Тюменский государственный университет

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики, психологии и управления

кафедра изобразительного искусства

Бакиева О. А.

курсовая работа

по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству»

Учебно-методические указания для студентов 3 курса (ОЗО, ОДО)

направления «Изобразительное искусство»

Издательство

Тюменского государственного университета

2010 г.

УДК [76+004] (075)

ББК 85.15я73

Б 193

О.А. Бакиева. Курсовая работапо дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: Методические указаниядля студентов 3 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Учитель изобразительного искусства». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010, 47 стр.

Методические указания содержат структуру, содержание каждого элемента курсовой работы, темы самостоятельной научной работы, методические указания к выполнению курсовой работы, дидактический материал для самоконтроля, список литературы.

Методические указания опубликованы на сайте ТюмГУ: Курсовая работапо дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству» (электронный ресурс). Режим доступа: http://www/umk.utmn/ru., свободный.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института педагогики, психологии и управления. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Колчанова Е.А. , к.п.н., доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2010.

© Издательство Тюменского государственного университета, 2010.

© О.А. Бакиева, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

I. ВЫБОР СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ….6

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ …………9

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ 12

  2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ПОДАЧЕ КУРСОВОЙ

РАБОТЫ 21

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ И
ИСПОЛЬЗОАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….44

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса, она направлена преимущественно на практическую подготовку и выполняется в соответствии с учебными планами.

Курсовая работа является обязательным видом итоговой аттестации студента дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству». Она состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть представляет анализ выбранной темы в рамках образовательных программ различного уровня, систематизацию научных источников, определение методических подходов и педагогических технологий, выработку сценария проведения занятий по данной теме, составление развернутого сценарного поурочного плана (возможно наличие иллюстрированного плана), заключение выводов о целесообразности проведения выбранной методики, ее сильных и слабых сторон. Практическая часть курсовой работы представляет наглядный материал по выбранной тематике.

Цель курсовой работы:

а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания;

б) овладеть навыками самостоятельной работы;

в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

г) выработать умение публичной защиты;

д.) подготовиться к более сложной задаче - выполнению дипломной работы.

Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам теоретического курса, быть увязана с практическими задачами подготовки учителя изобразительного искусства, быть реальной.

Возрастание интереса к профессии учителя ИЗО определенным образом сказывается на повышении уровня требований к студенту по всем дисциплинам специальности. Уровень усвоения студентом учебного материала согласно итогам контрольных заданий демонстрирует его профессиональный уровень и пригодность к педагогической деятельности.

Главной особенностью подготовки по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству» является сочетание учебной, научно-методической и художественно-творческой деятельности. В связи с этим курсовая работа студента выполняется по двум последующим направлениям: методические разработки в области начального профессионального образования и в общеобразовательной системе.

В данном методическом пособии освещаются методические аспекты и поэтапность выполнения курсовой работы.

  1. ВЫБОР СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа - значительный этап обучения студента по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству». А это значит, что студент должен продемонстрировать все полученные знания и навыки по данной дисциплине, а также показать умение трансформировать знания в систему, обеспечивающую возможность формулирования профессионального видения способов деятельности, профессиональной позиции. Темы курсовых работ и графики их выполнения разрабатывает и утверждает кафедра.

Выбор темы производится в следующей последовательности:

- предварительное определение тематики курсовой работы;

- рассмотрение наиболее перспективных вариантов темы курсовой
работы;

- согласование темы курсовой работы с преподавателем.
Предварительное определение тематики курсовой работы.

Прежде всего, необходимо определиться с характером своей курсовой работы, курсовая работа может быть как методической разработкой блока занятий по одному из предметов в системе начального профессионального образования, например «Декоративность и колорит студенческих работ как форма художественного отражения действительности в живописи», в общеобразовательной системе, например, «Формирования этнокультурной компетенции школьников в образовательном процессе средствами народного костюма Тюменского региона», или в учреждениях дополнительного образования «Формирование творческой активности учащихся ДХШ на занятиях по рисунку». Как правило, исполнители курсовых работ осуществляют предварительное определение тематики работы одним из следующих способов:

  • способ «осознанного выбора», то есть выбора на основе накопленного
    исполнителем опыта научно-исследовательской, практической или иной
    работы;

  • способ «рекомендательного выбора», то есть выбора «под диктовку»
    преподавателя или «из списка тем, рекомендованных к обсуждению».

