Итоги проведения единого государственного экзамена (егэ) 26 Приоритетный национальный проект «Образование» (пнпо) 29 > Итоги реализации Комплексного проекта модернизации

Министерство образования и науки Республики Бурятия

А. В. Дамдинов

Об итогах деятельности Министерства

образования и науки Республики Бурятия

в 2009 году и задачах на 2010 год

Публичный

доклад

Доклад обсужден на расширенной

коллегии Министерства образования

и науки Республики Бурятия

04 февраля 2010 года

Улан-Удэ

«Бэлиг»

2010

Структура доклада

I. Характеристика внешних условий функционирования

системы образования, динамика основных показателей

уровня жизни, уровень образованности населения 4

II. Общая характеристика системы образования, расходы

на образование, стратегические направления реализации

образовательной политики в республике 6

III. Правовое обеспечение деятельности Министерства

образования и науки Республики Бурятия за 2009 год 11

IV. Общая характеристика системы образования 16

1. Дошкольное образование 16

2. Общее образование 19

3. Итоги проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) 26

4. Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО) 29

5. Итоги реализации Комплексного проекта модернизации

образования за 2007–2009 гг. 40

6. Воспитание и дополнительное образование детей 50

7. Специальное образование 54

8. Начальное и среднее профессиональное образование 57

9. Высшее и послевузовское профессиональное образование 62

10. Кадровая и организационно-правовая работа 65

11. Наука 69

12. Государственная молодежная политика 71

13. Надзор и контроль в сфере образования 77

14. Строительство и обеспечение безопасности

учреждений образования 79

15. Международное сотрудничество 84

V. Положительные эффекты по отрасли и по итогам 2009 года 87

VI. Перспективы развития системы образования

Республики Бурятия на 2010 год 88

Приложения 90

I. Характеристика внешних условий функционирования системы образования, динамика основных показателей уровня жизни,

уровень образованности населения

Социально-экономическая ситуация в Республике Бурятия в условиях кри­зиса остается достаточно стабильной. Темпы роста большинства основных экономических показателей в 2009 году достигли положительных значений.

Общий объем номинальных денежных доходов на душу населения увеличился по сравнению с январем–апрелем 2008 г. на 24 % и составил 11396,6 рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-апреле 2009 г. возросли на 11,0 % (в январе–апреле 2008 г. – на 6,5 %).

По Сибирскому федеральному округу по среднедушевым денежным доходам Бурятия находится на 8-м месте, по темпам роста реальных располагаемых денежных доходов – на 6-м месте. По величине прожи-точного минимума (за III квартал 2009 г.) республика заняла 4-е место.

Заработная плата за январь–октябрь 2009 года составила 15 694 рубля (8-е место в СФО) и возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13,8 %, при росте ее реального содержания на 2,2 %.

Численность постоянного населения республики на 1 января 2009 года составила 960,7 тыс. человек, из них городское – 526,8 и сельское – 433,9 тыс. человек.

В январе–сентябре 2009 года в республике наблюдались естественный прирост населения, который составил 3 322 человека и миграционный отток населения, составивший 1 021 человек.

Естественный прирост населения обусловлен увеличением рождаемости в последние два года и снижением смертности.

Увеличение рождаемости – следствие относительного увеличения численности населения детородного возраста и улучшение социально-экономического положения граждан.

В январе–сентябре 2009 года в республике зарегистрировано 6 238 браков, что на 415 браков (7,1 %) больше, чем в аналогичном периоде 2008 года. Число разводов увеличилось на 36 единиц и составило 3 108 случаев.

За январь–ноябрь 2009 года рост номинальных денежных доходов населения (111,9 % к аналогичному периоду 2008 г.) опередил рост потребительских цен и реальные располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) увеличились на 2,3 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.

Среднедушевой доход жителя республики в среднем за 11 месяцев 2009 года составил 12 089 руб. и обеспечил 2,43 стоимости прожиточного минимума на душу населения (в аналогичном периоде 2008 г. – 2,38).

