«О деятельности Уполномоченного по правам человека в Новгородской области в Новгородской области в 2008 году»

Работая в призывной комиссии весеннего призыва, Уполномоченный отмечает её чётко организованную деятельность, но, к сожалению, кроме цифр и отчётов медицинской комиссии, не было рассмотрено конкретных личных заявлений призывников и их родителей в адрес областной призывной комиссии. Поэтому следует сделать вывод, что фактически решение о призыве принимает врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, и офицеры комиссариата, члены же самой комиссии – гражданские лица только формально присутствуют при этом. За время осеннего призыва Уполномоченный вообще не приглашался на заседания комиссии.

В течение года в адрес Уполномоченного неоднократно обращались матери военнослужащих из других субъектов Российской Федерации по вопросам несения службы их сыновьями в воинских частях, расположенных на территории нашей области, и ставили вопросы о нарушении их прав. В каждом таком случае Уполномоченный связывался с командованием частей и военным прокурором по проверке указанных фактов. Надо отметить, что все факты не нашли своего подтверждения.

Так, например, в начале 2008 года обратилась гражданка Ч. из Свердловской области с жалобой на действия командования в/ч № 22558, которые с ее слов привели сына к психическому заболеванию. Военной прокуратурой Новгородского гарнизона было проведено оперативное расследование, Уполномоченный выехал в воинскую часть для собственного расследования. Факты нарушения прав военнослужащего Ч. не подтвердились, но он был направлен в 442 ОВКГ г. Санкт-Петербурга для прохождения обследования, лечения и определения годности к военной службе. В дальнейшем этот военнослужащий был комиссован, а мать благодарила всех за своевременное принятие мер и участие в судьбе её сына. Напрашивается вывод, что призывная военно-врачебная комиссия Свердловской области неправильно выдала заключение о пригодности данного гражданина к прохождению воинской службы.

Другой пример: новгородка Ф. из поселка Панковка Новгородского района обратилась к Уполномоченному с тем, что в части № 34185,где служит ее сын, применяются неуставные отношения. Полученный на запрос ответ Военной прокуратуры Плесецкого гарнизона Архангельской области опровергает заявления матери: «По результатам анонимного анкетирования, проведенного с военнослужащими последнего призыва роты охраны войсковой части 34185, и из бесед с этими военнослужащими установлено, что неуставные взаимоотношения к Вашему сыну не применялись», санитарно-бытовые условия соответствуют норме. Но при дальнейшем обследовании в военном госпитале у военнослужащего было обнаружено нарушение в сердечно - сосудистой системе, и в итоге принято решение о его комиссовании. Такое заболевание за несколько месяцев службы приобрести невозможно, и тем самым подтверждается факт некачественного проведения медицинского обследования при призыве. Положительно то, что подобные примеры и факты единичны по Новгородской области. Но вопрос медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, с каждым годом осложняется сокращающимся количеством врачей-специалистов в муниципальных образованиях, владеющих вопросами военно-врачебной экспертизы.

Недостаточно мест в медицинских учреждениях здравоохранения для своевременного обследования призывников. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574 утверждено Положение о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе, которое определяет в соответствии со статьей 53 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина при его несогласии с заключением военно-врачебной комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет. В 2008 году письменных заявлений от граждан о проведении независимой экспертизы не поступало. Но и в медицинских учреждениях сегодня не готовы выполнять это постановление Правительства РФ, тем самым не созданы условия для реализации данного права гражданами на территории области. Для решения всех проблем, связанных с обеспечением своевременного медицинского обследования призывников области в установленные сроки, возможно создание при Новгородской областной больнице единого лечебно-диагностического центра.

К Уполномоченному было два обращения от родителей и военнослужащих, покинувших службу в воинских частях Вологодской и Московской областей. В своих заявлениях они указывали на неуставные и грубые отношения. Совместно с военным прокурором Новгородского гарнизона Калгановым В.А. эти дела оперативно рассматривались и не доводились до привлечения к уголовной ответственности за самовольное оставление службы. По данным Военной прокуратуры, на территории Новгородского гарнизона уменьшилось количество преступлений, связанных с неуставными отношениями, с 16 до 10 по сравнению с прошлым годом, и количество самовольных оставлений части с 26 до 18 преступлений. Но, несомненно, неуставные взаимоотношения имеют широкое распространение в Вооружённых Силах РФ и необходимо всем обществом бороться с этим негативным явлением, порочащим армию.