Рассмотрение наиболее перспективных вариантов темы. На практике рассмотрение первоначально отобранных вариантов темы осуществляется либо на основе учебно-профессиональных интересов и творческих способностей студента, либо по принципу выбора наименьшего зла. Как ни парадоксально, но выбрать тему «под способности» часто оказывается не менее сложно, чем из пресловутого «рекомендательного перечня», поскольку ее в общих чертах необходимо сформулировать. Что касается выбора тем из «рекомендательного перечня», то здесь можно пожелать будущим дипломникам одного - быть предельно внимательным при ознакомлении с наименованием тем.

Для того чтобы сузить тематический круг следует: во-первых, точнее сформулировать тему, чтобы облегчить процесс поиска материала. Во-вторых, тема не должна представлять нечто абсолютно новое, так как владение материалом облегчит выполнение работы. В-третьих, тема должна быть перспективной, в идеале - найти свое применение в дальнейшей практической деятельности, например в дипломной работе; в-четвертых, тема должна быть интересной.-

Согласование темы курсовой работы. Классический вариант подготовки к согласованию темы - письменное обоснование выбора, которое впоследствии пригодиться при написании введения к дипломной работе. Для подготовки такого документа необходимо:

- выписать названия подходящих тем работ (от 2-3 до 10, не более);

  • выписать названия факторов, повлиявших на выбор;

  • произвести объективную оценку применительно ко всем факторам,
    присваивая каждой теме свое «место».

Преимущества такого способа подготовки к согласованию заключается в следующем:

  • студент наглядно демонстрирует своему руководителю серьезность
    своих намерений в отношении данной работы;

  • студент предоставляет ему обоснование своему выбора в развернутом
    виде;

  • студент осуществляет параллельную подготовку одной из важных
    частей - теоретическую;

  • наконец, в этом случае вы держите всю аргументацию перед глазами,
    что существенно усиливает позиции в отстаивании выбранного варианта.

Впрочем, и в этой ситуации возможны неожиданности: не исключено, что в последний момент руководителя осенит совершенно свежая идея, и он предложит для разработки студенту абсолютно иную тему; или, напротив, выяснится, что в творческом запале студент вовсе не удосужился затронуть какой-то тематический пласт. Таким образом, результатом встречи с руководителем может быть:

  • утверждение темы;

  • предложение еще раз обдумать решение, ограничившись кругом тем,
    выбранных студентом самостоятельно;

- отклонение выбранных студентом тем и предложение научного
руководителя заняться разработкой названной им темы. В зависимости от
ситуации студент может либо отстаивать собственное мнение, либо
согласиться с доводами руководителя.

После того как направление и содержание темы определены, и обсуждены с руководителем дипломного проекта, можно приступать к составлению примерного списка литературных источников и круга вопросов, которые будут раскрыты в работе.

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

Научно-методическая работа - одна из важнейших составляющих педагогической деятельности. Она базируется на двух основах - теоретической и практической.

Теоретические основы научно-методической работы лежат в определении основных источников информации (учебники, монографии, пособия, программы), их изучении, систематизации, последовательной обработки. К источникам информации можно отнести труды по методике преподавания, как отдельных дисциплин, так и целых курсов. Например, *Сокольникова Н. М. «Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе» или *Ростовцев Н. Н. «Рисунок головы человека». Также к источникам информации относятся различные программы профессионального и общеобразовательного обучения.

Работа с источниками информации протекает следующим образом:

- определение основных источников информации;

- последовательная обработка источников информации (ведение
записей, сравнительный анализ);

  • отсев ненужных источников;

  • составление списка источников, необходимых для написания работы.
    Подбор источников информации - важный этап в ходе работы над

курсовым проектом. Основными задачами здесь являются поиск и изучение, а также выбор наиболее важных источников информации. На этом этапе работы студент должен выполнить:

-списки уже имеющихся в наличии и недостающих источников информации для компиляции рабочего варианта текста курсовой работы;

-предварительная разметка отобранного для последующего изучения материала;

-рабочие записи.

