Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)

Во внешних отношениях суверенитет ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, например, запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных (например, Организация Объединенных Наций), региональных (например, Совет Европы) надгосударственных организаций. Согласно ст. 79 Конституции Российской Федерации, Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Как уже ранее отмечалось в соответствии с ч.1 ст.3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации также предусматривает, что единственным носителем суверенитета и единственным носителем власти в Российской Федерации ее многонациональный народ.

Суверенитет Российской Федерации означает верховенство, независимость, самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на территории Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не допускает принятия норм о наделении какого-либо иного носителя суверенитета и источника, власти, помимо многонационального народа России.

Статья 5 Конституции Российской Федерации закрепляет равноправие всех субъектов Российской Федерации, источником суверенитета и власти которой является весь народ, проживающий на территории всей Российской Федерации.

Суверенитет тесно связан с внутренней и внешней функциями государства и означает полновластие и независимость государства в деле осуществления своих функций. Однако из этого вытекает существенное ограничение: не вся внешняя функция в целом связана непосредственно с суверенитетом. Она связана с суверенитетом лишь в той мере, в какой она сводится к защите территории. Суверенитет не означает права нападать на другие государства и захватывать чужие территории.

С.Г. Евтушенко под предметом обеспечения военной безопасности понимает совокупность функций, целей и задач по предупреждению, пресечению и нейтрализации любых угроз развитию личности, общества и государства в соответствии с их интересами84. С данной трактовкой следует не согласиться, по той причине, что она не имеет конкретного отношения к военной безопасности, т.к. цели и задачи обеспечения военной безопасности не могут быть направлены на предупреждение, пресечение и нейтрализацию любых угроз развитию личности, общества и государства.

Предмет обеспечения военной безопасности имеет конкретную направленность (предупреждение, пресечение и нейтрализацию военных угроз). Предметом обеспечения военной безопасности являются цели, задачи и функции по защите личности, общества и государства от военных угроз.

Таким образом, предупреждение, пресечение и нейтрализация военных угроз, предотвращение военной агрессии против России неразрывно связаны с обеспечением и защитой объектов военной безопасности: конституционного строя, независимости, государственной и территориальной целостности, суверенитета Российской Федерации. Это положение является важнейшей задачей и функцией государства.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации А.Н. Савенков рассматривает как важнейшее направление деятельности государства и ее главную цель видит в обеспечении возможности адекватного реагирования (предотвращение, локализация, нейтрализация) на угрозы национальным интересам в военной сфере при рациональных затратах на национальную оборону85.

Главной целью обеспечения военной безопасности, по мнению И.Е. Пузанова, является создание возможностей для адекватного реагирования на военные угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке. При этом в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако ее национальные интересы требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи, включая ядерное оружие86.

Цели и направления обеспечения военной безопасности страны и защиты ее жизненно важных интересов с опорой на военные средства определяет военная политика Российской Федерации. Она, по мнению В.А. Золотарева, должна соответствовать положениям Устава ООН, Хельсинским соглашениям 1975 и 1992 годов, Парижской Хартии 1990 года и другим международным договорам и соглашениям87.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации выделяет главную цель военной безопасности — обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706, главные цели обеспечения военной безопасности сформулированы как предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.

Военные угрозы Российской Федерации могут состоять в потере ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в осуществлении военной агрессии против России и ее союзников, направлены против мирного, демократического развития государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что парирование и адекватное реагирование на военные угрозы национальным интересам Российской Федерации являются главной целью обеспечения военной безопасности, стоящей перед государством.

Целями обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются создание и обеспечение условий для удовлетворения жизненно важных интересов граждан, российского общества и государства путем предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз различными средствами, находящимися в распоряжении государства, в том числе с использованием военных средств.

Целями обеспечения военной безопасности Российской Федерации могут быть:

упрочение позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями;

сохранение стабильности конституционного строя, нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны, обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики России в сфере национальной безопасности.

Цели достигаются путем решения соответствующих им задач. Для обеспечения решения таких задач государственными органами и институтами государства вырабатываются и осуществляются специальные меры.

Важнейшей задачей Российской Федерации в обеспечении военной безопасности является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников88.

Главной задачей военной политики в мирное время, закрепленной в Концепции военной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Соглашением о Концепции военной безопасности от 9 октября 1992 г. в г. Бишкеке, является предотвращение войны и укрепление международной безопасности.

Основными задачами в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются:

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних военных угроз национальной безопасности Российской Федерации;

реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних военных угроз;

обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации.

Решение задач по защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане осуществляется в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности.

Функции обеспечения военной безопасности целесообразно выделить и сформулировать в наиболее общем виде, как проявление ее сущности в целом и выражение ее общего предназначения в обществе. Учитывая данное обстоятельство, выделим основные функции обеспечения военной безопасности: прогностическую, информационную, превентивную и функцию пресечения военных угроз и ликвидации военных опасностей. Б. Ф. Щипанов выделяет также мобилизующую функцию обеспечения военной безопасности89.

Прогностическая функция связана с выполнением субъектами постоянной задачи по предвидению тех возможных военных угроз и опасностей интересам государства, общества и личности, которые обусловлены реальными причинами и обстоятельствами. Данная функция обеспечивается действием аналитических органов во всех областях безопасности, в том числе и в сфере военной безопасности. Примером прогнозирования в области военной безопасности являются раздел II Военной доктрины Российской Федерации, в котором на основе анализа противоречий современного мира определяется характер современных войн (вооруженных конфликтов) и меры по их предотвращению.