Размер начисленной среднемесячной заработной платы достиг 15 751 руб. В Республике Бурятия темп роста заработной платы за январь–ноябрь 2009 г. в номинальном выражении (113,6 %) превысил среднероссийское значение (108,3 %). Рост реальной заработной платы за январь–ноябрь 2009 г. в Республике Бурятия в сравнении с соответствующим периодом 2008 года составил 102,2 %, динамика среднероссийского значения отрицательная – 96,8 %.

По данным за октябрь 2009 г., среди 12 регионов Сибирского федерального округа по уровню среднедушевых денежных доходов и размеру заработной платы Республика Бурятия заняла 8-е место, по темпам роста реальных располагаемых денежных доходов – 1-е место. При этом темпы роста заработной платы и в номинальном и в реальном выражении в республике оказались достаточно высокими – 2-е место (1-е место – Республика Тыва).

В целом по Российской Федерации в октябре 2009 г. по среднедушевым денежным доходам Бурятия переместилась на 43-е место (справочно: 52-е место в августе 2009 г.), по заработной плате – заняла 28-е место.

По состоянию на 1 января 2010 г. по сумме задолженности по оплате труда республика заняла 3-е место среди регионов СФО (меньше сумма задолженности лишь в Республике Алтай и Хакасии), 35-е место – в целом по РФ (ранжирование проводилось мо мере увеличения задолженности, т.е. чем меньше сумма, тем выше место).

Общее число передвижений в 2009 году составило 32,4 тыс. человек и по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 11,5 %. Среди регионов СФО наиболее интенсивные миграционные связи наблюдались с Иркутской областью (38 %) и Забайкальским краем (33,3 %). Основная часть мигрантов перемещалась в пределах республики (21,9 тыс. человек), составив в числе прибывших 70 %, выбывших – 65,7 %. Международная миграция в миграционном потоке составила 1,1 %.

Снижение миграционного оттока обусловлено с одной стороны улуч­шением социально-экономического положения в республике и с другой – последствиями финансового кризиса, значительно снизившими ожидания граждан от переезда в другие регионы как по уровню зарплаты, так и по количеству престижных вакансий.

Интегральной характеристикой уровня социально – экономического развития республики выступает индекс развития человеческого потенциала, оценивающий возможность долгой и здоровой жизни, получения образования и поддержания достойного уровня жизни. В настоящее время уровень образованности населения Бурятии достаточно высок.На 1000 человек экономически активного населения 243 имеют высшее профессиональное образование, что на 7% превышает средне-российский показатель. В Сибирском Федеральном округе Бурятия уступает только Томской области – 255 и опережает все другие субъекты федерации, в т.ч., Красноярский край – 208 и Иркутскую область – 212.

Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия на долгосрочную перспективу, определяя в качестве главной цели рост конкурентоспособности территории, направлена на инновационный вектор развития, который может быть оправдан при условии роста эффективности сферы развития человеческого и социального потенциала, основу которой составляет сфера образования. В этой связи образование начинает рассматриваться не как затратная отрасль, а как сфера для стратегических инвестиций.

II. Общая характеристика системы образования, расходы

на образование, стратегические направления реализации образовательной политики в республике

Приоритетными направлениями развития образования в Республике Бурятия в 2009 году являлось увеличение охвата детей в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечение условий для реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных школах, учреждениях начального профессионального образования и финансовое обеспечение этих гарантий в рамках регулирования межбюджетных отношений; обеспечение экономики республики специа­листами необходимых квалификаций на основе прогноза потребностей и плана подготовки и переподготовки кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, формирование здорового образа жизни, а также развитие и реализация потенциала молодежи.

В современных социально-экономических условиях особое значение при­обретает разработка эффективной долгосрочной политики государ-ственной поддержки и оптимизации сети сельских школ, учитывающей взаимосвязь школы с обеспечением села трудовыми ресурсами, развитием социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности. В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия образования на селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума.

