Программа адаптационного курса для первокурсников Биологического факультета гоувпо «мгу им. Н. П. Огарева» 2010 г. Цель: адаптация первокурсников в университете (на факультете)

Программа адаптационного курса для первокурсников Биологического факультета ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» 2010 г.

Цель: адаптация первокурсников в университете (на факультете) формирование у них ценностных установок студента высшей школы.

Задачи:

- организация знакомства студентов с университетом, биологическим факультетом, внутри группы;

- ознакомление с требованиями и спецификой обучения на факультете;

- работа по формированию коллектива группы, групповой культуры;

- содействие в формировании личностных позиций взаимодействия по актуальным вопросам студенческой жизни;

- развитие навыков взаимодействия с коллективом группы, курса, факультета (с администрацией, преподавательским составом, старшекурсниками);

- формирование умений самостоятельно решать возникающие проблемы и вопросы;

- развитие социальной активности студентов;

- включение желающих студентов во внеучебную деятельность.

Участники: кураторы групп первого курса, члены педагогических отрядов МГУ им. Н.П. Огарева – тренеры программы, руководители программы; студенты первого курса.

Содержание программы

1-й день (1 сентября). «День знаний».

(Ответственные – зам. декана по внеучебной работе Мокшин Е.В., кураторы первых курсов)

Общее время работы: 3 ч. 40 мин.

    1. Линейка, посвященная празднику «День знаний». Поздравление и напутствие первокурсникам от руководства и преподавателей факультета. Куратор в это время обязательно находиться с группой (40 мин).

    2. Встреча группы в отдельной аудитории (представление куратора, знакомство с планом дня, введение в адаптив) (2 часа).

      1. Первый час куратора:

– знакомство с «Путеводителем первокурсника»: с Уставом МГУ, обсуждение прав и обязанностей студентов, правил поведения в университете;

– знакомство со спецификой обучения на факультете, знакомство с расписанием (объяснение особенностей его составления);

– экскурсия по факультету: ознакомление с деканатом, всеми кафедрами, компьютерным классом и т.д.;

– проведение упражнения (игры) на знакомство:

«Я не умею»

Группа садится кругом (так чтобы все друг друга видели) и по очереди рассказывает о себе, начиная со слов: «Я не умею…». Куратор после высказывания студента может задать возникшие вопросы. Поле того, как выступили все студенты, могут задавать вопросы все желающие (тем, к кому они появились во время проведения упражнения).Задача куратора наблюдать и анализировать выступления. Кто-то из студентов действительно старается быть искренним, признаться в своих не умениях (которые часто означают, что человек желает этому научиться), а кто-то постарается показать себя с лучшей стороны, не желая раскрываться перед малознакомыми однокурсниками (Соответственно, высказывания «Я не умею стирать» и «Я не умею лгать» явно отличаются по информационной нагрузке). Задача куратора – организовать свободный, интересный диалог.

– проведение упражнения (игры) на сплочение:

«Сесть на стол»

Игра на преодоление тактильных барьеров, выявление лидеров и снятие напряжения в группе.

Участники должны по команде как можно быстрее сесть на стол так, чтобы на нем разместились все члены группы. На полу не должно быть ни одной ноги.

– проведение первого индивидуального анкетирования для выяснения мотива обучения в вузе.

АНКЕТА: В опросник для маскировки включен ряд отвлекающих утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.

Ключ к опроснику:

Шкала «Приобретение знаний»: за согласие (+) с утверждениями п. 4 проставляется 3,6 балла; п. 17 – 3,6; п. 26 – 2,4 балла; за несогласие (-) с утверждениями п. 28 – 1,2 балла; п. 42 – 1,8 балла. Максимум – 12,6 балла.

Шкала «Овладение профессией»: за согласие (+) с утверждениями п. 9 – 1 балл; п. 31 – 2 балла; п. 33 – 2 балла; п. 43 – 3 балла; п. 48 – 1 балл и п. 49 – 1 балл. Максимум 10 баллов.

Шкала «Получение диплома»: за несогласие (-) с утверждениями п.11 – 3,5 балла; за согласие (+) с утверждениями п.24 – 2,5 балла; п. 35 – 1,5 балла и п. 44 – 1 балл. Максимум 8,5 баллов.

