Комплекс по дисциплине информационные технологии в экономике

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС

по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ЭКОНОМИКЕ

И УПРАВЛЕНИИ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

для аспирантов, обучающихся

по специальности

08.00.05. – Экономика и управление народным хозяйством,

Хабаровск

2008

ББК–32

М – 912

Автор:

Поличка Анатолий Егорович, доктор педагогических наук, профессор кафедры математических методов и информационных технологий ДВАГС

Информационные технологии в экономике и управлении народным хозяйством: Учебно-методический комплекс для аспирантов, обучающихся по специальности 08.00.05. – Экономика и управление народным хозяйством. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008. – 71 с.

Рецензенты:

Вихтенко Эллина Михайловна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем ТОГУ,

Ершов Николай Егорович – кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, заместитель директора Вычислительного цента Дальневосточного отделения РАН.

Информационные технологии в экономике и управлении народным хозяйством – дисциплина, предусмотренная для изучения в аспирантуре. Учебно-методический комплекс по этой дисциплине содержит необходимые организационно-методические материалы для изложения.

Рекомендовано редакционно-издательским советом ДВАГС

 Дальневосточная академия государственной службы, 2008 г.

 Поличка А.Е., 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Цели и задачи учебной дисциплины……………………

Раздел 2 Учебная программа………………………………………

2.1 Дидактические единицы………………………………….........

2.2 Программа учебной дисциплины……………………………..

Раздел 3 Учебно-тематический план учебной дисциплины……..

Раздел 4 Планы практических (лабораторных) занятий…………

Раздел 5 Самостоятельная работа…………………………………

Раздел 6 Контроль знаний………………………………………….

Раздел 7 Перечень рекомендованной литературы………………..

Раздел 8 Словарь основных терминов……………………..……..

Раздел 9 Принятые сокращения…………………………………...

Раздел 1 Цели и задачи учебной дисциплины

Разграничительным признаком специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством по отношению к другим экономическим специальностям является изучение экономических систем исключительно в качестве объектов управления. Объектом исследования могут служить экономические системы различного масштаба, уровня, сфер действия, форм собственности. Составной частью этой специальности являются теоретические и методологические принципы, методы и способы управления этими системами, а также институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических систем. Важной составной частью специальности 08.00.05 являются различные аспекты изучения субъектов управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления). Предметом исследования данной специальности являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования, развития (стабилизация) и разрушения экономических систем. Существенным отличительным признаком специальности 08.00.05 является исследование экономических систем исключительно в управленческом аспекте.

Информационные технологии (ИТ) – это практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов в профессиональной деятельности.

ИТ, реализация которых осуществляется с помощью средств микропроцессорной, вычислительной («компьютерной») техники отличается следующими характерными особенностями:

• реализация возможностей современных программных, программно-аппаратных и технических средств и устройств, функционирующих на базе микропроцессорной и вычислительной техники, средств и систем передачи, транслирования информационных ресурсов, информационного обмена;

• использование специальных формализмов (логико-лингвистических моделей) для представления декларативных и процедурных знаний в электронной форме; при этом логико-лингвистическое моделирование резко расширяет возможности решения задач для трудно или совсем неформализуемых областей знаний и сфер деятельности;

• обеспечение прямого (без посредников) доступа к диалоговому режиму при использовании профессиональных языков программирования и средств искусственного интеллекта;

• обеспечение простоты процесса взаимодействия пользователя с компьютером, исключение необходимости регулятивного сопровождения.

Целью курса «Информационные технологии в экономике и управлении народным хозяйством» является освоение слушателями основных средств современных информационных технологий и методов их применения в научно-исследовательской по выбранной специальности.

