Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)

г) в зависимости от роли в правовом регулировании — процессуальный.

Правовой институт военной безопасности можно рассматривать как деятельность, исполнение полномочий, должностных обязанностей, обеспечение исполнения полномочий. Все эти категории могут непосредственно обозначать собой только процессуальные правовые институты, но никак не материальные. Другое дело, что закон не устанавливает процессуального регулирования этих институтов, а лишь предусматривает его существование72. С одной стороны, категория деятельности не может иметь смысла, если она не будет пониматься процессуально, с другой, конечно, деятельность — это субъективно-правовая процессуальная категория73.

Надо сказать, что юридическая наука и законодательство насыщены термином «деятельность», который строго говоря, сам по себе не имеет юридического значения. Этот термин ни что иное, как эвфемизм процесса, но процесса неурегулированного законом, подчиненного в лучшем случае сложившейся практике и административным обычаям. Эта категория, будучи, используема для описания, а также некоторых регуляций процесса, выражает определенное состояние правового регулирования административного процесса как деятельно-субъективного или субъективно-усмотрительного института.

По мнению автора, обеспечение военной безопасности можно рассматривать как процесс, но не юридический, а правовой. М.С. Строгович писал, что трактовать все как «юридический процесс и объединять под этим абсолютно все — от порядка выдачи справки в учреждении до порядка деятельности законодательного органа — неверно, ибо это не только не повышает значение порядка в теории и практике применения норм права, но и искажает смысл, придаваемый в теории и практике термину «процесс». Процесс есть такая процедура, которая развертывается в виде последовательных, регламентированных друг с другом связанных, облеченных в определенные правовые формы и к определенной правовой цели направленных действий»74. Поддерживая эту точку зрения В.М. Горшенев подчеркивает, что вопрос о различии процесса и процедуры связан с тем, какие имеются юридические результаты в итоге. Результатом процесса является, как правило, изменение материально-правовой характеристики, статуса, состояния, положения субъекта права, либо отказ в таком изменении заинтересованной стороне75.

В этой связи обеспечение военной безопасности не является юридическим процессом, т.к. представляет собой скорее процесс неурегулированный исчерпывающим образом юридическими нормами, допускающий при его проведении присутствие целесообразности, усмотрения в осуществлении процедур, обычно-правовой порядок. Такой процесс логичнее назвать правовым процессом.

Правовой институт военной безопасности является юридически исходным правовым средством в системе построения национальной безопасности, ибо он включает в себя правовой материал, который обеспечивает функционирование самого государства. Он состоит из первичных единичных юридических положений — правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости государственные, общественные и личностные отношения в сфере обеспечения военной безопасности.

Правовой институт военной безопасности включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: объекты военной безопасности; предмет, цели, задачи и функции обеспечения военной безопасности; средства и методы обеспечения военной безопасности; субъекты обеспечения военной безопасности, их правовой статус и функции; принципы обеспечения военной безопасности; правовые средства обеспечения военной безопасности; правовые режимы обеспечения военной безопасности и др. Анализ указанных ключевых факторов обеспечения военной безопасности учитывается при разработке политики и стратегии национальной безопасности и планировании ее обеспечения.

Структура военной безопасности может быть представлена в следующем виде: объекты военной безопасности — интересы личности, общества и государства, существование и жизнедеятельность которых могут подвергаться различным военным угрозам; субъекты обеспечения военной безопасности — это конкретные лица, официальные и неофициальные институты, органы и организации, действующие в системе военной безопасности; предмет обеспечения военной безопасности — это ее цели, задачи и функции по предупреждению, пресечению и нейтрализации любых военных опасностей, угрожающих существованию личности, общества и государства, а также созданию условий для развития страны, отвечающих измерениям современной цивилизации; методы и средства обеспечения военной безопасности могут использоваться субъектами обеспечения военной безопасности в процессе функционирования системы военной безопасности.

Согласно Закону Российской Федерации «О безопасности» к основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Объектами военной безопасности государства в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации выступают: конституционный строй, независимость, суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации.

В главе 1 Конституции Российской Федерации закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава «Основы конституционного строя» определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы 1 Конституции Российской Федерации признаны особо важными. И потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от военных угроз.

Главная потребность государства заключается в сохранении его как такового.Государство выступает в качестве объекта, обладающего определенной ценностью, поскольку к его сохранению проявляется интерес.Ценность государства проявляется в его независимости, суверенитете, государственной и территориальной целостности, обеспечении прав человека и др.

Ценности и интересы личности, общества и государства с точки зрения военной безопасности взаимосвязаны по ряду оснований: во-первых, незыблемость конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, являющиеся интересом и ценностью государства, поддерживаются интересом общества в достижении и поддержании общественного согласия и интересом личности в реализации конституционных прав и свобод; во-вторых, интерес личности в обеспечении личной безопасности поддерживается интересом общества в создании правового государства и интересом государства в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка.

Решение государством посредством осуществления военной деятельности задач и функций по защите конституционного строя, независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, обеспечении условий для мирного, демократического развития приводит к реализации интересов государства, которые существуют объективно и независимо от их нормативного закрепления в том или ином правовом акте. Однако для того, чтобы деятельность государства в том или ином направлении была легитимной необходимо юридическое закрепление функций государства в основном законе государства, его конституции.

Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 4) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, сущность которых заключается в следующем: целостность территории означает ее нераздельность, единство. Под неприкосновенностью территории понимается сохранение ее целостности, защита от посягательства со стороны другого государства или каких-либо политических сил.

Территория служит материальной основой государства. Без территории нет государства76. Государственная территория рассматривается в трех аспектах: 1) как национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства, который является полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право народа на владение, пользование и распоряжение как самой территорией, так и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного сотрудничества государств на принципе взаимной выгоды и международного права; 2) как материальная база и экологическая среда существования народа и его государства (ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования); 3) как часть земного шара, в пределах которой государство от имени своего народа осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую часть государственного суверенитета. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государства (п.4 ст. 2).

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такого рода приобретения не являются законными.

Последнее положение не относится к договорам по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН. Иное решение вопроса поставило бы под сомнение правомерность многих сложившихся в ходе истории государственных границ. Законность отторжения части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107). В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. государства взяли на себя обязательство «уважать территориальную целостность каждого из государств участников, … воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Положение о целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации вытекает из территориального верховенства Российской Федерации. Как справедливо отмечено в юридической литературе: «Вопреки распространенному мнению, норма об обеспечении Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударственному, но и внутриполитическому аспекту суверенитета Российской Федерации»77.

Российский юрист А. Эртель в конце XIX века пишет: «Каждый народ дорожит своею национальностью, как плодом своего исторического развития. Сохранение ее неприкосновенности составляет одно из важнейших благ его. Таким образом, в числе прочих целей государства является и цель самозащиты. Но народ, стоящий на известной ступени культуры и цивилизации, стремится не только к сохранению своей типичности, но старается еще о распространении ее извне, он старается не только о своем развитии в прогрессивном отношении, но в отношении к пространству. Отсюда возникает возможность столкновения интересов и борьбы с соседями, а, следовательно, и право защиты от внешних посягательств»78.

Государственная целостность — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Она закреплена в статьях 4 (часть 3), 5 (часть 3), 8, 65, 67 (часть 1), 71 (пункт «б») Конституции Российской Федерации. Государственная целостность — важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод.

Конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение. Из принятой 24 октября 1970 года Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, следует, что осуществление права на самоопределение «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов».

Обеспечение суверенитета одна из важнейших функций государства. В русской дореволюционной юридической науке взгляд на суверенитет как на необходимый признак государства развивали Шершеневич79, Палиенко80, Ивановский81 и др.

Понятие «суверенитет» наиболее емко сформулировано И.Д. Левиным в 1948 г. Он справедливо подчеркивает, что суверенитет есть состояние полновластия государства на своей территории и его независимости от других государств82.

Суверенитеттакже является одним из основополагающих принципов конституционного, а также международного права, имеет две взаимосвязанные формы: национальный (народный) суверенитет и государственный суверенитет.

Национальный суверенитет, или суверенитет народа, означает, что только нация (народ) является основой государственности и источником государственной власти. Принцип национального суверенитета (суверенитет народа) утвердился как противопоставление абсолютной монархии: не Бог и не царь, а народ является хозяином своей судьбы, определяет формы государственного правления и устройства.

Государственный суверенитет означает, что государственная власть, основанная на суверенной воле народа, независима от кого бы то ни было во внутренних делах и в международных отношениях. Государственный суверенитет — это верховенство государственной власти на территории страны; проецированный на международную сферу, он означает, что государство само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела.

В Конституции Российской Федерации принцип суверенитета закреплен в обеих его формах. О национальном суверенитете говорит ч. 1 ст. 3: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Формула ч. 1 ст. 4 гласит: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Статья имеет в виду государственный суверенитет: он един и неделим, осуществляется государственной властью в лице ее высших федеральных органов в соответствии с Конституцией Российской Федерации83.

При всей значимости принципа суверенитета он не рассматривается ныне, в отличие от прошлого, как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права.

В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом и конституционно закреплены. Конституция Российской Федерации называет человека, его права и свободы высшей ценностью, и, следовательно, все конституционные принципы должны согласовываться с этим.

  1. Фатеев К. В. Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования (1)

    Документ
    Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. – М.: Издательство «За права военнослужащих», 2005.
  2. Фатеев К. В. Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования (2)

    Документ
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые проблемы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, современного состояния ее правового регулирования, обосновывается теоретико-правовое понятие военной безопасности,
  3. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации (1)

    Диссертация
    Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни
  4. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации (2)

    Диссертация
    Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни
  5. План План 3 Введение 6 Актуальность диссертационного исследования 6 Объект и предмет диссертационного исследования 12

    Диссертация
    ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. Учебник в. М. Корякин, А. В. Кудашкин, К. В. Фатеев

    Список учебников
    Корякин Виктор Михайлович - полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Военного университета (главы 4, 5, 10, 11 (за исключением § 4), 12, 13, 14, 15, 16, § 1 - 4 главы 19 (совместно с А.
  7. Введение в теорию военного права (монография) (1)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  8. Введение в теорию военного права (монография) (2)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  9. Не содержит сведений, составляющих государственную тайну землин александр Игоревич правовое регулирование финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации (1)

    Диссертация
    заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Академии военных наук, доктор юридических наук, профессор Кузнецов Н.

Другие похожие документы..