Информационная функция состоит в обеспечении всех субъектов военной безопасности истинными данными о состоянии объектов военной безопасности, характере и степени военных угроз интересам государства, общества и личности. Правильные решения по обеспечению военной безопасности можно принять лишь на основе истинной информации, подлинных данных о состоянии политической, экономической, социальной, военной, экологической сферах национальной безопасности.

Превентивная функция состоит в упреждении и нейтрализации причин возможных и потенциальных угроз военной безопасности на возможно более ранних стадиях их зарождения и проявления. Выполнение этой функции невозможно без реализации первых двух функций. С.Г Евтушенко называет такую функцию предупредительной и отмечает, что в области военной безопасности предупредительная функция выражается в решении комплекса проблем по предупреждению войн и военных конфликтов, в которые может быть втянута Россия90.

Функция пресечения военных угроз и ликвидации военных опасностей является родовой функцией системы военной безопасности. Если существуют угрозы безопасности государству, обществу и личности, то должна быть и соответствующая реакция системы безопасности на них. Для пресечения и ликвидации угроз система военной безопасности обладает вполне определенными силами и средствами, соответствующими характеру и степени этих угроз. Так, каждое государство в целях сохранения целостности и суверенитета содержит вооруженные силы, способные защитить его от внешней агрессии. Указанная функция государства традиционно в юридической литературе связана со способом ее обеспечения — обороной государства91.

Мобилизующая функция военной безопасности состоит в ее способности к оперативному реагированию на возникшие угрозы, своевременному привлечению необходимых сил и средств для ликвидации действительных опасностей. Она достигается отлаженной организацией всей системы и ее основных элементов, постоянной подготовкой их к решению многообразных задач, развитием правовой базы деятельности субъектов военной безопасности, своевременно поставляемой информацией, прогнозированием возможных угроз и т.п92.

Вместе с тем, необходимо отметить, что функции обеспечения военной безопасности государства неразрывно связаны с функциями управления. В современный период существует множество точек зрения относительно понимания, выделения и классификации функций управления. Функции управления в сфере обеспечения военной безопасности выступают как наиболее типичные, относительно самостоятельные и устойчивые, специализированные виды управленческой деятельности по созданию, поддержанию и развитию условий для успешного решения задач обеспечения военной безопасности государства.

Классификация функций управления в сфере обеспечения военной безопасности государства может быть представлена в виде трех групп.

Первая группа может быть представлена как группа основных (общих) функций управления в сфере обеспечения военной безопасности государства. В.Г. Афанасьев в состав основных функций управления включает следующие: выработку и принятие управленческих решений, организацию, регулирование и корригирование, учет и контроль93. Ю.А. Тихомиров отмечает, что в качестве основных функций управления следует рассматривать такие, как: прогнозирование, планирование, сбор и анализ информации, подготовку и принятие управленческих решений, организацию, регулирование и координацию, контроль и оценку результатов94. В.Д. Малков пришел к выводу о том, что к функциям управления следует отнести такие виды управленческой деятельности, как прогнозирование, планирование, организацию, регулирование и контроль. При этом прогнозирование и планирование им объединяются в группу познавательно-программирующих функций управления, а организация, регулирование и контроль — организационно-регулирующих95. Таким образом, можно сделать вывод, что в число основных функций управления в сфере обеспечения военной безопасности входят: прогнозирование (предвидение), организация, распоряжение (принятие решений), координация и контроль.

Во вторую группу функций управления в сфере обеспечения военной безопасности государства можно отнести специальные функции, которые напрямую определяются особенностями объектов безопасности. А.П. Коренев относит к специальным функциям обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, охрану общественного порядка, осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и др.96 А.В. Кудашкин справедливо указывает на то обстоятельство, что цели государства по обеспечению независимости и государственного суверенитета воплощены в управленческих функциях государства, которые закреплены в предметах ведения исключительно за Российской Федерации97. К предметам исключительного ведения Российской Федерации, в частности, отнесены: внешняя политика и международные отношения, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации).

В третью группу функций управления в сфере обеспечения военной безопасности государства можно включить вспомогательные функции, такие как: кадровую, материально-техническую — хозяйственную, делопроизводственную и др.98

  1. Фатеев К. В. Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования (1)

    Документ
    Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. – М.: Издательство «За права военнослужащих», 2005.
  2. Фатеев К. В. Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования (2)

    Документ
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые проблемы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, современного состояния ее правового регулирования, обосновывается теоретико-правовое понятие военной безопасности,
  3. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации (1)

    Диссертация
    Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни
  4. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации (2)

    Диссертация
    Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни
  5. План План 3 Введение 6 Актуальность диссертационного исследования 6 Объект и предмет диссертационного исследования 12

    Диссертация
    ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. Учебник в. М. Корякин, А. В. Кудашкин, К. В. Фатеев

    Список учебников
    Корякин Виктор Михайлович - полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Военного университета (главы 4, 5, 10, 11 (за исключением § 4), 12, 13, 14, 15, 16, § 1 - 4 главы 19 (совместно с А.
  7. Введение в теорию военного права (монография) (1)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  8. Введение в теорию военного права (монография) (2)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  9. Не содержит сведений, составляющих государственную тайну землин александр Игоревич правовое регулирование финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации (1)

    Диссертация
    заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Академии военных наук, доктор юридических наук, профессор Кузнецов Н.

Другие похожие документы..