Демографические изменения в Республике Бурятия ставят серьезные задачи перед системой образования по оптимизации сети школ, модерни-зации ее содержания и структуры. С 2004 года количество общеобра-зовательных учреждений уменьшилось на 77 учреждений или на 13 %.

Количество учащихся общеобразовательных учреждений с 2004 года уменьшилось на 24 778 учащихся или на 19,2%.

В 2009 году в республике функционировало 500 общеобразовательных учреждений, кроме них 17 вечерних школ. По сравнению с прошлым годом произошли следующие движения по школам: закрыто 17 начальных общеобразовательных школ, закрыто 12 филиалов, 4 учреждения реорга­низованы в начальные школы, 17 учреждений из средней обще-образователь­ной школы реорганизованы в основную школу, в филиалы переведены 4 учреж­дения, одна начальная школа реорганизована в детский сад, на базе Поворотской школы-интерната открыта начальная школа.

Рассматривая малокомплектные школы как серьезную проблему при получении сельскими школьниками доступного качественного образования необходимо выделить в качестве основных составляющих проблемы слабую учебно-материальную оснащенность школ, разновозрастной состав обучающихся в классе, отсутствие у учителей профессиональных и социально-экономических перспектив, вынужденное ведение учебных предметов одним учителем, низкий приток (отсутствие) кадров педагогической молодежи для работы в малокомплектных школах. Поиск путей улучшения ее деятельности идет давно. Одни полагают, что с исчезновением маленьких школ из деревни уйдет жизнь. Ученые, проводившие исследование образовательной среды на предмет ее модернизации, придерживаются иного мнения: жизнь уходит из тех деревень, из которых «уходят» рабочие места.

Особенно обостряет данную проблему финансово-экономическая си­туа­ция в малокомплектных школах. Бюджетные затраты на подготовку одного обучающегося в среднем в 2–3 раза превышают затраты на обучение обучающегося городской школы. При этом значительная часть расходов приходится на затраты, непосредственно не влияющие на качество обра­зования: обслуживание и ремонт зданий, оплата коммунальных услуг и электроэнергии и т.д., что решающе влияет на усиление фактора «эконо­мической неэффективности» малокомплектных школ.

Низкая плотность населения Бурятии (4 чел. на 1 км2, в центральных регионах страны этот показатель достигает 58 чел.), суровый климат, зна­чи­тельно большие расстояния между населенными пунктами по сравнению с европейской частью РФ, неразвитая сеть автодорог и их неудовлетворитель­ное состояние делает реструктуризацию сети образовательных учреждений в некоторых районах гораздо менее эффективной. Ситуацию усложняет низкое качество производства автотранспорта, поставленного централи-зованно в рамках программы «Школьный автобус».

Наиболее предпочтительным выходом в решении проблем мало­комплектных школ является повышение качества образования за счет переподготовки педагогических и управленческих кадров, создания ориги­нальных моделей сельской школы, инновационных программ и учебно-методических комплексов, развития форм дистанционного образования, в том числе при помощи сети Интернет и информационных технологий.

В системе дополнительного образования детей Республики Бурятия произошли сокращения сети, количества педагогов и детей в тех муни­ци­пальных образованиях, где главы администраций не придают особого значения на организацию второй половины дня учащихся. Так, в Иволгинском, Джидинском, Мухоршибирском, Кижингинском районах закрыты по 2 и более учреждений дополнительного образования.

За последние 5 лет количество коррекционных школ в республике сократилось с 14 до 11. В специализированных образовательных учрежде­ниях, непосредственно предназначенных для организации обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья, обучается 1 296 детей.

