Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для подготовки к государственным аттестационным испытаниям

по направлению подготовки бакалавров

050300 – Филологическое образование

Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование»

Литература

  1. Русский фольклор как основа национального самосознания народа. Система жанров УНТ.

  2. Эволюция жанра трагедии в античной литературе; вклад греческих и римских трагиков в становление жанра.

  3. Основные жанры литературы русского Средневековья. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы.

  4. Западноевропейский героический эпос.

  5. Художественный мир У.Шекспира.

  6. Эстетические принципы классицизма и их отражение во французской драматургии XVII века.

  7. Литературные направления русской литературы XVIII века.

  8. Особенности русского романтического типа художественного сознания и рецепция личности и творчества Д.Байрона в России первой трети XIX века.

  9. Жанровое своеобразие романтической новеллы. Новеллы Э.Гофмана в контексте раннего и позднего немецкого романтизма.

  10. Художественные открытия прозы А.Пушкина.

  11. Жанровое многообразие английского романа 40-х годов XIX века.

  12. Развитие темы поэта и поэзии в русской лирике ХIХ века.

  13. Русская драма второй половины XIX века (от А.Островского до А.Чехова)

  14. Типология русского романа XIX века.

  15. Жанр философско-психологического романа в художественном воплощении Л.Толстого и Ф.Достоевского.

  16. Особенности историко-литературного процесса конца XIX – начала XX в.в. Многообразие эстетических тенденций в зарубежной литературе. Франция как культурный центр этого периода (натурализм, символизм, реализм, импрессионизм)

  17. Современное содержание понятия «Серебряный век». Поэзия серебряного века: родство художественных исканий различных творческих направлений.

  18. Проза Серебряного века: новый облик реализма.

  19. Этапы русской литературной эмиграции. Художественные открытия в прозе.

  20. Модернизм как новый тип литературного сознания. Модернистские направления в западноевропейской и американской литературе XX века.

  21. Многообразие эстетических установок литературы 1920-х годов.

  22. Типология романа в русской прозе 1920-30-х годов.

  23. Типология жанров в литературе периода Великой Отечественной войны.

  24. Русская проза 1960-90-х годов: основные направления художественного поиска.

  25. Мифологизация в зарубежной литературе ХХ века. Отражение национальной мифологии в латиноамериканской литературе ХХ века.

Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование»

Русский язык

  1. Язык как общественное явление. Знаковая природа языка.

  2. Современный русский литературный язык: сущность и признаки понятия.

  3. Фонетический уровень как самостоятельная подсистема в общей системе языка.

  4. Фонологическая система современного русского языка. Фонема и звук: соотношение понятий.

  5. Морфема в системе единиц языка. Принципы классификации морфем.

  6. Словообразовательный уровень и его значение для языка.

  7. Слово как центральная единица языка и как элемент лексико-семантической системы.

  8. Специфика лексико-семантической системы современного русского языка.

  9. Фразеология как отражение национальной языковой картины мира.

  10. Части речи как главная категория морфологии. Принципы распределения слов по частям речи.

  11. Грамматические категории имен существительных и прилагательных: сопоставительная характеристика.

  12. Местоимения, их семантические, грамматические и функциональные свойства. Грамматические и семантические разряды местоимений.

  13. Наречия и слова категории состояния: сопоставительная характеристика их семантических, морфологических и синтаксических свойств.

  14. Глагол, его категориальные признаки. Неспрягаемые формы глагола в сопоставлении со спрягаемыми. Вопрос о статусе причастия и деепричастия в современной грамматике.

  15. Категория вида как универсальная грамматическая категория: категориальная семантика, видовые грамматические значения.

  16. Словоизменительные грамматические категории глагола и их взаимообусловленность. Особенности частных глагольных парадигм. Система личных форм глагола. Безличные глаголы.

  17. Синтаксис как составная часть грамматики. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи и отношения. Сочинение и подчинение в рамках единиц синтаксиса.

  18. Член предложения как грамматическая категория. Главные и второстепенные члены предложения в их оппозиции. Семантика и морфологическая выраженность членов предложения. Детерминант.

