Основная образовательная программа, реализуемая вузом по специальности 330500 (280102. 65) Безопасность технологических процессов и производств

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ГСЭ.Ф.09 Социология

Цели освоения дисциплины:

Формирование у студентов знаний об обществе, о его структуре, закономерностей развития, взаимодействия общественных институтов и личности

Место дисциплины  в структуре ООП: данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Краткое содержание дисциплины:

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.10 Философия

Цели освоения дисциплины:

формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Дисциплина направлена на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Место дисциплины  в структуре ООП: данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Краткое содержание дисциплины:

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.11 Экономика

Цели освоения дисциплины:

Овладение современным экономическим языком, позволяющим самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах функционирования экономики, формирование у студентов основных принципов социально-экономического мировоззрения.

Место дисциплины  в структуре ООП: данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Краткое содержание дисциплины

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент

ГСЭ.Р.01 Горное право

Цели освоения дисциплины:

Изучение содержания основных законов и других нормативно-правовых актов, определяющих порядок и условия недропользования и формирование способности принятия решений, обоснованных в правовом отношении при недропользовании.

Место дисциплины  в структуре ООП: данная учебная дисциплина входит в национально-региональный (вузовский) компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Краткое содержание дисциплины:

Горное право как самостоятельная отрасль права. Источники горного права. Государственное управление отношениями недропользования. Государственный учет месторождений. Право собственности на недра и пользование недрами. Государственная система лицензирования пользования недрами. Экономические механизмы в регулировании отношений недропользования. Рациональное использование и охрана недр. Государственный контроль за разработкой и захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. Федеральный Закон "О промышленной безопасности опасных производственныхобъектов". Ответственность за нарушение отношений недропользования.

ГСЭ.Р.2 Делопроизводство

Цели освоения дисциплины:

Дать целостное представление основных задач и функций служб документационного обеспечения управления в современных организациях.

Место дисциплины  в структуре ООП: данная учебная дисциплина входит в национально-региональный (вузовский) компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Краткое содержание дисциплины:

Сущность документационного обеспечения управления, функции управленческой документации; унифицированные системы; понятие реквизит документа; схема расположения и характеристика реквизитов; основные управленческие документы, составление и оформление; организация документооборота; систематизация и хранение управленческих документов; делопроизводство в кадровой службе; техническое обеспечение работы с документами.

ГСЭ.Р.3 История горного дела

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются: получение студентами знаний в области развития горного дела в России и за рубежом; формирование системного представления о специфике горнодобывающих отраслей экономики, динамике развития техники и технологии горных работ в условиях различных общественных отношений; воспитание чувства патриотизма и социальной ответственности на примерах конкретных исторических событий и выдающихся деятелей горной промышленности и науки.

Место дисциплины  в структуре ООП: данная учебная дисциплина входит в национально-региональный (вузовский) компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Краткое содержание дисциплины:

Разделы дисциплины: введение; история зарождения горного дела, связь с развитием человеческой цивилизации; горное дело в эпоху Римской империи и средневековья, социально – экономические аспекты развития общества и горной промышленности; зарождение горной науки и образования; горное дело в Российской империи (эпоха Петра I и Екатерины II); роль М.В. Ломоносова в развитии горного дела и науки; развитие горного дела в индустриальную эпоху (XVIII – XIX вв.); горная промышленность в XX в., исторические вехи создания и внедрения передовых технологий, техники, организации производства и труда; современное состояние горного дела, тенденции и перспективы развития горнодобывающих отраслей промышленного производства.

ГСЭ.В.00 Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

ГСЭ.В2 Конфликтология

Цели освоения дисциплины:

Изучение студентами сущности конфликта, его особенностей, а также овладение студентами навыками конструктивно и успешного поведения в случае конфликта и способами его предупреждения.

Место дисциплины  в структуре ООП: данная учебная дисциплина является дисциплиной по выбору студента, устанавливаемой вузом цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Краткое содержание дисциплины:

Основные понятия конфликтологии. Основные методологические приемы при оценке конфликта. Психологические знания по конфликтологии и анализ собственного поведения и поведения окружающих людей в условиях конфликта и конфликтной ситуации.

ЕН.0.00 Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин

ЕН.Ф.00 Федеральный компонент

ЕН.Ф.01 Высшая математика

Цели освоения дисциплины:

Получение базовых знаний в области аналитической геометрии и линейной алгебры, математического анализа; изучение основ теории математической статистики; знакомство студента с основами математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач; развитие логического мышления; привитие умения самостоятельно изучать научную литературу по математике и ее приложениям; повышение общего уровня математической культуры; выработка навыков математического исследования прикладных вопросов.

Место дисциплины  в структуре ООП: данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин.

Краткое содержание дисциплины:

Алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры.

Геометрия: аналитическая геометрия, многомерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых поверхностей, элементы топологии.

Дискретная математика: логические исчисления, теория алгоритмов, языки и грамматика, автоматы, комбинаторика.

Анализ: дифференциальное и интегральное исчисление, теория функций и функционального анализа, дифференциальные уравнения и теория поля; теория функций комплексного переменного; численные методы и конечные разности: численное решение уравнений, конечные разности и разностные уравнения, интерполяция функций, аппроксимация функций, численное интегрирование дифференциальных уравнений.

Теория вероятностей и случайные процессы: определение и представление вероятностных моделей, одномерные распределения вероятностей, функции от случайных величин, замена переменных, сходимость по вероятности и предельные теоремы, специальные методы решения вероятностных задач, специальные распределения вероятностей, теория случайных процессов, стационарные случайные процессы, корреляционные функции и спектральные плотности, типы случайных процессов, действия над случайными процессами.

Математическая статистика: статистические методы, статистическое описание, определение и вычисление статистик случайной выборки, типовые распределения вероятностей, оценки параметров, выборочные распределения, проверка статистических гипотез, некоторые статистики, выборочные распределения и критерии для многомерных распределений, статистика и измерения случайного процесса, проверка и оценка в задачах со случайными процессами на примере решения задач экозащиты, безопасности и риска.

ЕН.Ф.02 Информатика

Цели освоения дисциплины:

Формирование фундаментальных знаний основ информатики, форм представления, обработки и передачи информации; изучение технических и программных средств реализации информационных процессов, современных информационных технологий, сетей ЭВМ, методов и средств защиты информации.

Место дисциплины  в структуре ООП: данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин.

Краткое содержание дисциплины:

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.

ЕН.Ф.03 Физика

Цели освоения дисциплины:

  1. Программы дополнительного образования 61 Тольяттинский государственный университет (г о. Тольятти) 64

    Документ
    о.Самара) 33 Самарский государственный экономический университет (г.о.Самара) 37 Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики (г.

Другие похожие документы..