Тема: Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Лекция № 4.2.1. 9 (2ч.)

ТЕМА: Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”.

Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”. Его место в системе лингвистических дисциплин, его связь с другими науками. Основные разделы “Общего языкознания”. Роль и значение курса для учителя словесника.

Литература:

  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие /Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005

  2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.Л., Рождественский Ю.В. История языкознания: Учебное пособие /под.ред. С.Ф. Гончаренко. – 2-е изд. Стер. – М.: Академия, 2005

  3. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание, М: Просвещение, 1979.

  4. Кодухов В.И. Общее языкознание. - М: Высшая школа, 1974.

  5. Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005

  6. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию, М: Высшая школа, 1990.

  7. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений: Учебное пособие /С.Г.Шулежкова. 2-е изд., испр. и доп.– М.: Флинта: Наука, 2006

Лекция № 4.2.1. 10

ТЕМА: История языкознания (6ч.)

Этапы развития истории языкознания. Филология классической древности. Теория именований. Китайское грамматическое учение. Индийское грамматическое учение (Панини). Теория языка в античный период. Древнегреческая философия о природе названия. Вопросы происхождения языка. Греко-латинское грамматическое учение. Языкознание средних веков. Средневековые теории языка. Арабское языкознание. Изучение языков в эпоху Возрождения. Формирование языкознания как науки. Лингвистические аспекты общественно-языковой практики в Европе в XYI-XYIIIвв. Всеобщая рациональная грамматика. Грамматика “Пор-Рояль”. Достижения языкознания XYII-XYIIIвв. в России. “Российская грамматика” М.В.Ломоносова. Тюркология. Развитие тюркологии до XYIIIвв. Влияние арабской филологии на развитие тюркологической мысли. Основные лингвистические школы и направления. Возникновение и развитие сравнительно-исторического языкознания (Ф.Бопп, Р. Раск, Я.Гримм, А.Х.Востоков). Философия языка В.Гумбольдта. Натуралистическая концепция А.Шлейхера. Психологическое, логическое направления. Младограмматический этап в языкознании. Неограмматизм, структурализм, дескриптивизм, функциональная лингвистика и др. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Лингвистические школы: Казанская (И.А.Бодуэн де Куртенэ, В.А.Богородицикий и др.) Московская (Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов, А.М.Пешковский и др.), Ленинградская, Копенгагенская, Пражская, Лейпцигская, Лондонская. Лингвистические взгляды крупнейших представителей языкознания советского периода ( Л.В.Щерба, В.В.Виноградов и др.)

Литература:

  1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.Л., Рождественский Ю.В. История языкознания: Учебное пособие /под.ред. С.Ф. Гончаренко. – 2-е изд. Стер. – М.: Академия, 2005. – 672 с.

  2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание, М: Просвещение, 1979.

  3. Кодухов В.И. Общее языкознание. - М: Высшая школа, 1974.

  4. Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 302с.

  5. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию, М: Высшая школа, 1990.

  6. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений: Учебное пособие /С.Г.Шулежкова. 2-е изд., испр. и доп.– М.: Флинта: Наука, 2006. – 408 с.

Лекция № 4.2.1. 11 (2ч.)

ТЕМА: Язык – мышление – речь.

Менталингвистика как раздел общего языкознания, изучающий взаимоотношения языка и мышления. Основные направления менталингвистики: логическое, психологическое, семиотическое, понятийное. Соотношение языка и мышления. Вербальность и невербальность мышления. Наглядно-образное мышление. Абстрактное мышление. Соответствие между единицами языка и единицами мышления. Внутренняя и внешняя речь. Взаимодействие языка и мышления.

Литература:

  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие /Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 416 с.

  2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание, М: Просвещение, 1979.

  3. Кодухов В.И. Общее языкознание. - М: Высшая школа, 1974.

  4. Общее языкознание: методы лингвистических исследований, М: Наука, 1973.

  5. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию, М: Высшая школа, 1990.

  6. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений: Учебное пособие /С.Г.Шулежкова. 2-е изд., испр. и доп.– М.: Флинта: Наука, 2006. – 408 с.

