«О деятельности Уполномоченного по правам человека в Новгородской области в Новгородской области в 2008 году»

3. Итоги приоритетных направлений деятельности

3.1. Права детей

Дети составляют 18 процентов населения области и являются самой уязвимой в отношении реализации своих прав группой населения. Поэтому ежегодно защита прав ребёнка является приоритетом деятельности Уполномоченного.

Реализуя этот приоритет, Уполномоченный в 2008 году содействовал восстановлению нарушенных прав детей, совершенствованию законодательства о правах ребёнка и осуществлял просветительскую деятельность по вопросам прав ребёнка.

Наибольшее количество обращений в адрес Уполномоченного связано с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Тематика этих обращений разнообразна: условия передачи детей на воспитание в приёмные семьи, под опеку; проблемы приёмных семей, детей, находящихся под опекой; защита жилищных прав несовершеннолетних.

2008 год стал для Новгородской области годом «прорыва» в обеспечении государственных гарантий на обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплённых в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Впервые власти области приняли беспрецедентное решение и выделили из областного бюджета в 2008 году 122 млн. 238 тыс. рублей на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, 34 млн.550 тыс. рублей поступило на эти цели из федерального бюджета. За счёт этих средств 169 детей были обеспечены жилой площадью, хотя это всего лишь около 63 процентов от запланированного количества детей, заявленного в Докладе Администрации Новгородской области «Образование в Новгородской области. 2007/2008 учебный год». Оценивая объективные факторы, которые привели к столь значительной разнице в планах и действительности, Уполномоченный считает, что в деле исполнения государственных гарантий, особенно в отношении детей, не должно быть ошибок и просчётов, а планы должны быть реальными и прозрачными, чтобы каждый нуждающийся несовершеннолетний и его законный представитель (опекун, попечитель, приёмный родитель) знал о перспективе решения жилищной проблемы, тем более, что в областном бюджете на 2009 год на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусмотрено 132 млн.289 тыс. рублей. И этой суммы при условии возможного софинансирования из федерального бюджета будет достаточно на реализацию практически всей очереди, которая на 01.01.2009 насчитывает 253 человека. Кроме того, требует серьёзного анализа и совершенствования нормативная правовая база, регламентирующая процедуру обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильём.

В ходе работы над обращениями, поступившими в адрес Уполномоченного, были выявлены нарушения в исполнении законодательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны органов опеки и попечительства.

Более двух лет на контроле у Уполномоченного находится дело по восстановлению жилищных и имущественных прав несовершеннолетнего В. Несовершеннолетний В. в 2001 году был направлен в муниципальное образовательное учреждение «Школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Героя Советского Союза Я.Ф.Павлова» (ныне – государственное образовательное учреждение). Жильём несовершеннолетний обеспечен – он является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности комнаты (жилого помещения) площадью 10,9 кв. м в Великом Новгороде. В 2007 году с собственностью несовершеннолетнего произошли серьезные изменения – неким гражданином А. была произведена реконструкция здания, которая затронула комнату несовершеннолетнего. Своими действиями гражданин А. нарушил жилищные права несовершеннолетнего В. Это произошло в результате отсутствия должного контроля за соблюдением жилищных прав подростка со стороны органов опеки и попечительства и учреждения, в которое он был направлен.

Выяснение обстоятельств по факту нарушения прав несовершеннолетнего началось только после обращения патронатного воспитателя (в настоящее время – приёмного родителя) во все инстанции, связанные с защитой прав детей. С момента первого обращения в адрес Уполномоченного, которое датировано концом 2006 года, проблема не решена, а только усугубилась. Хотя в целях содействия восстановления прав несовершеннолетнего Уполномоченным дважды были проведены рабочие совещания с участием органов опеки и попечительства, патронатного воспитателя, специалистов комитета по образованию области; в прокуратуру Новгородской области направлено ходатайство о проведении проверки по факту нарушения прав несовершеннолетнего; в адрес администрации Великого Новгорода и комитета по опеке и попечительству администрации города неоднократно направлялись письма с просьбой принятия оперативных мер по защите жилищных и имущественных прав подростка.

В данном случае налицо нарушение ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который закрепил за органами опеки и попечительства задачи по осуществлению контроля за сохранностью имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение проблемы, которого Уполномоченный будет добиваться, заключается в постановке несовершеннолетнего В. на учёт с целью обеспечения вне очереди жилой площадью.

С аналогичной проблемой обратился в адрес Уполномоченного гражданин К. в интересах своего бывшего подопечного гражданина А., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но уже достигшего возраста 19 лет. Жильё гражданина А. и его родного брата находится в неудовлетворительном состоянии, на учёте с целью обеспечения вне очереди жилой площадью братья не стоят. Уполномоченным был направлен запрос Главе Чудовского района, в котором указано на необходимость исполнения законодательства в отношении контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и, если жильё признано аварийным, внеочередного обеспечения их жилой площадью. По информации органов опеки и попечительства администрации Чудовского района, муниципальное жильё, закрепленное за несовершеннолетними, будет отремонтировано, и братья А. поставлены на учёт для улучшения жилищных условий в дальнейшем.

