Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)

По своему объему и глубине осознания и формулирования они являются несопоставимыми, далеко не тождественными, специфическими, но у них есть общий «знаменатель»: органическая включенность в единое целостное образование — социум, бытие нации в историческом времени и пространстве. Это создает предпосылки для консолидации интересов отдельных граждан, социальных групп, общества в целом, но при условии стабильности общественно-государственной системы.

Как отмечает И.А. Ильин, государство имеет дело «исключительно с общим, всенародным интересом, ибо частный и личный интерес граждан может постольку приниматься в расчет, поскольку он… может быть воспринят и истолкован как интерес общий и всенародный»40.

Интересы личности, общества и государства с точки зрения военной безопасности взаимосвязаны по ряду оснований: во-первых, незыблемость конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, являющиеся интересом государства, поддерживаются интересом общества в достижении и поддержании общественного согласия и интересом личности в реализации конституционных прав и свобод; во-вторых, интерес личности в обеспечении личной безопасности поддерживается интересом общества в создании правового государства и интересом государства в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка.

Главная проблема консолидации интересов заключается в том, как сочетать безопасность и обеспечение свободы каждого отдельного человека с безопасностью общества и безопасностью государства.

Методологическое значение определения и иерархического построения национальных жизненно важных интересов, важных интересов и просто интересов состоит в том, что данный вопрос можно рассматривать в двух плоскостях:

во-первых, с точки зрения используемых сил и средств, например, созданная в результате крупномасштабной агрессии непосредственная военная угроза суверенитету и территориальной целостности России теоретически дает право государству применять для их защиты все имеющиеся в его распоряжении средства, вплоть до ядерного оружия, (за исключением внутренних конфликтов);

во-вторых, с точки зрения сопоставления национальных интересов России с интересами других государств теоретически появляется возможность определить расстановку сил методом выделения государств — потенциальных союзников — по совпадающим интересам, соперников — по расходящимся, нейтральных — по параллельным и противников — по конфронтационным.

Н.М. Коркунов в конце XIX века указывал, что пытаясь обеспечить осуществление интересов и культурных идеалов, государства находятся в непрестанной борьбе между собой, то вооруженной, то мирной41. В связи с чем, вопрос об обеспечении национальной безопасности актуален для всех государств мира.

Система законодательного обеспечения национальной безопасности США действует на основе закона Соединенных Штатов Америки № 257 от 26 июля 1947 г. «О национальной безопасности». Вместе с тем, закон не содержит однозначного определения понятия «национальная безопасность». Некоторые специалисты ограничиваются таким определение национальной безопасности, как: отсутствие военной угрозы уничтожения нации или нападения на нее. Наибольшее распространение имеет следующее определение: «национальная безопасность — это долговременное поддержание ценностей или системы и отсутствие угрозы им».

Согласно официальным американским документам, «национальная безопасность» государства означает его «способность сохранять в неприкосновенности свою территорию, поддерживать на приемлемых условиях экономические отношения с другими странами, отстаивать свои институты и способ правления от внешних и внутренних угроз». Для ее обеспечения американское руководство считает необходимым: а) военное превосходство над любым иностранным государством или группой государств; б) прочные внешнеполитические позиции; в) военную организацию, способную успешно противостоять военным и подрывным действиям извне или изнутри, в открытой или скрытой форме42.

В Послании Президента США Конгрессу «О положении страны» отмечается, что главные национальные цели США на протяжении многих лет остаются постоянными. Сегодня Соединенные Штаты ставят перед собой три главные цели: «укрепление безопасности путем повышения эффективности дипломатической сферы и использования вооруженных сил, которые должны быть готовы сражаться и побеждать; повышение экономического процветания США; содействие распространению демократии за рубежом»43.

Некоторые цели остаются неизменными со времен создания страны: защищать жизнь и личную безопасность американцев внутри страны и за границей; сохранять суверенитет, политические свободы и независимость Соединенных Штатов с их ценностями, институтами и территорией; обеспечивать благополучие и процветание страны и ее народа44.

Целью политики обеспечения национальной безопасности Великобритании является сохранение свободы и территориальной целостности Соединенного Королевства и его зависимых территорий, а также способность отстаивать свои национальные интересы внутри страны и за ее пределами. Данная цель предусматривает следующие направления политики обеспечения безопасности:

оказание помощи там, где это необходимо, в поддержании законности на территории Соединенного Королевства и его зависимых территориях;

уменьшение опасности внешней агрессии Великобритании, его зависимых территорий или его жизненных национальных интересов;

оказание содействия международным усилиям в пользу свободы и демократических институтов, а также открытых свободных отношений, усилий, которые позволяют людям во всем мире обеспечивать и увеличивать свое благосостояние;

забота о материальном благосостоянии своих граждан;

поддержание конкурентоспособности экономики страны 45.