В условиях информатизации науки и образования, формирования глобального информационно-коммуникационного пространства к уровню квалификации научно кадров предъявляются особые требования, соответствие которым, как правило, не обеспечивается освоением базового курса информатики и спецкурсов информационных технологий. У аспирантов должно быть сформированы умения и навыки по интеграции различных видов деятельности (научно-исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении информационных технологий, включая методы получения, обработки и хранения научной информации и современные методах обработки и интерпретации данных средствами информационных и коммуникационных технологий. Согласно государственного стандарта выпускник аспирантуры должен: получить навыки научно-исследовательской деятельности, основанные на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики; оценить инновационный характер этой деятельности; владеть средствами современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В связи с этим, основными задачами курса являются:

  • углубление общего информационного образования и информационной культуры будущих исследователей, ликвидация возможных пробелов в усвоении базового курса информатики;

  • овладение современными методами и средствами автоматизированного анализа и систематизации научных данных;

  • овладение современными средствами подготовки традиционных («журнальных») и электронных научных публикаций и презентаций;

  • формирование практических навыков использования научных ресурсов Internet в повседневной профессиональной деятельности исследователя.

Существенное внимание в курсе уделено классификации, основам построения и вопросам применения современного программного обеспечения, включая распространенные офисные приложения. Для дальнейшего самообразования рассмотрены принципы дистанционного обучения, сегодняшние и перспективные технологии Интернет, их модели и тенденции развития, правовые аспекты применения компьютерных технологий.

Форма итогового контроля: зачет в форме защиты выпускной работы по соответствующей научной деятельности.

Раздел 2 Учебная программа

2.1 Дидактические единицы

  1. Средства Интернета. Общие сведения об Интернете. Подключение к Интернету.

  2. Работа с Web-браузером. Поиск информации в Интернете.

  3. Электронная почта. Почтовые программы, основные приемы работы. Практика почтовых операций.

  4. Образовательные ресурсы и услуги Интернета. Телекоммуникации.

  5. Проектирование и создание веб-сайта (средствами MS Office).

  6. Технологии дистанционного образования. Организация дистанционного обучения с использованием программных оболочек (Virtual Learning Environment).

  7. Системы правовой поддержки. Правовые информационные системы (ИС) в экономике. Примеры ИС (ГАРАНТ, Консультант Плюс).

  8. Учетно-аналитические системы. Учет и анализ в практике предпринимательства. Программное обеспечение учета и анализа (на примере Программы 1С: Предприятие).

  9. Текстовые редакторы (ТР). Общие сведения о ТР. ТР (на примере Microsoft Word) и его возможности. Основные приемы работы с ТР.

  10. Практика создания информационных моделей (ИМ) на основе ТР.

  11. Электронные таблицы (ЭТ). Общие сведения об ЭТ. ЭТ (на примере Microsoft Excel) и его возможности. Основные приемы работы с ЭТ.

  12. Практика создания ИМ на основе ЭТ. Формирование табличных документов.

  13. Предметные базы данных (БД). Основные сведения о БД и их моделях. Системы управления БД (СУБД) (на примере Microsoft Access). Основные приемы работы с СУБД.

  14. Практика формирование БД.

  15. Инвестиционные калькуляторы (ИК). Общие сведения о разработке бизнес-планов.

  16. Характеристика программ для инвестиционных расчетов (Comfar, Project Expert, Alt-Invest, Prop Spin).

  17. Обзор возможностей и практика использования ИК (на примере Project Expert).

  18. Алгоритм маркетинга с элементами применения ИТ для разных экономических ситуаций и сфер применения.

  19. Имитационное моделирование. Оптимальная ставка налога: графическая модель, математическая модель, метод решения. Анализ результатов. Возможные управленческие решения.

  20. Оценка параметров моделей. Эконометрия. Статистика. Влияние рекламы на объем продаж, однофакторная линейная модель.

  21. Влияние цены на объем продаж, однофакторная регрессия. Совместное влияние затрат на рекламу и цены на объем продаж, оценка параметров двухфакторной линейной модели.

  22. Экономическая динамика. Введение в Matlab/Simulink.

2.2 Программа учебной дисциплины

Тема 1. Средства Интернета. Общие сведения об Интернете. Подключение к Интернету. Работа с Web-браузером. Поиск информации в Интернете. Электронная почта. Почтовые программы, основные приемы работы. Практика почтовых операций.