Отдельно следует отметить факты недобросовестного контроля со стороны органов опеки и попечительства за деятельностью опекунов (попечителей), приёмных родителей и патронатных воспитателей. Такие факты были зарегистрированы Уполномоченным в Шимском муниципальном районе и Великом Новгороде.

В адрес Уполномоченного обратились представители администрации муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» Великого Новгорода с просьбой об оказании содействия в документировании несовершеннолетнего П., являющегося сиротой, паспортом гражданина Российской Федерации. В ходе ознакомления с ситуацией было выяснено, что опекун несовершеннолетнего уклоняется от своих обязанностей, подросток проживает один в жилье, ему не принадлежащем, в жилое помещение, которое за ним закреплено, вселиться не может, так как оно пострадало в результате пожара, а ремонт осуществляется длительное время. Кроме того, достигнув возраста 15 лет, несовершеннолетний П. действительно не документирован паспортом гражданина Российской Федерации, и ни опекуном, ни органами опеки и попечительства в течение года после его 14-летия этот вопрос не решался. После вмешательства Уполномоченного в эту ситуацию подростку было оформлено наличие российского гражданства, он получил паспорт гражданина Российской Федерации по ходатайству директора муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14»; опекун был отстранен от исполнения обязанностей. В настоящее время несовершеннолетний П. является учащимся одного из учреждений начального профессионального образования, находится на полном государственном обеспечении, проживает на жилой площади, в которой зарегистрирован. Основная причина, приведшая к возникновению этой ситуации, не достаточный контроль за деятельностью опекунов со стороны органов опеки и попечительства. Положительным фактором в решении проблем этого подростка явилась активная позиция директора, классного руководителя общеобразовательной школы, в которой он обучался, и персонально – бывшей заведующей отделом микрорайона Кречевицы администрации Великого Новгорода Голубицкой Т.В., их стремление в организации помощи несовершеннолетнему и проявленная о нём забота.

Одной из быстро развивающихся форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приёмная семья. На 1 января 2009 года в Новгородской области создана 421 приёмная семья. В этих семьях, по мнению Уполномоченного, наиболее ярко проявляются проблемы в организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, так как приёмные родители в них не связаны кровными узами с воспитанниками и имеют материальный стимул в виде вознаграждения. Кроме того, возврат детей в сиротское учреждение, откуда они переданы на воспитание, формально несложен, в 2008 году в учреждения образования вследствие расторжения договора о приёмной семье возвратилось 29 несовершеннолетних, 18 из них – по причине отсутствия взаимопонимания родителей или их кровных детей с приёмными детьми и 5 из-за недобросовестного исполнения обязанностей приёмного родителя. Поэтому органы опеки и попечительства должны надлежащим образом осуществлять контроль за условиями передачи несовершеннолетних в эти семьи и деятельностью приёмных родителей.

Сложнейшая ситуация, в которую вынужден был вмешаться Уполномоченный, возникла в многодетной приёмной семье из Шимского муниципального района. Соседи этой семьи направили в органы опеки и попечительства района заявление о том, что приёмные родители недобросовестно исполняют свои обязанности в отношении переданных им на воспитание несовершеннолетних, и это сказывается на состоянии детей: они плохо питаются, очень скромно одеты, много работают, имеют стесненные условия для сна. Органы опеки и попечительства изъяли детей, и только благодаря общественному мнению, которое было создано газетой «Волховъ», настойчивости приёмных родителей, вмешательству Уполномоченного, дети, пожелавшие воспитываться и дальше в этой семье, были возвращены приёмным родителям. Эта ситуация не могла возникнуть, если бы органы опеки и попечительства района добросовестно и регулярно осуществляли контроль за деятельностью приёмных родителей и чаще бывали в этой семье.

В течение 2008 года Уполномоченным посещено 13 приёмных семей, в которых на воспитании находится трое и более детей (по 2- в Демянском, Шимском, Маловишерском, Старорусском районах; по 1 - в Крестецком, Чудовском, Окуловском, Парфинском районах и Великом Новгороде). Предварительно аппаратом Уполномоченного было проведено анкетирование таких семей. Из более, чем 60-ти семей в анкетировании приняли участие 34 семьи. Из материалов анкетирования выявлены следующие проблемы:

1)ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства постановления Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 «О приёмной семье» в части соблюдения сроков и полноты передачи документов воспитанников приёмным родителям;

2)отсутствие у приёмных родителей информации о состоянии жилья, закрепленного за детьми, в связи с чем защита прав и интересов ребёнка (детей), возложенная на приёмных родителей договорами о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью, не исполняется в полной мере;

3) нарушение сроков выплаты денежных средств приёмным родителям на содержание ребенка в приёмной семье, которая в соответствии с областным законом от 06.05.2005 № 468-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» должна осуществляться ежемесячно не позднее 15 числа текущего месяца;