  19. Оппозиция двусоставных и односоставных предложений. Структурно-семантические разновидности односоставных предложений в современном языке.

  20. Осложненное простое предложение. Типы осложнения и средства их выражения.

  21. Сложное предложение как единица синтаксиса (в сопоставлении с простым). Понятие предикативной части. Основные разновидности сложного предложения.

  22. Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложения как самостоятельные структурно-семантические типы предложений.

  23. Сложное синтаксическое целое.

  24. Понятие фонетических и исторических чередований в современном русском языке. Возникновение исторических чередований: время, условия, причины.

  25. Эволюция стилистической системы русского литературного языка (стилистические системы М. Ломоносова, А. Пушкина, современная стилистическая система).

Развернутые планы ответов на экзаменационные вопросы по литературе

1. Русский фольклор как основа национального самосознания народа. Система жанров УНТ.

Расшифровка международного термина «фольклор». Фольклор как важнейшая составная часть традиционной русской культуры. Участие фольклора в формировании национального самосознания; отражение русского национального характера, особенностей русского менталитета и мирочувствования в произведениях фольклора.

Три аспекта отражения национального самосознания русского народа в произведениях фольклора: аспект общности, аспект «самости» (самостоятельности) и аспект внутренней конкретики.

Фольклорный жанр как основа художественности и фундамент письменной литературы. Возникновение жанров в фольклоре как тип внутренней композиционно-структурной организации. Основные признаки жанра. Система жанров русского фольклора.

Пословицы и поговорки, структура и тематика.

Сказка как отражение русского национального характера. Своеобразие воплощения в сказке темы мечты. Специфика героя русской волшебной сказки.

Воплощение самобытных черт русского национального характера в былинах. Специфика героя-богатыря.

Былины новгородского цикла. «Торжественное прославление – апофеоз – Новгорода» (В.Белинский) как идейный центр былины «Садко». Мысль о достоинстве и славе родной земли. Осуждение новгородской знати, поступившейся независимостью родного города, как концептуально определяющее в былине «Василий Буслаев». Идея любви к родине, к родной земле в былинах «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей».

Проявление идей самостоятельности и общности в исторических песнях как основа патриотического содержания.

Литература

  1. Аникин В. Русское устное народное творчество. – М., 2004.

  2. Аникин В. Теория фольклора. Курс лекций. Изд. 3-е. – М., 2007.

  3. Афанасьев. А. Древо жизни. – М., 1982

  4. Кравцов Н., Лазутин С. Русское устное народное творчество. – М., 2001.

  5. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М., 1998.

2. Эволюция жанра трагедии в античной литературе; вклад греческих и римских трагиков в становление жанра.

Возникновение трагедии из обрядовых песен в честь Диониса – дифирамбов. Роль хора в формировании структуры древнегреческой драмы. Структурные элементы трагедии: пролог, парод, эписодии, стасимы, эксод, эпилог и их значение для театрального представления.

Эсхил – «отец трагедии».Структура трагедий Эсхила; особенности драматической техники Эсхила. Изменения в трагедии, внесенные Эсхилом. Внесение в спектакль драматического конфликта, специфика построения характеров. Софокл. Изменение роли хора; специфика связи сцен. Перипетии. Система персонажей, исследование психологии персонажей. Прием «трагической иронии». Трагедия «Эдип-царь» и проблема трех единств. Мотив рока, трагической судьбы и нравственной ответственности человека за свои поступки у Софокла. Еврипид. Две группы трагедий Еврипида: собственно трагедии («Медея», «Ипполит») и социально-бытовые драмы («Алкеста», «Елена», «Ион»). Интрига и ее роль у Еврипида, прием Deus ex machina. Ярко выраженный психологизм трагедий, специфика обрисовки характеров. Отражение философских идей. Существенное падение роли хора в его трагедиях.

