«О деятельности Уполномоченного по правам человека в Новгородской области в Новгородской области в 2008 году»

Уполномоченный считает также недопустимым использование неточностей в наименовании сторон договора: в договорах, представленных органами опеки и попечительства Любытинского и Хвойнинского муниципальных районов, вместо наименования стороны договора «приёмный родитель» используется наименование «приёмная мать», что не соответствует постановлению Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 «О приёмной семье», в котором указано, что «граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребёнка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приёмными родителями».

Договор о приёмной семье является необходимым и важнейшим документом в установлении отношений между органами опеки и попечительства и приёмными родителями, его содержание не может быть одинаковым для всех и должно наиболее полно отражать все механизмы взаимодействия сторон в целях прежде всего соблюдения прав детей, переданных на воспитание в приёмную семью.

Более детального изучения требуют в перспективе вопросы, связанные с условиями стимулирования труда приёмных родителей, в том числе вопрос о размере вознаграждения, выплачиваемого по договору, заключенному с органом опеки и попечительства, и финансировании расходов на социальные гарантии.

В течение года Уполномоченный посетил ряд детских учреждений системы образования (15), здравоохранения (5), социальной защиты населения (3), детские оздоровительные лагеря (6) с целью изучения ситуации с соблюдением прав детей. Некоторые из этих учреждений были посещены повторно, так как при первоначальном ознакомлении с ними Уполномоченным были установлены факты нарушения прав детей.

Особую тревогу вызывает состояние дел в детских учреждениях здравоохранения. Несмотря на идущие в этой системе перемены, внимание государства к вопросам охраны здоровья матери и ребёнка, условия пребывания и лечения детей в медицинских учреждениях далеко не удовлетворительные. Наиболее проблемными вопросами в этих учреждениях являются вопросы материального обеспечения, которые непосредственно влияют на создание безопасных условий для детей, и вопросы организации питания, что, несомненно, сказывается на состоянии здоровья детей и эффективности их оздоровления и лечения.

Проблема создания безопасных условий пребывания детей носит критический характер в государственном учреждении здравоохранения «Детский противотуберкулёзный санаторий «Хвойное». Беды этого учреждения Уполномоченным описаны в прошлогоднем докладе, из всего того, что было отмечено, только решена проблема обеспечения полноценного питания детей, находящихся в санатории. Немаловажно, что к бюджетным средствам, выделенным этому учреждению в 2008 году в размере 96,96 руб. в день на одного ребёнка, было добавлено 20,21 руб. из средств Новгородского областного отделения общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» (руководитель Николаева Н.И.). Затраты на питание в целом увеличились в два раза по сравнению с 2007 годом. Остальные серьезные проблемы учреждения не решены, и более того, неизвестны перспективы их решения. И хотя Комплексной программой развития здравоохранения Новгородской области на 2007 - 2011 годы, утверждённой постановлением Администрации Новгородской области от 26.03.2007 № 71, предусмотрено финансирование строительства спального корпуса санатория, правда, за счёт федерального бюджета, планы вот уже в течение 2-х лет не реализуются, дети продолжают проживать в условиях небезопасных для их здоровья и жизни. Уполномоченный считает не допустимым такое отношение к детям и призывает, основываясь на ст.38 Конституции Российской Федерации, органы власти Новгородской области принять меры к исполнению гарантий защиты детства государством.

В ходе посещения государственного медицинского учреждения «Детский санаторий Тёсово -2» Уполномоченный отметил успешную деятельность главного врача учреждения Семчишина Р.В. по созданию максимально благоприятных условий пребывания и лечения детей, но в данном учреждении требуется дальнейшее развитие материальной базы для совершенствования методов оздоровления и лечения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что приведет к исполнению норм ратифицированной Россией (ранее – СССР) в 1990 году Конвенции о правах ребёнка – важнейшего международного правового акта, в котором закреплено признание государством прав ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

С 2007 года на контроле у Уполномоченного находится обращение о проблемах образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в государственном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Цветик-Семицветик». Два государственных учреждения, расположенные в одном здании, – вышеуказанное учреждение и государственное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Виктория» являются востребованными и играют огромную роль в реализации прав детей на образование, социальную поддержку и особую заботу государства, сегодня «задыхаются» от нехватки площадей и неприспособленности их к обслуживаемому контингенту. Уполномоченный считает, что органам власти необходимо найти решение этой проблемы, тем самым обеспечить достойные условия развития ребёнка, тем более, что 2008 год стал знаковым для России в реализации государственной политики в отношении инвалидов - Россией подписана Конвенция о правах инвалидов, которая будет в ближайшее время ратифицирована.