Компиляция (составление) рабочего варианта основного текста позволяет убедиться в правильности выбранной методической системы, поскольку весь материал должен быть сгруппирован по разделам общего плана курсовой работы. Исходя из содержания и объема скомпилированного материала, вносятся уточнения в первоначальный вариант плана. На последующих этапах ведется подготовка окончательного текста курсовой работы и ее оформление.

Научно-методическое исследование следует начинать с определения
круга вопросов воспитательного и образовательного порядка, их
соотношения в рамках конкретной темы курсовой работы, т. е. соотношение
эмоционально-эстетического и профессионально-художественного

(приобретения знаний, умений, навыков).

Здесь уместно будет напомнить, что современное художественное образование представляет собой единую систему эстетического образования, охватывающая не только предметы художественного цикла (начальное профессиональное образование), но и рассматривающую изобразительное искусство как развивающую дисциплину (общеобразовательное звено, система дополнительного образования. Фундамент этой системы - искусство, несущее необходимый уровень знаний и духовной культуры.

Как правило, профессиональная сфера художественного образования нацелена на получение знаний умений и навыков, позволяющих обучающемуся в дальнейшем реализоваться как творческая личность в области изобразительного искусства. Она строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство, история искусств. Здесь очень важна опора не только на передовые педагогические технологии, но и на лучшие произведения мирового искусства. И чем шире спектр анализируемых произведений, тем шире диапазон кругозора начинающих художников. Таким образом, подбор произведений для создания зрительного ряда и их анализ существенная часть деятельности по подготовке научно-теоретического материала.

Общеобразовательная система нацелена на «формирование у учащихся художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры» Неменский Б.М., то есть «как важнейшее средство формирования через мир эмоциональных отношений нравсвенно-эстетического идеала человека и общества» Неменский Б.М.. Здесь на первый план выходит эмоциональное проникновение в тематику занятий. Увлечение искусством, его содержательной сущностью, не только формальной его частью является существенным при формировании методических подходов к преподаванию изобразительного искусства в школе и в учреждениях дополнительного образования.

  1. Тюменский государственный университет (7)

    Курсовая работа
  2. Тюменский государственный университет (1)

    Рабочая программа
    Учебно-методическая комиссия физического факультета Тюменского государственного университета приняла решение рекомендовать использовать рабочую программу курса «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных и экономических
  3. Тюменский государственный университет (2)

    Рабочая учебная программа
    А.П. Горн Проектирование логистических систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности 080115.
  4. Тюменский государственный университет (5)

    Программа
    Программа производственной преддипломной практики разработана и составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Положением о порядке проведения практики студентов
  5. Тюменский государственный университет (4)

    Самостоятельная работа
    При изучении дисциплины студенты должны получить понятие о «бюджетном учете», рассмотреть роль федерального казначейства и финансовых органах в исполнении бюджета, изучить особенности учета доходов, расходов, расчетов между бюджетами
  6. Тюменский государственный университет (6)

    Программа
    Программа предназначена для студентов 3 курса ФИиПН, изучающих дисциплину «Менеджмент». Программа позволяет ознакомиться с основными теоретическими разделами курса, темами лекционных и семинарских занятий, количеством аудиторных часов
  7. Методические указания и дидактические материалы для студентов заочной формы обучения Издательство Тюменского государственного университета

    Методические указания
    Дидактические материалы и методические указания разработаны для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. В работе представлены: рабочая программа, тематический план дисциплины, календарно-тематический план обучающегося,
  8. Учебное пособие 2-е изд., доп и перераб. Издательство Тюменского государственного университета 2008

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Региональная экономика» предназначено для студентов всех форм обучения экономических специальностей. Составлено в соответствии с государственным стандартом и содержит теоретический и методический материалы, задания для контроля.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления «Экономика» Тюменского государственного университета

    Учебно-методический комплекс
    О.В. Захарова Философия: учебно-методический комплекс для студентов направления «Экономика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

Другие похожие документы..