерации с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Несмотря на обилие различных формулировок понятие «военная безопасность» не получило нормативного закрепления, не исследовано как институциональное правовое явление, не определено его место в системе национальной безопасности государства.

В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706, подчеркивается, что военная безопасность определяется состоянием защищенности национальных интересов страны в военной сфере от внутренних и внешних угроз. Главные цели обеспечения военной безопасности — предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации. В настоящее время сформулированы лишь основные принципы обеспечения военной безопасности, которые нуждаются в развитии.

В Законе Российской Федерации «О безопасности» предусматривается деление национальной безопасности на виды, которые включают в том числе и оборонную безопасность. Однако законодатель не дал ни строгого толкования принципов классификации по видам безопасности, ни определения этих понятий, что на практике привело к произвольному и необоснованному дроблению родового понятия.

Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира. Обеспечение военной безопасности невозможно без системного воздействия права на указанную сферу.

Наиболее значимым достижением в правовом регулировании военной безопасности Российской Федерации явилось принятие Федерального конституционного закона «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ. Однако юридическим фактом применения данного Закона является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии. Вместе с тем федеральные законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе» и другие законы, регламентирующие отдельные вопросы военной безопасности Российской Федерации не образуют системного подхода в правовом обеспечении военной безопасности в мирное время, в особый (угрожаемый) период и во время войны (вооруженного конфликта). В них не достигнут баланс между административными механизмами, адекватно отражающими потребности государства в обеспечении военной безопасности: угрозы — возможность парирования угроз — оценка возможностей парирования угроз и защиты интересов — задачи — функции — структуры и органы — меры. В этой связи необходимо исследование правовых режимов обеспечения военной безопасности и их влияния на обеспечение национальной и военной безопасности Российской Федерации.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что исследование всей совокупности теоретико-правовых проблем военной безопасности и правовых режимов ее обеспечения входит в число актуальных задач российского правовой науки.

Глава 1. Правовые основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации

  1. Военная безопасность как институциональное правовое явление, и ее место в системе национальной безопасности Российской Федерации

Понятие «безопасность» как сложнейшее, многогранное социально-политическое и правовое явление объективно носит конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе природа — человек — общество.

В советский период в нашей стране доминировала узкая трактовка безопасности, под которой понималась исключительно государственная безопасность, да и та сводилась главным образом к области контрразведки и недопущению какой-либо оппозиции и инакомыслия. Даже в военной сфере практически никогда не говорилось о военной безопасности, а преимущественно об обороноспособности страны, что далеко не одно и то же.

В современной России в официальных документах, научной литературе, средствах массовой информации получили распространение самые различные формулировки в этой области: «безопасность», «национальная безопасность», «общенациональная безопасность», «международная безопасность», «внутренняя безопасность», «общественная безопасность» и т.д.3

В научной литературе феномен безопасности также трактуется с различных точек зрения. Психологи, например, определяют его как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных потребностей и интересов людей; философы — как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости4. Политологи трактуют этот социальный феномен как свойство определенной системы и результат деятельности ряда систем и органов государства, а также сам процесс деятельности, направленный на достижение поставленных задач по обеспечению защищенности личности, общества и государства5.

Сравнительный анализ различных вариантов употребления термина «безопасность» дает ответ на вопрос, от уяснения содержания которого во многом зависит целостность стратегии безопасности России, ее системность в научном и практическом смысле.

Проанализируем взгляды некоторых авторов на сущность данного термина. Так, безопасность на уровне общественного сознания связывается с отсутствием опасности. В словарях русского языка указывается, что безопасность — это положение, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-нибудь; состояние защищенности от опасности; защита от опасности6; отсутствие опасности; сохранность, надежность7.

Некоторые из авторов дают определение понятия «безопасность» через использование противоположного понятия «опасность». А.П. Дмитриев утверждает, что «безопасность» означает отсутствие, предотвращение или устранение опасности8. И.А. Лазарев отмечает, что под безопасностью принято понимать состояние отношений между субъектами (личностями, социальными группами, нациями, государствами), при которых их существованию, развитию и суверенитету не угрожает военная, экономическая, экологическая или другая опасность9.

Как видим, указанные авторы наличие безопасности связывают с отсутствием угрозы и опасности или с их удержанием на определенном уровне. С данным подходом к трактовке безопасности возможно согласиться, но только как с предварительным, ибо, во-первых, практически невозможно найти ситуацию, когда в отношении какого-либо субъекта отсутствует всякая опасность. Во-вторых, содержание понятия «опасность» связано с функционированием субъекта, его социальной ролью, выполняемой в действительности: при определении понятия «безопасность» через понятие «опасность» будут исключены из дефиниции многие явления и процессы, которые должны быть в ней отражены. Следует отметить, что, исходя из такого подхода к определению понятия «безопасность» мы к ее сущности реально не приближаемся. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть и другие подходы к данной проблеме.

В.В. Бирюков придерживается мнения, что безопасность — это отсутствие угрозы или удержание ее на согласованном, относительно защищенности системы, уровне10. А.В. Гыскэ указывает на то, что «безопасность» можно представить как уровень (степень) защищенности какого-либо субъекта от тех или иных угроз, вследствие воздействия которых ему (субъекту) может быть нанесен определенный ущерб11.

Определение безопасности через термин «защищенность» охватывает не все опасные состояния. Защитить, согласно словарю, значит охранить, спасти от кого-либо, чего-либо неприятного, враждебного, опасного12, т.е. безопасность как состояние защищенности предполагает в буквальном смысле наличие угроз и противодействие им; если таковых нет, то вроде бы проблема безопасности снимается.