Залогом успешного физического, психического и умственного развития детей является рациональное питание. Проблемы организации такого питания отмечены Уполномоченным в учреждениях здравоохранения и дошкольных образовательных учреждениях. Более подробно ситуация изучена в учреждениях здравоохранения санаторного типа, где на лечении находятся дети. Приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» установлены среднесуточные наборы продуктов для детей, находящихся на лечении в санаторно-курортных учреждениях различного профиля (кроме туберкулёзных). Стоимость такого набора по ценам поставщиков в октябре 2008 года составляла 120 рублей, размер бюджетных средств ни в одном из посещённых Уполномоченным учреждении не «дотягивался» до этой цифры:

- государственное учреждение здравоохранения Санаторий «Мать и дитя» - 80,72 руб.;

-государственное учреждение здравоохранения «Детский противотуберкулёзный санаторий «Хвойное» - 96,96 руб.;

- муниципальное медицинское учреждение Детский санаторий «Ромашка» (Великий Новгород) - 52 руб.;

- государственное медицинское учреждение «Детский санаторий Тёсово - 2» - 49 руб (!).

Натуральные нормы питания при таком финансировании выполнить невозможно, даже если привлечь частично средства из дополнительных источников. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области, фактически имеет место по различным учреждениям частичное выполнение (правильнее сказать – невыполнение) натуральных норм питания по самым дорогостоящим и , в первую очередь, так необходимым детям белковосодержащим продуктам - творогу - до 50 %, рыбе - до 45 % , мясу до 57 % (!); по овощам – до 89%; фруктам – до 31 %; сокам - до 20%; растительному маслу – до 52% (!). Вместе с тем, в первую очередь, в целях выполнения потребности в энергии (калорийности рациона) и как итог - фактического выполнения норм питания отмечается избыток потребления сахара и кондитерских изделий в 5-6 раз (!), круп и макаронных изделий - до 130% , колбас – до 126%.

Вместе с тем, по результатам анализов, которые проводят регулярно специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области, в большинстве случаев отмечается соответствие питания физиологическим возрастным нормативам по калорийности и содержанию белков, жиров и углеводов, весу порций. Это достигается заменой необходимых пищевых веществ углеводистой пищей, составлением меню исходя из стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, что непосредственно отражается на здоровье детей.

Таким образом, питание в санаторных учреждениях здравоохранения, а также в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Новгородской области не является рациональным, что не раз отмечалось в ежегодных государственных докладах о деятельности санитарно-эпидемиологической службы Новгородской области.

Уполномоченный видит в сложившейся ситуации нарушение основ государственной политики в отношении детей, зафиксированных в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», и игнорирование нормы Конвенции о правах ребёнка, которая ориентирована на максимальные усилия общества по обеспечению здорового развития ребенка.

С целью совершенствования законодательства о правах ребёнка в течение 2008 года Уполномоченным по правам человека в Новгородской области рассмотрены по представлению Новгородской областной Думы следующие проекты федеральных законов:

- Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (об Уполномоченном по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации);

- Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в части ограничения пребывания детей в общественных местах);

- Федерального закона «О внесении изменений в главы 11, 12 и 13 Семейного кодекса Российской Федерации»;

- Федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (об ограничении доступа ребёнка к печатной продукции, аудио- и видеопродукции, не рекомендуемой детям).

В течение 2008 года работа с действующей нормативной правовой базой федерального и регионального уровней осуществлялась Уполномоченным и его аппаратом постоянно. По некоторым вопросам у Уполномоченного возникли предложения к региональным законодателям. Один из вопросов касался внесения изменений в областной закон от 17.01.2005 № 394-ОЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» в части уточнения понятия «члены многодетной семьи». Ещё одно важное предложение было направлено в адрес Новгородской областной Думы – о внесении изменений в областной закон от 11.01.2005 № 391-ОЗ «О мерах по социальной поддержке обучающихся и воспитанников» в части обеспечения бесплатного проезда к месту учебы обучающихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Изменения были внесены в декабре 2008 года.

Мониторинг соблюдения прав детей в 2009 году будет одним из приоритетных направлений в деятельности Уполномоченного. Уполномоченный, исполняя государственные функции, сотрудничая с другими государственными структурами и общественными организациями Новгородской области, будет добиваться улучшения ситуации с реализацией прав детским населением нашего региона.