Вопросы по п. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

3. Участие в общеуниверситетском празднике «Здравствуй, МГУ» (вечером на университетской площади перед зданием главного корпуса). На этом празднике присутствуют все факультеты и институты МГУ им. Н.П. Огарева, звучит клятва первокурсников. Этот праздник дает возможность ощутить себя единым целым, причастность к большому коллективу МГУ (1 час).

ОПРОСНИК

Отметьте Ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «–» со следующими утверждениями!

  1. Лучшая атмосфера на занятии – атмосфера свободных высказываний.

  2. Обычно я работаю с большим напряжением.

  3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

  4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.

  5. какое из присущих Вам качеств Вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

  6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

  7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

  8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

  9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

  10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

  11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

  12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

  13. от каких из присущих Вам качеств Вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.

  14. При удобном случае я использую на экзамене подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы).

  15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.

  16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

  17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

  18. При возможности я поступил(а) бы в другой вуз.

  19. Я обычно сначала берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.

  20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

  21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

  22. Я твердо уверен(а), что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.

  23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

  24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

  25. Из некоторых практических соображений данный вуз является для меня самым приемлемым.

  26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

  27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

  28. Экзамены нужно сдавать, затрачивая минимум усилий.

  29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с неменьшим интересом.

  30. Какое из присущих Вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.

  31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.

  32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

  33. Высокая заработная плата после окончания вуза для меня не главное.

  34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать решение группы.

  35. Я вынужден(а) был(а) поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе (избежать службы в армии).

  36. Я осваиваю учебный материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

  37. Мои родители профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

  38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

  39. Какое из Ваших качеств помогает Вам учиться? Напишите ответ рядом.

  40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, непосредственно не относящиеся к моей специальности.

  41. меня весьма тревожат возможные неудачи.

  42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

  43. Мой выбор данного вуза окончателен.

  44. мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них.

  45. Чтобы убедить в чем либо группу, мне приходиться самому (самой) работать очень интенсивно.

  46. У меня обычно хорошее и ровное настроение.

  47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

  48. До поступления в вуз я давно интересовался(ась) этой профессией, много читал(а) о ней.

  49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

  50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.

2-й день (2 сентября). Знакомство с группой «Я в группе».

(Ответственный - председатель студ. совета Бабина Екатерина, кураторы групп)

Общее время работы: 3 ч. 30 мин.

2.1Знакомство со структурой самоуправления в группе (встреча с председателями студ. Совета и профкома) (1 час).

– выбор временного командира группы;

– обсуждение текущих вопросов (получение студенческих билетов и зачеток, проблемы, возникающие с проживанием в общежитии и т.п.)

2.2 Проведение игры «Следопыт» (1 час).

Целью игры является знакомство с факультетом.

Группе выдается путевой листок с перечнем вопросов, на которые необходимо найти ответы. После выполнения задания его нужно отдать медиатору группы. Он фиксирует время выполнения задания, проверяет правильность ответов, просит доработать, исправить неверные ответы. Студенты самостоятельно распределяют роли, ищут пути к ответам.

ВОПРОСЫ по факультету:

  1. Где расположен буфет и как зовут буфетчицу?

  2. Сколько кафедр на факультете?

  3. Как зовут заведующего кафедрой ботаники и физиологии растений?

  4. Сколько человек являются деканатскими работниками, перечислите должности?

  5. Какой номер телефона в деканате?

  6. Какой номер телефона на вахте биологического факультета?

  7. Как зовут зам. декана по учебной работе?

  8. Сколько этажей в новом корпусе биотехнологического центра?

  9. Сколько этажей на биологическом факультете?

  10. Где расположен студенческий совет и как зовут председателя студ. совета?

  11. Как зовут заведующего кафедрой генетики?

  12. Назовите количество студентов обучающихся на факультете?

  13. Как называется кафедра, располагающаяся на пятом этаже?

  14. Как зовут заведующего кафедрой биотехнологии?

  15. Во что сегодня одета зам. декана по внеучебной работе?

  16. Назовите номер конферентзала?

  17. Какое место факультет занял на прошлогоднем фестивале «Студенческая весна»?

  18. Сколько на факультете мужских и женских комнат? Где они располагаются?

  19. Как зовут зам. декана по науке и экономике?

  1. Как зовут заведующего кафедрой зоологии?

2.3 Первая групповая дискуссия «Успешное общение»(1 ч. 30 мин.)