Первейшая цель национальной политики Франции состоит в защите национальных интересов, которые носят «имущественный» характер и связаны с собственностью: территорией, экономическими богатствами, коммуникациями, присутствием граждан страны за границей. Главная цель — защита собственности, где бы она ни находилась и возможность беспрепятственного доступа к ней.

Концепция интересов Франции становится все более глобальной. Наряду с традиционными интересами, связанными с географическим и имущественным подходом, она объединяет также нематериальные, но от этого не менее реальные жизненные интересы, во имя которых Франция готова прибегнуть к силе оружия. Территориальная целостность страны, включая метрополию, а также заморские пространства, ее суверенитет и ее население — вот основные жизненно важные интересы Франции. В Белой книге по вопросам обороны Франции отмечается, что ядром жизненных интересов Франции является суверенитет, гарантия целостности национальной территории, неприкосновенность ее заморских владений, воздушных и морских путей. Однако не следует пытаться дать им чрезмерно точное определение, чтобы не стеснять свободу действий и оценок руководителей государства в случае возникновения угрозы интересам46.

Основной закон ФРГ определяет главное направление политики национальной безопасности ФРГ: «служить миру в качестве равноправного члена в объединенной Европе»47. Основной закон определяет также главные параметры национальных интересов Германии: обеспечение свободы, безопасности и благосостояния граждан Германии и нерушимости ее государственной территории; интеграция с европейскими демократическими странами в Европейский Союз; прочный трансатлантический союз с США как мировой державой, основанный на общности идеалов и интересов; вовлечение германских восточных соседей в западные структуры и создание новой кооперативной системы безопасности, охватывающей все государства Европы; соблюдение международного права и прав человека во всем мире и справедливый всемирный экономический порядок, базирующийся на принципах рынка48.

Таким образом, в содержательном плане в национальной безопасности государств вычленяются различные области и структурные элементы, к которым в первую очередь, относятся политическая, экономическая, военная и другие виды безопасности.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, который бы создавал благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключал опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Защищенность национальных интересов в экономической сфере является ключевой и состоит в обеспечении функционирования отечественной экономики в режиме расширенного воспроизводства; защите интересов отечественных производителей; постоянном контроле за стратегическими ресурсами страны; поддержании научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях технологического прогресса устойчивом функционировании и развитии многоукладной экономики; создании единого экономического пространства; сохранении и развитии внутреннего рынка; повышении конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках49.

Защищенность национальных интересов во внутриполитической сфере состоит в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Защищенность национальных интересов России в международной сфере заключается в обеспечении суверенитета, упрочении позиции России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Защищенность национальных интересов России в военной сфере состоит в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Защищенность национальных интересов России в пограничной сфере заключается в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Защищенность национальных интересов России в социальной сфере заключается в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Защищенность национальных интересов в духовной сфере состоит в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Таким образом, рассматривая национальную безопасность через призму защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних военных угроз необходимо подчеркнуть, что системообразующим элементом такой безопасности выступает совокупность национальных интересов России, которые нуждаются в защите военными средствами. Это связано с тем, что во-первых, определяется круг национальных интересов, для защиты которых государство может пойти на применение военной силы в той или иной форме. Во-вторых, выявляются источники потенциальной военной опасности национальным интересам на текущий период и в перспективе (например, к таким источникам могут быть отнесены действия других государств, направленные на дестабилизацию внутриполитической обстановки в России). В-третьих, указываются, какие факторы государство будет рассматривать в качестве способствующих перерастанию потенциальной военной опасности в непосредственную военную угрозу (например, наращивание группировок войск (сил) у границ России, нарушающее сложившееся соотношение сил, интенсификацию оперативной подготовки и др.).

Удельный вес военно-силовых методов обеспечения национальной безопасности у различных государств неодинаков на разных этапах исторического развития и зависит от целого комплекса условий, связанных с вероятностью внутренних и внешних военных угроз, характером отношений с сопредельными государствами и геополитическими центрами, силами, численностью, оснащенностью и боеготовностью вооруженных сил и других силовых структур. Возрастание роли военных аспектов обеспечения национальной безопасности напрямую зависит от сложившегося в определенное время соотношения между формами геополитического противоборства на глобальном и региональном уровнях. В этой связи возрастает роль и значение военной безопасности в системе национальной безопасности государства.