3.2. Права военнослужащих и членов их семей

В статье 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Основной Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» регулирует реализацию гражданином этого долга и обязанности. Другой важный Федеральный закон от 22.08.2004 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» регулирует конституционное право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Обязанность граждан проходить военную службу по призыву соответствует обязанности государства создавать для этого надлежащие условия. Принятый в июне 2005 года Меморандум Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина В.П. и Министерства обороны Российской Федерации в лице Иванова С.Б. реально подтверждает конкретные формы взаимодействия по защите и восстановлению прав как военнослужащих, так и призывников, обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан.

Поэтому в прошедшем году в деятельности Уполномоченного по правам человека в Новгородской области особое внимание было уделено изучению положения с правами военнослужащих на территории области. Это связано еще и с тем, что количество обращений к Уполномоченному не уменьшается, а вопросы становятся более значимыми. В 2007 году между Уполномоченным по правам человека в Новгородской области и Новгородским областным военным комиссариатом было подписано соглашение «Об основных формах взаимодействия и сотрудничества в целях соблюдения и восстановления нарушенных прав и свобод военнослужащих, а также лиц, имеющих отношение к военной службе», а в 2008 году подобное соглашение подписано и с Военной прокуратурой Новгородского гарнизона. Это во многом способствовало решению вопросов и проблем.

Уполномоченный лично является членом областной призывной комиссии и побывал непосредственно в 7 воинских частях для детального знакомства с прохождением военной службы, как военнослужащих срочной службы, так и кадрового офицерского состава, с социально-бытовыми условиями, в которых эта служба проходит.

В целом грубых нарушений и замечаний не отмечено, однако положение всех дел нельзя назвать хорошими.

По итогам весеннего и летнего призывов 2008 года в Вооружённые Силы Российской Федерации направлено 2350 граждан Новгородской области. Анализ качественного состояния призывных ресурсов, отправленных в войска, ежегодно отмечается серьезным снижением. Заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой от граждан не поступало. Требуют своего рассмотрения и вопросы материальной базы призывных пунктов: в аварийном состоянии находится областной сборный пункт, и вопрос о новом помещении не решается, только в пяти из девяти военных комиссариатов городов и районов имеются стационарные призывные пункты. Все это негативно сказывается на качестве призывной работы в целом и на выполнении гражданами своих обязанностей.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 948 «О внесении изменений в положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» дается право получения единовременного пособия беременной жене и матери ребенка до 3-х лет военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По данным призыва 2008 года – 59 граждан имеют детей, а по данным органов социальной защиты только 35 матерей получают пособие, а также 11 беременных жён. Необходимо и военкоматам, и органам соцзащиты, и медицинским учреждениям организовать более широкую разъяснительную работу по выполнению данного постановления и обеспечения реализации прав граждан.

В 2008 году впервые граждан призывали на срочную службу сроком на один год. Но к Уполномоченному вдруг стали поступать обращения о том, что в следующем году по информации военкоматов будут призывать на службу сроком в три года. Достоверно неизвестно, кто распространил ложную информацию, но она не сыграла на авторитет нашей армии и на доверие государственным документам.

  1. «Об образовании» (12)

    Закон
    Государственная (итоговая) аттестация выпускников, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования, в новой форме в 2010 году. Сборник нормативных документов.
  2. «Об образовании» (34)

    Закон
    Типовое положение об общеобразовательном учреждении(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919,от 01.02.2005 N 49, от 30.12.2005 N 854, от 20.
  3. С мая 2010 года по апрель 2011 года

    Документ
    В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности,
  4. Информация (21)

    Документ
    (подготовлена на основании официальных материалов законодательных и исполнительных органов государственной власти 83 субъектовРоссийской Федерации по состоянию на 25 апреля 2011 года)
  5. Правила именования файлов 4 Ключевые поля (коды) записей 5

    Интернет справочник
    Данный документ определяет состав данных, формат, назначение и порядок формирования файлов, используемых для обмена информацией между автоматизированными системами, используемыми на уровне образовательных учреждений, муниципальных
  6. Распоряжение от 22 февраля 2008 N

    Документ
    "Об утверждении формата файлов для обмена информацией на этапах подготовки, проведения и анализа результатов единого государственного экзамена в 2008 году".
  7. Российская федерация федеральный закон

    Закон
    Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в 2012 году.
  8. Доклад совета федерации (2)

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2007.
  9. Доклад совета федерации (5)

    Доклад
    Настоящая книга открывается предисловием Председателя Совета Федерации, представившего 21 февраля 2007 года Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года "О состоянии законодательства в Российской
  10. Законодательство и конфликты 6

    Закон
    Трудовые и социальные конфликты в современной России играют для властей различных уровней важную роль механизма обратной связи в осуществляемом ими управлении процессом проведения экономических, политических и других, менее масштабных реформ.

Другие похожие документы..