4) нерегулярное посещение органами опеки и попечительства приёмных семей что ведёт к ослаблению контроля за условиями пребывания детей в этих семьях либо чрезмерное внимание к отдельным семьям, приводящее к созданию некомфортной среды в семье;

5) недостаточный размер средств, выплачиваемых на содержание детей в приёмных семьях, низкий уровень вознаграждения для приёмных родителей, отсутствие дополнительных выплат за воспитание детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Все эти проблемы обсуждались и были подтверждены в ходе посещений приёмных семей Уполномоченным. Кроме того, 26 марта совместно с комиссией по вопросам семьи, детей и молодёжи при Новгородской областной Думе, Новгородским областным отделением общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» и межрегиональным общественным движением «Образ будущего» было организовано заседание «круглого стола» по вопросам соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приёмные семьи, на котором присутствовало 14 приёмных родителей из различных районов Новгородской области.

Участники заседания, признавая необходимость осуществления целенаправленных, скоординированных действий органов власти и общественных институтов в целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, констатируя, что право ребёнка на семью является приоритетным и что признание приоритетности этого права означает признание необходимости совершенствования и развития механизмов семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратились в органы государственной власти и местного самоуправления Новгородской области с предложениями к Новгородской областной Думе - об увеличении размера оплаты труда приёмных родителей и средств на содержание детей в приёмных семьях и семьях опекунов; к органам исполнительной власти Новгородской области и органам местного самоуправления - о принятии мер по преодолению недопустимой закрытости информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, расширению использования возможностей СМИ, Интернет-ресурсов для привлечения внимания общественности к развитию семейных форм устройства детей-сирот; об обеспечении оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении строгого контроля за их содержанием, воспитанием, образованием; о разработке программ подготовки граждан и членов их семей к воспитанию приёмного ребёнка, ребёнка – к жизни в новой семье; об обеспечении сопровождения и поддержки семьи в дальнейшем, оказывая консультативную, психологическую, социальную помощь, привлекая к этой работе общественные организации; об активизации работы по поощрению и награждению приёмных родителей, имеющих значительный успешный опыт в воспитании приёмных детей; о разработке, совместно с Уполномоченным, правового справочника приёмного родителя.

С целью правовой оценки Уполномоченным изучены договора о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью, заключаемые между органами опеки и попечительства в муниципальных районах и городском округе Великий Новгород и приёмными родителями. При составлении всех договоров использована примерная форма, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 «О приёмной семье». Данная форма включает в себя не все требования, которые предъявлены к договору о приёмной семье статьями 153.1, 153.2 Семейного кодекса Российской Федерации в редакции от 30.06.2008. В используемых формах договоров отсутствуют сведения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребёнка, передаваемого на воспитание в приёмную семью, не в полном объёме отражены основания и последствия прекращения договора, вместо формулировки «вознаграждение, причитающееся приёмным родителям» использована формулировка «оплата труда приёмным родителям». Кроме того, в ряде договоров в нарушение областного закона от 06.05.2005 № 468-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» установлена дата выплаты средств на содержание детей не 15 числа, а 20 числа текущего месяца (Чудовский, Маревский, Новгородский, Хвойнинский муниципальные районы), либо дата вовсе не указана.

  1. «Об образовании» (12)

    Закон
    Государственная (итоговая) аттестация выпускников, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования, в новой форме в 2010 году. Сборник нормативных документов.
  2. «Об образовании» (34)

    Закон
    Типовое положение об общеобразовательном учреждении(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919,от 01.02.2005 N 49, от 30.12.2005 N 854, от 20.
  3. С мая 2010 года по апрель 2011 года

    Документ
    В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности,
  4. Информация (21)

    Документ
    (подготовлена на основании официальных материалов законодательных и исполнительных органов государственной власти 83 субъектовРоссийской Федерации по состоянию на 25 апреля 2011 года)
  5. Правила именования файлов 4 Ключевые поля (коды) записей 5

    Интернет справочник
    Данный документ определяет состав данных, формат, назначение и порядок формирования файлов, используемых для обмена информацией между автоматизированными системами, используемыми на уровне образовательных учреждений, муниципальных
  6. Распоряжение от 22 февраля 2008 N

    Документ
    "Об утверждении формата файлов для обмена информацией на этапах подготовки, проведения и анализа результатов единого государственного экзамена в 2008 году".
  7. Российская федерация федеральный закон

    Закон
    Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в 2012 году.
  8. Доклад совета федерации (2)

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2007.
  9. Доклад совета федерации (5)

    Доклад
    Настоящая книга открывается предисловием Председателя Совета Федерации, представившего 21 февраля 2007 года Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года "О состоянии законодательства в Российской
  10. Законодательство и конфликты 6

    Закон
    Трудовые и социальные конфликты в современной России играют для властей различных уровней важную роль механизма обратной связи в осуществляемом ими управлении процессом проведения экономических, политических и других, менее масштабных реформ.

Другие похожие документы..