Цель – способствовать формированию навыков успешного межличностного общения.

МЕТОДИКА

  1. Участникам предлагается подумать о том, что такое общение, какой смысл мы вкладываем в это слово?

  2. Проводим упражнение (2 мин.) «Обмен информацией»,

целью которого является выявление различий в восприятии и передаче информации. Зависящих от особенностей характера собеседников (экстраверт или интроверт) и атмосферы в группе

Работа в парах. Каждый участник в течении 1 мин. Рассказывает о своих интересах (о себе), а затем выслушивает напарника (1 мин). По истечении 2 мин. Участники передают смысл услышанного всем. Следует выслушать не более 5 человек.

3. Участникам выдаются карточки со шкалами, в которых каждый отмечает пункты, которые ему наиболее близки (2 мин на шкалу). Далее вместе выясняют какие характеристики можно считать главными для личности и для группы, для общения. (Большинство качеств будет у каждого индивида, это надо отметить. Основой данного упражнения является толерантность, способствующая успешному общению).

4. В заключении дискуссии участники совместно с медиатором формулируют принципы успешного межличностного общения.

3-й день (3 сентября). Знакомство с факультетом и МГУ.

(Ответственный - председатель студ. совета Бабина Екатерина, кураторы групп)

Общее время работы: 3 ч. 30 мин.

3.1 Знакомство с внеучебной структурой факультета и университета: встречи со студенческим советом МГУ, представителями подразделений по внеучебной деятельности, рассказ об основных направлениях работы (1,5 часа).

3.2 Упражнение (игра) на взаимодействие (1,5 часа):

«Карета»

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания куратору необходимо наблюдать за поведением студентов: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:

Крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

Двери – ими обычно становятся люди имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими):

Сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

Седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;

Лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

Кучер – это обычно лидеры, умеющий вести за собой;

Если студент выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).

После того, как карета готова, студенты садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем куратор объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.

Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения названные выше не будут отражать качеств данных людей.

4-й день (6 сентября). «Учимся быть вместе».

(Ответственные – зам. декана по внеучебной работе Мокшин Е.В., кураторы первых курсов)

Общее время работы: 4 ч. 15 мин.

4.1Упражнение (игра) на диагностикумежличностных отношений в группе (1,5 часа):

«Ребенок. Родитель. Ровесник»

Упражнение помогает выяснить положение каждого студента в данной группе относительно остальных, а также общую степень доброжелательности в коллективе.

Студенты встают в круг. Выбирается желающий участвовать первым. Он закрывает глаза, остальные по очереди подходят к нему и пожимают руку. Руководствуясь только своими ощущениями, студент говорит, кто ему пожимает руку: «ровесник», «ребенок» или «родитель». Куратор в это время фиксирует ответы. Затем данная процедура повторяется для каждого студента в группе.

После этого куратор подсчитывает результаты и рассказывает студентам значение произошедшего.

Ключ:

«Родителей» чаще называет те, кто чувствует себя в данном коллективе не уверенно («ребенком»).

«Детей» чаще называет человек, чувствующий свое превосходство над другими.

Рукопожатия «ровесников» чувствует тот, кому в коллективе комфортно, он находится среди единомышленников, среди людей своего уровня, возраста, круга.

Примечание: перед началом игры необходимо сказать студентам что то, как назвали их во время рукопожатия ничего не значит, имеют значение только ощущения стоящего в кругу.

4.2 Упражнение (игра) на взаимодействие группы и распределение ролей (1,5 часа):

«Консилиум»

Группа садится в круг и ей зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течении ближайшего времени найти не возможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать».

На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходимо спасти:

  1. Ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от СПИДа.

  2. Мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей.

  3. Беременная девушка 18 лет, больная СПИДом.

4. Мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры.

5. Парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка.

6. Женщина 35 лет — мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.

Затем группе дается на обсуждение 20-40 мин. (в зависимости от числа студентов и от степени их сработанности). После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его.

В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направлена на снятие подавленного состояния участников группы и напряженной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему некоторые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали проблемы в общении; мнению какого человека больше доверяли, почему и т.д. Общее время на обсуждение: от 30-40 мин. до 1 ч.

Примечание: куратор во время обсуждения внимательно наблюдает за группой и отмечает поведение каждого: лидеров, агрессоров, молчунов и т.д.

