Комплекс по дисциплине информационные технологии в экономике

Тема 3. Системы правовой поддержки. Правовые информационные системы (ИС) в экономике. Примеры ИС (ГАРАНТ, Консультант Плюс).

Основные аппаратные и программные средства (ПС) современных информационных технологий. Техническая база информационных технологий. Технические средства (ТС) ЭВМ.

Программные средства (ПС). Операционная система (ОС). Пути развития информационных систем. Прикладные программные продукты общего и специального назначения.

Проблемно-ориентированные автоматизированные информационные технологии. Особенности разработки прикладных программ. Программная документация. Программно-технические средства современных информационных технологии обучения в вузе.

Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности. Правовые информационные системы (ИС) в экономике.

Система ГАРАНТ: общие принципы работы, организация информационного фонда, интерфейсные особенности системы, алгоритмы работы в системе, возможности информационного поиска, обработка документа, оформление результатов работы, преимущества и недостатки системы.

Консультант Плюс: общие принципы работы, организация информационного фонда, интерфейсные особенности системы, алгоритмы работы в системе, возможности информационного поиска, обработка документа, оформление результатов работы, преимущества и недостатки системы.

Совместное использование систем ГАРАНТ и Консультант Плюс.

Тема 4. Учетно-аналитические системы. Учет и анализ в практике предпринимательства. Программное обеспечение учета и анализа (на примере Программы 1С: Предприятие).

Учет и анализ в практике предпринимательства. Программное обеспечение учета и анализа.

Программа 1С: Предприятие. Запуск программы и знакомство с интерфейсом. Основные приемы работы с пакетом 1С: Предприятие.

Пример учета и анализа деятельности фирмы. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности объекта. Порядок работы с системой 1С: Предприятие. Использование сценария обработки информации и анализ полученных результатов.

Тема 5. Офисные программы. Текстовые редакторы (ТР). Общие сведения о ТР. ТР (на примере MicrosoftWord) и его возможности. Основные приемы работы с ТР. Практика создания информационных моделей (ИМ) на основе ТР. Графические редакторы и программы создания презентаций.

Обработка текстовой информации. Изучение способов обработки текстовой информации. ППП обработки текстовой информации. Текстовые редакторы (ТР). Текстовый редактор MS Word для Windows.

Возможности, принципы и основные приемы работы с текстовым процессором. Основы профессионального дизайна текстовой продукции: разработка стилей, подбор шрифтов, оформление таблиц, использование сервисных функций, встраивание объектов и методы верстки.

Создание простых и комплексных текстовых документов. Основные элементы окна, создание текстового документа. Редактирование документов (выделение, копирование, перемещение, удаление). Сохранение и загрузка документов. Режимы просмотра документа.

Экран редактора Word (строка заголовка, панели инструментов, рабочее поле, линейки прокрутки, строка состояния). Панели инструментов: «Стандартная», «Форматирования», «Рисование», «WordArt», «Настройка изображения».

Создание таблиц. Работа с таблицами. Преобразование текста в таблицу. Вычисления в таблице.

Использование графики. Вставка рисунков из коллекции ClipArt. Панель инструментов «Рисование». Создание рисунков. Автофигуры. Поворот и изменение цвета заливки и цвета линий.

Отработка практических навыков владения текстовым процессором. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов.

Использование программ обработки текстов и таблиц.

Основы обработки графической информации. Машинная графика. Графические редакторы (ГР). Основы работы с компьютерной графикой: вместо бумаги – экран монитора, вместо карандаша – курсор мыши, вместо красок – электронная палитра и другие возможности. Оцифровка графических изображений и способы их обработки. Графические форматы. Подготовка графической информации к выдаче на печать и публикации в Интернет. Ввод и распознавание текста, настройка параметров программы распознавания.

Технологии мультимедиа. Создание мультимедийных презентаций. Программа создания презентаций PowerPoint. Основные возможности: создание слайдов, редактирование текста, вставка рисунков и звука. Оформление презентации: шаблоны, образцы, шаблоны дизайна. Эффекты анимации. Построения и переходы слайдов. Организация ветвления. Использование скрытых слайдов. Форматы сохранения презентации.

Тема 6. Электронные таблицы (ЭТ). Общие сведения об ЭТ. ЭТ (на примере MicrosoftExcel) и его возможности. Основные приемы работы с ЭТ. Практика создания ИМ на основе ЭТ. Формирование табличных документов.