Ключевыми сюжетами образовательной политики 2009 года были:

– завершение Комплексного проекта модернизации системы обра-зования (КПМО) в 31 регионе РФ;

– разработка и обсуждение Федерального государственного образо­ва­тельного стандарта (ФГОС);

– первый год штатного проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Общий объем расходов консолидированного бюджета по отрасли «Обра­зование» на 2009 г. составил 8 494,2 млн руб., в том числе республиканский бюджет – 6 009,9 млн руб., из них субвенция на общеобразовательный стан­дарт – 3 473,1 млн руб. По сравнению с 2008 г. рост составил 4,6 %.

Удельный вес республиканского бюджета в консолидированном бюджете 2009 г. составляет 70,8 %. Доля заработной платы в консо-лидированном бюджете составляет 68,2 %, коммунальные услуги – 9,2 %.

На 1 января 2010 года задолженность по книгоиздательской продукции и методической литературе составила 5 325,4 тыс. руб. По задолженности следу­ет отметить МО «Закаменский район» – 46,5 тыс. руб., МО «Кижингинский район» – 824 тыс. руб. и республиканские учреждения – 4 454,9 тыс. руб. Причины образования: дефицит бюджета по каждому муниципалитету. В бюджет 2010 года заложены средства по погашению задолженности.

Задачи развития системы образования решались в рамках реализации мероприятий федеральных и республиканских целевых программ в сфере образования, а также мероприятий по развитию образования, что позволило улучшить процесс обучения, повысить качество образования.

На республиканском уровне 2009 год ознаменовался проведением фо­румов: экономического, информационного, молодежного, образова-тельного. Министерство образования и науки Республики Бурятия выступило организаторами Круглого стола в рамках Байкальского экономического форума, где были обсуждены вопросы совершенствования системы под­готовки кадров для инновационной экономики в регионах Сибири и Даль­него Востока. Байкальский молодежный форум заострил внимание на роли молодежного туризма в формировании здорового образа жизни, где были представлены бизнес-инновации, проекты по инновационному развитию сельских поселений. Байкальский образовательный форум проводился по трем ключевым направлениям: новое качество образования; влияние образования на социально-экономическое развитие региона; влияние образования на общество. В интересах кооперации усилий регионов по всем ключевым направлениям подписано Байкальское образовательное Соглашение.

Таблица

  1. Итоги единого государственного экзамена в 2010-2011 учебном году 29 Итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов

    Документ
    Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования Фурмановского муниципального района Ивановской области 2010-2011 учебный год.
  2. Проект «образование» (2)

    Решение
    1. ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОМ РФ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬНАПРАВЛЕНИЯ «ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ УЧИТЕЛЕЙ (НСОТ)»
  3. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области

    Документ
    Описание реализации проекта в Новосибирской области по направлению «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)»
  4. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории Ульяновской области за Iполугодие 2009 года

    Документ
    Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
  5. План работы Пензенского института развития образования

    Документ
    Деятельность Пензенского института развития образования (далее института) ориентирована на реальное воплощение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в системе образования Пензенской области.
  6. Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования

    Анализ
    Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования
  7. Задача Разработка и содействие реализации моделей системы образования на региональном и муниципальном уровнях, способствующих достижению равенства доступа населения к качественным образовательным услуга

    Задача
    по вопросу «Об итогах работы системы образования Воронежской области в 2009 году и задачах по реализации приоритетных направлений деятельности в 2010 году»
  8. А. В. Дамдинов Об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Бурятия в 2010 году и задачах на 2011 год

    Задача
    Бурятия - многонациональная республика. На ее территории живут представители более 100 национальностей и народностей. В составе Республики Бурятия находятся 296 муниципальных образований.
  9. 26 августа 2010 года Актуальные вопросы развития системы образования Нытвенского района в свете национальной доктрины «Наша новая школа»

    Доклад
    В ЭТОМ новом учебном году в учреждениях района будет продолжена работа по реализации основных направлений образовательной политики государства в соответствии с Законом РФ «Об образовании», приоритетного национального проекта «Образование»,

Другие похожие документы..