Роль России в мировом сообществе по причине ее природно-географических условий, которые обеспечивают и будут обеспечивать жизнедеятельность всего мира, никогда не сможет быть вне интересов других стран. В современном мире доминирующей тенденцией является так называемая глобализация как процесс непрерывно возрастающей взаимозависимости стран и народов во всех сферах материальной и духовной жизни. Глобализация сопровождается растущим навязыванием государствам отдельных собственных стандартов поведения как единых общемировых в экономической, военной, информационной и культурной сферах, что подрывает национальные устои и традиционные ценности стран. Именно поэтому военная безопасность России имеет всеобъемлющий и комплексный характер. Безопасность России уже не может заключаться только в требовании создать и удержать неприкосновенность ее границ, ее территории. Очевидным стал тот факт, что необходимо не только предотвратить, сдержать агрессию, но и создать условия для утверждения гарантий свободного развития народов и страны по пути прогресса в соответствии с сегодняшними изменениями современной цивилизации. Этому должно способствовать система обеспечения военной безопасности России.

Как отмечается в Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 г. «сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия нужна нам для благополучного и мирного развития страны. Эта армия должна быть способна защитить Россию и ее союзников, а также эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами»50.

Термин «военная безопасность» встречается как в научной литературе, посвященной проблемам безопасности51, так и в нормативных правовых актах52. Однако некоторые ученые отрицают правомерность употребления данного термина под предлогом того, что он отсутствует в Законе Российской Федерации «О безопасности».

В статье 13 Закона Российской Федерации «О безопасности» предусматривается деление национальной безопасности на виды, которые включают, в том числе и оборонную безопасность. При этом законодатель не дал ни строгого толкования принципов классификации по видам безопасности, ни определения этих понятий, что на практике привело к произвольному и необоснованному дроблению родового понятия. В литературе можно встретить: оборонную безопасность53, безопасность от военных угроз54, военную сферу обеспечения национальной безопасности55, угрозу безопасности в оборонной сфере56, военную составляющую национальной безопасности57 и т.п. Однако ни у кого не вызывает сомнения, что военная безопасность России связана с военной деятельностью государства.

Исследуя вопросы военной деятельности государства профессор Штейн пришел к выводу об объективном характере этой деятельности и указывал, что ее источником является опасность, которая оправдывает военную деятельность государства; требование ее — жертва, а содержание — борьба и смерть58. Военная сфера государства является широким понятием, включающим не только оборону, но и выявление, нейтрализацию, пресечение и парирование угроз с применением вооруженной силы59.

В научной и юридической литературеможно встретить весьма разнообразные определения военной безопасности, например:

А) система взаимосвязанных политических, экономических, собственно военных, социальных, информационных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства и общества к вооруженной защите населения, целостности территории и суверенитета страны60;

Б) поддержание оборонного потенциала России на уровне, достаточном для обеспечения безопасности страны в случае возникновения кризисных ситуаций в непосредственной близости от границ России, обеспечения эффективной обороны, а также, при необходимости, для участия в коллективных международных акциях по сдерживанию потенциальной агрессии в отношении других государств61;

В) состояние защищенности страны от вооруженной агрессии62;

Г) состояние государства, при котором вероятность развязывания боевых действий как извне, так и изнутри сводится к минимуму63;

Д) необходимый уровень военного потенциала и военной мощи государства, которые дают ему возможность эффективно противостоять военным угрозам и обеспечивать надежную защиту его жизненно важных интересов64.

Наиболее удачным, на наш взгляд, понятие военной безопасности государства сформулировано О.К. Зателепиным, который рассматривает ее как состояние защищенности жизненно важных интересов государства (конституционного строя, независимости, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации), обеспечиваемое вооруженной защитой со стороны военной организации государства (Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба) от внешних и внутренних военных угроз65.

  1. Фатеев К. В. Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования (1)

    Документ
    Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. – М.: Издательство «За права военнослужащих», 2005.
  2. Фатеев К. В. Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования (2)

    Документ
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые проблемы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, современного состояния ее правового регулирования, обосновывается теоретико-правовое понятие военной безопасности,
  3. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации (1)

    Диссертация
    Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни
  4. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации (2)

    Диссертация
    Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни
  5. План План 3 Введение 6 Актуальность диссертационного исследования 6 Объект и предмет диссертационного исследования 12

    Диссертация
    ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. Учебник в. М. Корякин, А. В. Кудашкин, К. В. Фатеев

    Список учебников
    Корякин Виктор Михайлович - полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Военного университета (главы 4, 5, 10, 11 (за исключением § 4), 12, 13, 14, 15, 16, § 1 - 4 главы 19 (совместно с А.
  7. Введение в теорию военного права (монография) (1)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  8. Введение в теорию военного права (монография) (2)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  9. Не содержит сведений, составляющих государственную тайну землин александр Игоревич правовое регулирование финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации (1)

    Диссертация
    заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Академии военных наук, доктор юридических наук, профессор Кузнецов Н.

Другие похожие документы..