В научной литературе отмечается, что безопасность характеризуется полифункциональностью, ее задача не только в том, чтобы защищать интересы объекта, но и снижать, ослаблять, устранять, предупреждать опасности и угрозы. Безопасность рассматривается также как деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества, народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития13. Это значит, что безопасность объекта может обеспечиваться как путем проведения мероприятий, направленных на защиту его от существующих угроз, так и путем нейтрализации самой угрозы.

А.В. Болятко определяет безопасность как систему гарантий защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности внутри и вне страны. Она может проявляться на различных уровнях: мирового сообщества, региона, отдельного государства, социальной общности, личности и др.14

Однако понятие жизненно важного интереса не сводится только к интересам типа «быть или не быть» объекту, оно включает и интересы, отражающие качество объекта, уровни его жизнедеятельности, функционирования. Объект защиты не находится в стационарном состоянии, он, с одной стороны, должен развиваться, поэтому все, что тормозит развитие, следует рассматривать как опасность; с другой стороны, объект постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой и должен реагировать на ее изменения, в т.ч. и агрессивные, в связи с чем опасность нужно видеть и в лишении возможности адекватного реагирования. Например, применительно к государству употребляются понятия технологической безопасности, информационной безопасности, культурной безопасности и т.д. Это все виды безопасности, которые не решают вопроса, быть или не быть государству вообще, они указывают, каким быть государству, обладает ли оно возможностями для развития. За этими интересами стоят и интересы более важные, жизненные, утрата их ведет к качественным изменениям государственного устройства, его перерождению либо попаданию в политическую, экономическую и иную зависимость от иных государств, утрате суверенитета.

При характеристике безопасности отдельные авторы опираются на понятия «безопасность государства», «безопасность страны», «государственная безопасность». Н. Михалкин формулирует данное понятие следующим образом: «безопасность страны» — это понятие, отражающее такой уровень и состояние международных, а в широком смысле — общественных отношений, а также материальных и духовных возможностей, способностей ее народов, которые обеспечивают процесс устойчивого, независимого, самостоятельного, суверенного и свободного развития общества, реализацию им выбранного пути жизнедеятельности15.

Н.И. Кузнецов и Б.Ф. Старов отмечают, что обеспечение государственной безопасности является составной частью защиты страны16.

Представители Международной неправительственной научно-исследовательской и образовательной организации «РАУ — Корпорация» в своей концепции рассматривают безопасность страны как ее системное свойство, позволяющее развиваться и процветать в условиях конфликтов, неопределенности и рисков на основе самоорганизации и управления, и предлагают включить в структуру безопасности социальную безопасность (в т.ч. государственную, национальную), безопасность культуры (в т.ч. интеллектуальную и информационную), политическую, военную, экономическую, экологическую безопасность и др17.

Некоторые ученые считают, что предметную область безопасности необходимо ограничить первоочередными интересами и целями: политическая стабильность (управляемость, поддержание порядка, необходимого для нормального функционирования всех общественных и государственных институтов, защита конституционной законности, прав и свобод граждан); целостность государства (структура и политический режим которого исключают угрозу распада под воздействием внутренних противоречий); оборона (защита независимости и территориальной неприкосновенности страны от вооруженной агрессии извне); техноэкологическая безопасность (предупреждение техногенных катастроф, преодоление последствий стихийных бедствий); экономическая безопасность (обеспечение экономической самостоятельности страны как условия выживания и развития народа); внешнеполитические приоритеты (способствующие созданию максимально благоприятной для России международной среды)18.

Понятие «безопасность» как сложнейшее социально-правовое явление тесно связано с направлениями и формами человеческой жизнедеятельности. Смысловое значение оно приобретает лишь в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности. Применительно к практическим потребностям наиболее общим следует считать понятие «безопасность жизнедеятельности», то есть состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера19.

В.П. Сальников считает, что определение безопасности государства предполагает выделение нескольких уровней ее обеспечения соответственно общим принципам, взаимосвязи личности, общества и государства20.

Безопасность государства, по мнению П.И. Чижика, означает состояние защищенности конституционного строя, независимости и территориальной целостности страны. По основным характеристикам безопасность государства тождественна национальной безопасности, когда государство мыслится как страна21.

  1. Фатеев К. В. Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования (1)

    Документ
    Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. – М.: Издательство «За права военнослужащих», 2005.
  2. Фатеев К. В. Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования (2)

    Документ
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые проблемы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, современного состояния ее правового регулирования, обосновывается теоретико-правовое понятие военной безопасности,
  3. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации (1)

    Диссертация
    Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни
  4. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации (2)

    Диссертация
    Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни
  5. План План 3 Введение 6 Актуальность диссертационного исследования 6 Объект и предмет диссертационного исследования 12

    Диссертация
    ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. Учебник в. М. Корякин, А. В. Кудашкин, К. В. Фатеев

    Список учебников
    Корякин Виктор Михайлович - полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Военного университета (главы 4, 5, 10, 11 (за исключением § 4), 12, 13, 14, 15, 16, § 1 - 4 главы 19 (совместно с А.
  7. Введение в теорию военного права (монография) (1)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  8. Введение в теорию военного права (монография) (2)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  9. Не содержит сведений, составляющих государственную тайну землин александр Игоревич правовое регулирование финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации (1)

    Диссертация
    заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Академии военных наук, доктор юридических наук, профессор Кузнецов Н.

Другие похожие документы..