Римская трагедия. Творчество Луция Аннея Сенеки Младшего. Связь между философскими сочинениями Сенеки и трагедиями. Тема победы над страстями и преодоления жизненных испытаний. Отличия греческой и римской эстетики. Появление трагедии не для постановки, а для чтения и следующее за этим изменение структуры трагедии.

Литература

  1. Дуров В. История римской литературы. – СПб, 2000.

  2. Лосев А. Античная литература: учебник для высшей школы; под ред. А.А. Тахо-Годи. – изд.7-е, стереотп. – М., 2005.

  3. Радциг С. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

  4. Тронский И. История античной литературы. – 4-е изд. М., 1983 .

  5. Ярхо В. Античная драма. Технология мастерства. – М., 1990.

  6. Ярхо В. Трагедия. – М., 2000.

3. Основные жанры литературы русского Средневековья. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы.

Историческая сущность категории литературного жанра.

Связь жанровой системы литературы Древней Руси с практическими потребностями древнерусского общества. Верховное положение жанров богослужебной литературы (гимны, слова, жития святых). Зависимость жанрового определения от объекта изображения в древнерусской литературе (летописи – документальная история феодального общества, жития – жизнеописание святого, воинская повесть – ратные подвиги русичей, хождения - путешествия по святым местам).

Возникновение новых жанровых модификаций в недрах древнерусской литературы. Деление жанров на «первичные» и «объединяющие». Взаимодействие литературных жанров с жанровой системой фольклора. Особенности существования жанров переводной литературы в русле древнерусской литературы.

Секуляризация литературы Древней Руси в 1 половине ХVII века. Трансформация средневековой системы жанров и зарождение новых литературных форм: бытовая и сатирическая повесть, плутовская новелла. Пополнение жанровой системы древнерусской литературы во 2 половине ХVII века новыми жанрами: стихотворство и драматургия.
«Слово о полку Игореве» как памятник литературы Древней Руси.

1. Место «Слова о полку Игореве» в историко-литературном процессе первого этапа формирования ДРЛ:

  • история открытия и создания «Слова о полку Игореве»;

  • историческая основа «Слова о полку Игореве»;

  • художественный текст «Слова о полку Игореве» и летописные источники о походе князя Игоря и его дружины (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи).

2. «Слова о полку Игореве» как памятник первого монументального историзма:

  • образ русской земли в «Слове о полку Игореве»;

  • жанрово-композиционная специфика «Слова...»;

  • композиционное место и смысловое значение «Сна Святослава», «Золотого слова Святослава», «Плача Ярославны»;

  • жанровая уникальность «Слова…», синтез жанровых форм, книжное и фольклорное начала;

  • образный строй «Слова о полку Игореве», система персонажей, место и значение образа автора, образа Бояна;

  • пространственная и историческая масштабность изображения, панорамность зрения (обзор с высоты птичьего полета);

  • Мифологическая, цветовая и языковая символика в «Слове»;

  • отражение в «Слове о полку Игореве» русского народного сознания в сочетании с общечеловеческими этико-эстетическими ценностями.

Литература

  1. Давыдова Н. Евангелие и древнерусская литература: Пособие для старшеклассников.– М., 1992.

  2. Еремин И. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987.

  3. Лихачев Д. Поэтика русской литературы. – М., 1979.

  4. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – М., 1986.

  5. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» – героический пролог русской литературы. – М., 1972.

  6. Рыбаков Б. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. – М., 1963.

4. Западноевропейский героический эпос

Эпос – слово, рассказ, песня. Отражение в эпосе законченной картины мира, объяснение его происхождения и судьбы, изображение примеров достойной жизни и достойной смерти.

Сочетание в эпосе реальности и фантастики, истории и нравоучения, время «библейского» (от сотворения мира и до его конца), время сказочного (подвиги героя-богатыря), и время исторического (упоминания об исторических событиях и лицах). Центр эпического произведения - эпический герой, в котором сосредоточены лучшие черты народного характера.

Два этапа развития западноевропейского эпоса средних веков. Эпос раннего Средневековья, эпохи разложения родового строя: ирландский, скандинавский, англосаксонский («Песнь о Беовульфе»). Эпос зрелого Средневековья, феодальной эпохи: средневерхненемецкий, французский, испанский («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Сиде»).