  7. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие / А.Т.Хроленко, В.Д.Бондалетов – М.: Флинта: Наука, 2004. – С. 180-216.

Лекция № 4.2.1. 12

ТЕМА: Язык и культура. (2ч.)

Влияние распространения просвещения, развития науки, книгопечатания и деловой письменности на укрепление литературной нормы, на обогащение его общественных функций и стилевой структуры. Роль художественной литературы для развития литературных языков. Влияние кодифицирующей деятельности ученых, писателей, общественных деятелей на развитие языковой нормы. Борьба за культуру речи. Роль деятельности отдельных личностей в истории становления литературных языков (А.С.Пушкин, К.Насыйри, Г.Тукай).

Литература:

  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие /Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 416 с.

  2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание, М: Просвещение, 1979.

  3. Кодухов В.И. Общее языкознание. - М: Высшая школа, 1974.

  4. Общее языкознание: методы лингвистических исследований, М: Наука, 1973.

  5. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию, М: Высшая школа, 1990.

  6. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие / А.Т.Хроленко, В.Д.Бондалетов – М.: Флинта: Наука, 2004. – С. 237-267..

Лекция № 4.2.1. 13 (2ч.)

ТЕМА: Язык и общество.

Проблемы взаимосвязи языка и общества. Понятие о социально-правовом статусе языка. Государственный язык. Официальный язык. Титульный язык. Национальный язык. Языковая политика в условиях многонационального государства. Языковая ситуация в современной России и странах СНГ. Человек и личность в языке. Понятие о лингвоэкологии.

Литература:

  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие /Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 416 с.

  2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание, М: Просвещение, 1979.

  3. Кодухов В.И. Общее языкознание. - М: Высшая школа, 1974.

  4. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию, М: Высшая школа, 1990.

  5. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие / А.Т.Хроленко, В.Д.Бондалетов – М.: Флинта: Наука, 2004. – С. 267-272.

Лекция № 4.2.1. 14 (4ч.)

ТЕМА: Социальные типы языков.

Социальная природа языка, его внутренняя структура и формы существования. Социальные общности и социальные типы языков. Социально-историческая обусловленность языковой нормы. Социальные и территориальные диалекты. Национальный язык. Литературный язык. Взаимодействие языков, языковые контакты. Дифференциация (дивергенция) и интеграция (конвергенция) языков. Двуязычие и его виды. Естественные и искусственные языки. Языки межнационального и международного общения.

Литература:

  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие /Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005

  2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Язык и общество // Общее языкознание. – М: Просвещение, 1979.

  3. Кодухов В.И. Язык и общество // Общее языкознание. - М: Высшая школа, 1974. – С. 167-184.

  4. Рождественский Ю.В. Нормирование языка // Лекции по общему языкознанию. – М: Высшая школа, 1990. – С. 267-298.

Лекция № 4.2.1. 15 (4ч.)

ТЕМА: Закономерности развития языка.

Язык как конкретно-историческая категория. Связь истории языка с историей народа. Понятия изменения и развития в языке. Синхрония и диахрония. Основные причины языковых изменений. Внутренние законы развития языков. Фонетические законы развития языка. Морфологические законы. Закон аналогии. Закон экономии языковых усилий. Внешние законы языкового развития. Языковые универсалии. Классификация лингвистических универсалий.

Литература:

  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие /Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005

  2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Развитие и функционирование языка // Общее языкознание. - М: Просвещение, 1979. – С. 240-264.

  3. Журавлев В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. – М., 1982.

  4. Кодухов В.И. Язык и история // Общее языкознание. - М: Высшая школа, 1974. – С. 185-202.

  5. Рождественский Ю.В. Динамика языка // Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 247-267.

  6. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Эволюция языка // Теория языка: Учебное пособие / А.Т.Хроленко, В.Д.Бондалетов – М.: Флинта: Наука, 2004. – С. 373-394.

Лекция № 4.2.1. 16 (2ч.)