Табличный редактор Excel. Обработка и визуализация научных данных в MS Excel. Специализированные пакеты автоматизации обработки и визуализации научных данных (GnuPlot, Statistica, MatLab, Origin и др.)

Основные элементы окна, создание книги. Экран в Excel. Структура электронных таблиц. Понятие строки, столбца, ячейки, блока. Адресация ячеек. Создание файла в Excel., сохранение и загрузка. Изменение ширины столбца. Работа с листами (переименование, добавление, удаление и перемещение). Операции перенос и копирование блока ячеек. Автозаполнение. Создание текстового списка. Типы данных. Ввод текста, чисел, даты и времени. Форматы.

Ввод формул. Использование Мастера формул. Автосуммирование. Сообщения об ошибках в формулах. Построение, редактирование и форматирование электронных таблиц и диаграмм. Копирование, вырезание и вставка данных. Вставка и удаление ячеек, строк и столбцов. Относительная и абсолютная адресация. Работа с формулами. Применение математических, статистических, логических, дата и время функций. Вычисления по сложным формулам с использованием математических функций, работа с некоторыми встроенными функциями Excel. Создание диаграмм. Типы диаграмм. Редактирование диаграмм. Предварительный просмотр файла перед печатью. Вывод на печать.

Тема 7. Предметные базы данных (БД). Основные сведения о БД и их моделях. Системы управления БД (СУБД) (на примере MicrosoftAccess). Основные приемы работы с СУБД. Практика формирование БД.

Автоматизированные системы хранения и обработки баз данных для проведения исследований.

Базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД). Введение в СУБД. Принципы построения. Жизненный цикл БД.

Сферы применения баз данных. Современные СУБД Типология БД. Основные понятия. Модели данных. Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных. Реляционная модель данных.

Проектирование баз данных.

MS Access. Язык запросов SQL. Базы данных в Internet.

Тема 8. Инвестиционные калькуляторы (ИК).

Общие сведения о разработке бизнес-планов. Характеристика программ для инвестиционных расчетов (Comfar, Project Expert, Alt-Invest, Prop Spin). Обзор возможностей и практика использования ИК (на примере Project Expert).

Разработка бизнес-плана проекта по извлечению дохода от банковского вклада «под проценты»: построение сценария подготовки проекта, ввод и корректировка исходных данных, проведение расчетов, анализ полученных результатов, формирование отчета согласно полученному сценарию, анализ качества полученного отчета, контроль качества, построение сценария корректировки проекта, распечатка отчета (на примере Project Expert).

Тема 9. Алгоритм маркетинга с элементами применения ИТ для разных экономических ситуаций и сфер применения.

Знакомство с маркетингом. Порядок создания организационной схемы маркетинга с элементами ИТ для различных экономических ситуаций и сфер применения. Общая характеристика рекомендация. Начало работы. Построение сценария маркетинга. Анализ рынка при помощи сети Интернет. Применение базы данных поставщиков и покупателей. Рекламные мероприятия в Интернете. Использование электронных средств поддержки обмена. Автоматизированный учет и анализ результатов. Контроль качества маркетинга. Корректировка сценария. Идентификация окончания процедуры организации.

Тема 10. Имитационное моделирование. Оптимальная ставка налога на основе ЭТ

Оптимальная ставка налога. Лабораторная модель: уточнение и ограничение проблемы, выделение проблемной системы, словарная модель. Графическая модель: блок-схема имитационной модели налоговых отношений госбюджета и бизнеса. Формализация и математическая модель. Компьютерная модель. Метод решения: исходные данные для параметров, переменных и показателей модели, средства управления экспериментом, техника выполнения.

Однофакторный имитационный эксперимент. Двухфакторный имитационный эксперимент. Анализ результатов. Возможные управленческие решения.

Тема 11. Оценка параметров моделей. Однофакторная линейная модель на ЭТ.

Эконометрия. Статистика. Влияние рекламы на объем продаж, однофакторная линейная модель. Влияние цены на объем продаж, однофакторная регрессия. Совместное влияние затрат на рекламу и цены на объем продаж, оценка параметров двухфакторной линейной модели.

Однофакторная линейная модель «Влияние рекламы на объем продаж» в табличном процессоре (на примере Microsoft Excel).

Тема 12. Экономическая динамика. Введение в Matlab/Simulink.

Введение в Matlab/Simulink. Установка Matlab, файловая система. Запуск Matlab, интерфейс: окна, меню, кнопки. Редактор и отладчик программ. Простые вычисления в командном режиме. Программирование в Matlab.