Изображение в эпосе раннего Средневековья отношений древних обществ и племен. В центре повествования – воин-богатырь Беовульф, превосходящий остальных силой и мужеством, воплощающий в себе черты подлинного народного героя, совершающий подвиги для блага многих людей. Освобождение Беовульфом народ от страшных чудовищ (Гренделя, его матери, дракона).

Пространство англосаксонского эпоса (противоположные миры): защищенное и окультивированное пространство Хеорота (постройка Хеорота как центра героического мира, его вещность, этикетность поведения) и дикий мир чудищ (нерукотворность их обиталища, «вненаходимость пещеры», антигероический пир Гренделя или «пир наоборот»).

Основа композиции – конфликт добра и зла. Фантастическое и реальное обозначение зла. Ассоциация чудовищ с определенным природным фоном, сочетание реалистических элементов северной природы с фантастическими образами (спуск Беовульфа в логово чудовищ).

Синтез языческого и христианского мировосприятия в эпосе раннего Средневековья (образы чудищ, их родословная от Каина, упоминание в тексте поэмы Судьбы, Рока и Бога, мотив языческого золота, восприятие Беовульфом дракона как Божью кару и др.).

Формирование классического эпоса (эпос зрелого Средневековья) в эпоху национальных обществ и государств; его предмет (предание национально-историческое - о борьбе славных предков с исторически существовавшими завоевателями, иноплеменниками, иноверцами и др.)

Усложнение психологической характеристики образа, небезупречность его поведения (Роланд, Зигфрид). Влияние фольклорных мотивов и рыцарского романа. Основа эпоса зрелого Средневековья – исторический факт: битва при Ронсевальском ущелье («Песнь о Роланде»), падение бургундского королевства («Песнь о Нибелунгах).

Поэтика поэмы «Песнь о Роланде»: контраст, гиперболизация, детализация, эпическое повторение, параллелизм. Превалирующая роль христианских мотивов. Значение эпоса для последующего развития литературы.

  1. Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература (1)

    Вопросы к экзамену
    Особенности историко-литературного процесса конца XIX – начала XX в.в. Многообразие эстетических тенденций в зарубежной литературе. Франция как культурный центр этого периода (натурализм,
  2. Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература (3)

    Вопросы к экзамену
    Словоизменительные грамматические категории глагола и их взаимообусловленность. Особенности частных глагольных парадигм. Система личных форм глагола. Безличные глаголы.
  3. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (1)

    Программа
    Образовательный портал. Новый проект по образовательным ресурсам. На портале представлены полнотекстовые версии многих учебных пособий, и другие полезные материалы для самообразования.
  4. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (2)

    Программа
    Новый проект по образовательным ресурсам. На портале представлены полнотекстовые версии многих учебных пособий, и другие полезные материалы для самообразования.
  5. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (3)

    Программа
    3.3. Методическая система биологического образования. Структура системы биологического образования школьников. Компоненты системы: целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, процессуально-управленческий, оценочно-результативный.
  6. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (4)

    Программа
    3.2. Традиционные и инновационные образовательные технологии обучения биологии. Их характеристика. Анализ достоинств и недостатков. Личностно-коммуникационные технологии в обучении биологии.
  7. Отчёт по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников

    Реферат
    Форма 10. Сводная таблица обобщенных результатов итоговой аттестации выпускников и контроля знаний студентов по циклам дисциплин направления (специальности)
  8. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 050300 «Филологическое образование»

    Программа
    Программа составлена в соответствии с ФГОС по направлению 050300 «Филологическое образование», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.
  9. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050300 «Филологическое образование» направление 050100 «Педагогическое образование»

    Программа
    Программа вступительного экзаменов в магистратуру (профессионально-образовательная программа «Языковое образование», направление 050100 «Педагогическое образование») создана на основе действующих стандартов подготовки бакалавров в

Другие похожие документы..