ТЕМА: Язык как знаковая система.

Место языка среди других знаковых систем. Языкознание и семиотика. Отличие языка от искусственных знаковых систем. Незнаковые свойства языка. Открытость и динамизм языковой системы. Уровни языка, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Межуровневые связи. Основные единицы языка. Определение языковых (лингвистических) универсалий. Типы лингвистических универсалий с точки зрения их логической природы и структуры. Абсолютные (полные) и статистические (неполные) универсалии. Простые и сложные универсалии. Лингвистические универсалии в зависимости от уровневой принадлежности единицы: фонологические, грамматические, лексические, семантические. Символические универсалии.

Литература:

    1. Алефиренко Н.Ф. Лингвосемиотика // Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие /Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. – С. 107-122.

    2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Знаковая природа языка. Проблема значения языкового знака // Общее языкознание, М: Просвещение, 1979. – С. 111-142.

    3. Кодухов В.И. Знаковые и незнаковые свойства языка // Общее языкознание. - М: Высшая школа, 1974. – С. 123-133.

    4. Рождественский Ю.В. Язык как система знаков // Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 139-146.

Лекция № 4.2.1. 17 (4ч.)

ТЕМА: Методы и приемы исследования языка.

Наблюдение и сравнение как общенаучные методы исследования. Роль исторических комментариев при описании современного языка. Социолингвистические и психолингвистические методы и приемы исследования. Лингвистические методы. Описательный метод, его основные приемы. Применение математических методов исследования. Сравнительно-исторический метод, его основные приемы. Приемы внешней интерпретации. Приемы внутренней интерпретации. Сравнительно-сопоставительный метод (контрастивный). Сравнительно-типологический метод изучения языков.

Литература:

  1. Алефиренко Н.Ф. Методологические проблемы современного языкознания // Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие /Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. – С. 314-397.

  2. Кодухов В.И. Методы языкознания // Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1974. – С. 202-280.

  3. Общее языкознание: методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

  1. Краткий конспект лекций по теоретической грамматике современного английского языка Лекция №1 Предмет, цели, задачи курса теоретической грамматики

    План-конспект
    Отличие теоретической грамматики от практической. Практическая грамматика предписывает определенные правила употребления, учит как надо говорить или писать, а теоретическая грамматика, анализируя факты языка, излагает их, не давая никаких предписаний.
  2. Учебно методический комплекс по дисциплине «Теория языка (Общее языкознание)» Составитель к ф. н., доцент В. Я. Пастухова

    Самостоятельная работа
    Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Синхрония и диахрония. Язык как важнейшее средство коммуникации.
  3. Общее языкознание: предмет и задачи курса

    Документ
    Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м.
  4. Предмет и задачи курса «срля»

    Документ
    Курс «Современный русский литературный язык» содержит научную характеристику русского литературного языка на современном этапе его развития. Началом этого этапа принято считать время творчества А.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01 «Общее языкознание» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс « Общее языкознание» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой поспециальностям 050301
  6. Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» (1)

    Методические рекомендации
    Лекционный курс “Общее языкознание”, читающийся на IV курсе, продолжает на новом уровне задачи, ставившиеся на первом году обучения курсом “Введение в языкознание”.
  7. Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» (2)

    Методические рекомендации
    Если курс “Введение в языкознание” основной своей целью имеет знакомство с понятийно-терминологическим аппаратом языкознания, то завершающий курс “Общее языкознание” суммирует знания о языке/языках, полученные на предыдущих курсах,
  8. Программы направления 520500 «лингвистика», бакалавриат общепрофессиональные дисциплины (2)

    Реферат
    Предлагаемое издание представляет собой сборник программ цикла общепрофессиональных дисциплин специальности 520500 «Лингвистика», бакалавриат. Программы являются авторскими разработками преподавателей Института иностранных языков Российского
  9. 1. Предмет, цели, задачи историографии

    Документ
    Историография — история исторической науки в целом, а также совокупность исследований в области истории, посвященных определенной теме или исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов), или совокупность исторических

Другие похожие документы..