Теоретические основы информатики и современных информационных технологий. Понятие информации и данных. Принципы кодирования и структурирования данных. Происхождение информации, автоматизированные способы обработки информации, средства компьютерных телекоммуникаций. Возможности и особенности использования современных средств информационных технологий в науке и образовании. Формирование информационной культуры в исследовательской и образовательной сфере деятельности.

Определение информационного общества. Определение Информационного общества. Признаки "информационного общества".

Интернет. World Wide Web. Интернет-браузеры и Web-навигация. Системы и алгоритмы поиска информации. Работа с поисковыми системами. Научные и образовательные ресурсы Интернет. Электронные библиотеки и архивы электронных препринтов. Ftp-серверы. Визуальное и логическое проектирование текстовых документов. Подготовка оригинал-макетов научных публикаций в пакетах MS Word, LaTeX. Конвертация в переносимые форматы (PDF, PostScript, HTML, XML).

Общие сведения о применении компьютерных и информационных технологий (КИТ) в научной деятельности: оборудование, программное обеспечение, сетевые технологии передачи данных, базы данных, персонал, безопасность.

Операции с информацией: сбор и регистрация информации; передача информации обработка информации; хранение и поиск информации; анализ, принятие решений; разработка информационных продуктов.

Информационная модель. Проблемы в исследуемой области; возможности средств ИТ; отношения проблем исследуемой области и необходимых средств ИТ, требующихся для их решения.

Основные элементы интерфейса Windows Стандартные программы Windows. Настройка Windows Работа с папками и файлами. Проводник. Обслуживание дисков в среде MS Windows.

Техника выполнения операций с мышью. Элементы экрана (кнопка Пуск, Главное меню, Панель задач). Рабочий стол. Выбор команд из Главного меню. Запуск программ. Открытие документа. Операции с окнами. Упорядочение значков.

Файлы, папки, ярлыки. Создание ярлыка программы или документа. Создание папки. Операции с файлами (копирование, перемещение, создание, удаление, переименование).

Вызов справочной системы. Поиск информации в справочной системе. Всплывающие подсказки. Контекстная справка в диалоговых окнах.

Сетевые технологии. Основные принципы организации и функционирования корпоративных сетей. Internet. История развития и современное состояние. Сервисы Internet. Поиск и публикация информации в Internet. Актуальные проблемы компьютерной безопасности и защиты информации.

Правовые основы использования информационных технологий.

Тема 2. Образовательные ресурсы и услуги Интернета. Телекоммуникации. Проектирование и создание веб-сайта (средствами MS Office). Технологии дистанционного образования. Организация дистанционного обучения с использованием программных оболочек (Virtual Learning Environment).

Поисковые серверы и информационные порталы. Использование гипертекстовых информационных систем баз (банков) данных в профессиональной деятельности.

Основы работы в Интернет. Программа Microsoft Internet Explorer – основные возможности. Работа с WWW браузером MS Internet Explorer. Стратегия поиска информации в Интернете.

Введение в Web-дизайн.Основные возможности. Понятие Web-публикации, Web-страницы и Web-узла. Создание структуры Web-узла, создание главной (домашней страницы) и других страниц. Элементы веб-страницы. Начальные сведения о языке HTML. Составление и обработка HTML страниц.

Редакторы сайтов (например, Siteedit). Оформление сайта: набор и оформление текста. Использование графики. Размер файла. Создание таблиц и звукового сопровождения. Разрешение картинки. Гипертекстовые структуры.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии в экономике Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  2. Комплекс по дисциплине информационные технологии в науке и образовании для аспирантов

    Учебно-методический комплекс
    Информационные технологии в науке и образовании – дисциплина, предусмотренная для изучения в аспирантуре. Учебно-методический комплекс по этой дисциплине содержит необходимые организационно-методические материалы для изложения.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии управления (название дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы в экономике» Вторая редакция

    Учебно-методический комплекс
    Экономическая информация как часть информационного ресурса общества; информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере; технология и методы обработки экономической информации; роль и место автоматизированных информационных систем
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в управлении»

    Учебно-методический комплекс
    Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности; информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности; инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные системы в экономике Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии управления  Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные системы в экономике (название дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  9. Вопросы по дисциплине «информационные системы в экономике»

    Документ
    Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Другие похожие документы..