Управление Simulink. Запуск. Браузер библиотеки блоков. Окно модели и меню. Окончание сессии Simulink. Создание новой модели. Редактирование модели. Создание подсистем. Сохранение модели и вызов текста схемы. Мараметры и методы моделирования. Библиотека блоков Simulink.

Оптимальная ставка налога. Математическая модель. Компьютерная модель в Simulink. Программа управления экспериментами. Однофакторный имитационный эксперимент.

Информационные технологии в научной деятельности. Автоматизация эксперимента, статистической обработки данных, подготовки научных публикаций. Организация проектной деятельности аспирантов в сетях. Методика отбора тематики, организация групп аспирантов в сетях.

Проблемы технологий в учебном процессе. Теоретико-методологические основы технологизации процесса обучения. Образовательные и обучающие технологии на современном этапе. Проблемы и перспективы информатизации высшей школы.

Раздел 3 Учебно-тематический план учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании»

п/п

Наименование модулей и тем по учебной программе

Кол-во часов по одной форме

Самостоятельная работа

Кол-во часов на сам. раб.

Всего часов по теме

Лекции

Практич. занятия

1

2

3

4

5

6

7

Модуль I. Средства и службы сети Интернет

1

Средства Интернета. Общие сведения об Интернете. Подключение к Интернету. Работа с Web-браузером. Поиск информации в Интернете. Электронная почта. Почтовые программы, основные приемы работы. Практика почтовых операций.

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

2

Образовательные ресурсы и услуги Интернета. Телекоммуникации. Проектирование и создание веб-сайта (средствами MS Office). Технологии дистанционного образования. Организация дистанционного обучения с использованием программных оболочек (Virtual Learning Environment).

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

Модуль II. Использование сетевых ресурсов в экономике и управлении народным хозяйством

3

Системы правовой поддержки. Правовые информационные системы (ИС) в экономике. Примеры ИС (ГАРАНТ, Консультант Плюс).

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

4

Учетно-аналитические системы. Учет и анализ в практике предпринимательства. Программное обеспечение учета и анализа (на примере Программы 1С: Предприятие).

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

Модуль III. Использование программных средств общего назначения в экономике и управлении народным хозяйством

5

Текстовые редакторы (ТР). Общие сведения о ТР. ТР (на примере Microsoft Word) и его возможности. Основные приемы работы с ТР. Практика создания информационных моделей (ИМ) на основе ТР.Графические редакторы и программы создания презентаций.

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

6

Электронные таблицы (ЭТ). Общие сведения об ЭТ. ЭТ (на примере Microsoft Excel) и его возможности. Основные приемы работы с ЭТ. Практика создания ИМ на основе ЭТ. Формирование табличных документов.

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

Модуль IV. Примеры компьютерного моделирования в экономике и управлении народным хозяйством

7

Предметные базы данных (БД). Основные сведения о БД и их моделях. Системы управления БД (СУБД) (на примере Microsoft Access). Основные приемы работы с СУБД. Практика формирование БД.

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

8

Инвестиционные калькуляторы (ИК).

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

9

Алгоритм маркетинга с элементами применения ИТ для разных экономических ситуаций и сфер применения.

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

10

Имитационное моделирование. Оптимальная ставка налога на основе ЭТ.

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

11

Оценка параметров моделей. Однофакторная линейная модель на ЭТ.

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

12

Экономическая динамика. Введение в Matlab/Simulink.

1

1

Изучение интернет-источников

1

1

Всего

12

12

12

12

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии в экономике Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  2. Комплекс по дисциплине информационные технологии в науке и образовании для аспирантов

    Учебно-методический комплекс
    Информационные технологии в науке и образовании – дисциплина, предусмотренная для изучения в аспирантуре. Учебно-методический комплекс по этой дисциплине содержит необходимые организационно-методические материалы для изложения.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии управления (название дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы в экономике» Вторая редакция

    Учебно-методический комплекс
    Экономическая информация как часть информационного ресурса общества; информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере; технология и методы обработки экономической информации; роль и место автоматизированных информационных систем
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в управлении»

    Учебно-методический комплекс
    Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности; информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности; инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные системы в экономике Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии управления  Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные системы в экономике (название дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  9. Вопросы по дисциплине «информационные системы в экономике»

    Документ
    Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Другие похожие документы..