Посещение Уполномоченным действующих воинских частей позволило увидеть условия прохождения службы военнослужащими. Необходимо отметить порядок в части и большую заботу о подчинённых в в/ч № 64531 (командир Мурадов И.А.) и в/ч № 34581 (командир Кочергин Ю.А.) Вопросы, которые поднимали военные во всех частях, касались прежде всего заработной платы, условий получения жилья, бытовых условий (высокая оплата жилищно-коммунальных услуг, отсутствие природного газа – в/ч № 63541, невыплаты за неполученные путевки для детей в оздоровительные лагеря - в/ч № 63541, плохое водоснабжение – в/ч № 44691, отсутствие аптеки – в/ч № 34581 и другие).

По всем проблемам Уполномоченный делал запросы в соответствующие инстанции. По данным Военной прокуратуры Новгородского гарнизона, в 2008 году поступило 128 обращений военнослужащих и граждан, что на 14,3 % больше, чем в 2007 году.

В настоящем докладе Уполномоченного по правам человека в Новгородской области приводятся два показательных примера безответственного отношения к военнослужащим. В январе при посещении войсковой части №22558 (Новоселицы) было выявлено, что солдатская столовая находится в неудовлетворительном состоянии. По сравнению даже с учреждениями системы исполнения наказаний на территории области эта столовая отличается на много более худшим положением дел, так как с 2003 года здесь проходит капитальный ремонт, который в 2007 году вообще не финансировался. Уполномоченным по правам человека в Новгородской области был направлен запрос начальнику строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования ВВС и получен ответ о том, что работы по капитальному ремонту солдатской столовой включены в титульный список ремонтов на 2008 год. Однако никаких работ не проводилось, и в октябре Уполномоченный вновь направил запрос в данное управление. Ответ до сих пор не получен, поэтому письмо по данным фактам направлено в Министерство обороны Российской Федерации, поскольку налицо нарушение прав военнослужащих на достойное прохождение военной службы, и вопрос будет и дальше контролироваться Уполномоченным.