4.3Конференция (встреча с заведующими кафедрами, характеристика научных направлений и достижений кафедр) (1 ч. 15 мин.).

.

5-й день (7 сентября). «Мы – группа».

(Ответственные – зам. декана по внеучебной работе Мокшин Е.В., кураторы первых курсов)

Общее время работы: 4 ч. 15 мин.

5.1 Упражнение (игра) на доверие. Рефлексия. (1,5 ч.)

«Маятник»

Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит один из студентов. Он начинает падать в какую-либо сторону, не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону. Важно, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение для поддержки «маятника»: правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и аккуратность, необходимо помогать другу ловить и передавать стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так, чтобы «маятнику» было комфортно и безопасно.

Примечание:физически сильные и слабые студенты должны чередоваться.

5.2 Групповая дискуссия «Упражнение Джеффа» (1,5 ч.)

Упражнение направлено на знакомство с мировоззренческими установками членов студенческой группы, выявление и корректировку сложившихся ценностей и стереотипов.

Комнату пространственно делят на три зоны: «да», «нет», «не знаю». После прочтения ведущим заранее заготовленных утверждений, на обдумывание которых дается 30 мин., участники переходят в зону либо согласия – «да», либо несогласия – «нет», либо сомнения «не знаю». Затем ведущий задает вопрос о причинах выбора той или иной точки зрения, просит аргументировать ее, обращаясь поочередно к представителям разных позиций, задавая корректные, но провоцирующие вопросы (в процессе обсуждения студенты могут переходить в ту или иную зону.

Требования к ведущему:

- заранее подготовить тезисы,

- чередовать серьезные утверждения с менее значительными,

- не защищать и не оправдывать ни одну из позиций, но задавать вопросы, ставящие ее под сомнение,

Итог – конструктивный обмен мнениями, способствующий большему взаимопониманию внутри коллектива.

Тезисы:

Война не может быть оправдана.

Аборты следует запретить.

Мясо вредно для здоровья.

Старый друг – лучше новых двух.

От сессии до сессии живут студенты весело.

Ложь во спасение – это во благо.

Студенческая дружба самая прочная.

Договор дороже денег.

Самоубийство – это признак слабости.

Судьбу изменить невозможно.

Мы стремимся к свободе, но не являемся свободными.

Вечно любить невозможно.

Я хотел бы родиться в другой стране.

Вы способны позариться на чужое счастье.

5.3 Выбор актива группы (1 ч. 15 мин.)

6-й день (8 сентября). «Внешний мир».

Общее время работы: 4 ч. 15 мин.

6.1Групповая работа (на усмотрение куратора): экскурсия по наиболее необходимым местам в университете (в «Музей истории университета», АБК, ректорат, библиотека; первый корпус: второй отдел, отдел кадров, студенческий совет, отдел молодежных инициатив, редакция газеты «Голос Мордовского университета»; студенческая столовая, спортивный комплекс, 18 корпус: бухгалтерия, студенческий профком, ДК МГУ и т.д.)

6.2 Подведение итогов дня по группам «+»/ «++»

Аналитическая методика для выявления успехов и слабых моментов в работе куратора и группы, исключает излишне эмоциональное обсуждение пройденного, помогает рациональному анализу, ориентирует на дальнейшую работу.

Учебную доску или ватман делим поперек на две равные части:

+

+ +

В данный столбик вписываются все, что было положительного в проведенном мероприятии, в пройденное время.

В данный столбик вписывается все то, что можно, по мнению студентов, улучшить или сделать иначе.

Главное требование: прежде чем говорить, каждый студент должен четко сформулировать предложение – так, чтобы его можно было записать.

Куратор в данном случае только направляет диалог, но не высказывает своих соображений. В данном случае главная задача куратора организовать общение (говорит только один, говорим по поднятой руке, не перебиваем друг друга и т.п.)

Зам. декана по внеучебной работе Е.В. Мокшин

  1. «Биотехнологии и техносферная безопасность» по состоянию на 06. 2011

    Документ
    В июне 2005 года в связи с открытием новых специальностей кафедра была переименована в кафедру «Технологии и инженерные средства защиты окружающей среды»,
  2. Bulletin of siberian medicine

    Тезисы
    Журнал включен в перечень периодических научных и начно-технических изданий, выпускаемых в РФ, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук

Другие похожие документы..