Другой пример: почти год Уполномоченный содействовал в решении вопроса по дому № 21 микрорайона Кречевицы Великого Новгорода, где проживают 10 семей военнослужащих. В течение двух лет они находятся в этом доме, оплачивают коммунальные услуги, но не имеют регистрации. Распоряжением администрации города от 17.02.1997 № 554рм дом был принят в муниципальную собственность, а распоряжением от 27.01.2006 № 334рз был передан в безвозмездное пользование войсковой части № 32490 для проведения работ по его реконструкции. Процесс реконструкции дома затянулся во времени, хотя люди уже давно проживают в нём. Жильцы неоднократно обращались в адрес администрации города, откуда получали ответы, что дом №21 микрорайона Кречевицы на балансе городских служб не состоит. Министерство обороны РФ сообщило заявителям, что дом после реконструкции будет передан под заселение в июне 2006 года. После проведения работ разрешения на ввод объекта в эксплуатацию войсковой частью № 32490 не получено, т.к. не решен вопрос об определении эксплуатирующей организации, выполняющей функции обслуживания жилого дома. Администрация города не может передать данный жилой дом в оперативное управление муниципальному учреждению «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Великого Новгорода», поскольку при обследовании дома выявлены недостатки и недоделки, которые войсковой части №32490 предложено устранить. Но никаких действий со стороны последней не последовало. Уполномоченный направил соответствующий запрос в адрес командования войсковой частью. В течение полугода, несмотря на многочисленные запросы, ответов не поступало. В конце октября 20008 года удалось получить ответ от войсковой части № 22024, которая стала правопреемником расформированной части и обязывалась устранить все недоделки в доме №21. Но обязательства были не выполнены. Уполномоченный был вынужден собрать совещание, пригласив все заинтересованные стороны с целью определения мер по скорейшему решению вопроса. Приказом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города от 22.12.2008 № 1156 жилой дом № 21 микрорайона Кречевицы был передан в оперативное управление МУ «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Великого Новгорода», в Бюро технической инвентаризации оформлены технические паспорта на квартиры, впоследствии граждане будут зарегистрированы в ближайшее время по адресам фактического проживания. Таким образом восстановлены права 10 семей военнослужащих войсковой части № 65204. Серьезные проблемы существуют и у бывших военнослужащих, которые, отслужив срок в рядах Вооружённых Сил, выходят на пенсию. Главные из них две: получение жилья и достойного пенсионного обеспечения. На учёте нуждающихся в улучшении условий (получении жилых помещений) состоит 259 граждан, уволенных с военной службы, а за два последних года выдано всего 50 жилищных сертификатов для этой категории. Уполномоченный постоянно получает жалобы от военнослужащих и членов их семей на затягивание вопросов получения жилья по государственным жилищным сертификатам через войсковые части. С таким вопросом обратилась гражданка П., муж которой был уволен с военной службы по истечению срока контракта. В 2006 году он вместе с семьей был признан нуждающимся в получении жилья, но в течение двух лет не имел чёткой информации по решению жилищной проблемы. Уполномоченным для рассмотрения дела были подготовлены запросы в войсковую часть № 44402, в Министерство обороны РФ. В итоге был получен ответ командующего 37 воздушной армии ВГК (СН), разъясняющий ситуацию с получением сертификата. В настоящее время военнослужащий восстановлен в очереди по реализации своего законного права на 2009 год.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, установлен Федеральным законом от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей». По существующему Порядку обращения граждан носят резко отрицательный характер. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ не в состоянии помочь гражданам в этом вопросе, поэтому необходимо совершенствование данного закона в пользу бывших военнослужащих на федеральном уровне.

В настоящее время проходит большая перестройка Вооружённых Сил Российской Федерации, грядут большие изменения. Они коснутся, несомненно, и войсковых частей, расположенных на территории Новгородской области, и Уполномоченный будет продолжать рассмотрение вопросов, связанных с нарушением и восстановлением прав военнослужащих и их семей.

  1. «Об образовании» (12)

    Закон
    Государственная (итоговая) аттестация выпускников, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования, в новой форме в 2010 году. Сборник нормативных документов.
  2. «Об образовании» (34)

    Закон
    Типовое положение об общеобразовательном учреждении(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919,от 01.02.2005 N 49, от 30.12.2005 N 854, от 20.
  3. С мая 2010 года по апрель 2011 года

    Документ
    В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности,
  4. Информация (21)

    Документ
    (подготовлена на основании официальных материалов законодательных и исполнительных органов государственной власти 83 субъектовРоссийской Федерации по состоянию на 25 апреля 2011 года)
  5. Правила именования файлов 4 Ключевые поля (коды) записей 5

    Интернет справочник
    Данный документ определяет состав данных, формат, назначение и порядок формирования файлов, используемых для обмена информацией между автоматизированными системами, используемыми на уровне образовательных учреждений, муниципальных
  6. Распоряжение от 22 февраля 2008 N

    Документ
    "Об утверждении формата файлов для обмена информацией на этапах подготовки, проведения и анализа результатов единого государственного экзамена в 2008 году".
  7. Российская федерация федеральный закон

    Закон
    Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в 2012 году.
  8. Доклад совета федерации (2)

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2007.
  9. Доклад совета федерации (5)

    Доклад
    Настоящая книга открывается предисловием Председателя Совета Федерации, представившего 21 февраля 2007 года Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года "О состоянии законодательства в Российской
  10. Законодательство и конфликты 6

    Закон
    Трудовые и социальные конфликты в современной России играют для властей различных уровней важную роль механизма обратной связи в осуществляемом ими управлении процессом проведения экономических, политических и других, менее масштабных реформ.

Другие похожие документы..