Вы держите в руках сборник материалов научно практической конференции «Деятельность школьных библиотек контуры обновления». Конференция состоялась в Омске


Уважаемые коллеги!

Вы держите в руках сборник материалов научно – практической конференции «Деятельность школьных библиотек – контуры обновления». Конференция состоялась в Омске в рамках II регионального фестиваля детского чтения «Сибирь – волшебный край», организованного Омской городской общественной организацией школьных библиотекарей на средства субсидии, предоставленной Администрацией города Омска. Отрадно, что фестиваль чтения объединил читателей - учеников, родителей, педагогов и библиотекарей из больших и маленьких городов Сибири, Урала, Казахстана. И это объяснимо, ведь школьные библиотеки важны для всех, поскольку не просто обеспечивают доступ к информационным ресурсам, а помогают юному читателю учиться самостоятельно приобретать знания, т.е. учат уметь учиться всю жизнь..

Школьная библиотека – понятие многогранное, и в первую очередь - это сердце школы, центр её духовной и общественной жизни. А профессия школьного библиотекаря одна из самых креативных в образовании. Мы владеем информационными и проектными технологиями. Через книгу и чтение формируем жизненные принципы и идеалы наших детей, их интеллектуальный и творческий потенциал, создаём школьную читательскую среду, где ребёнок растёт как личность.

Объединение в рамках конференции столь разноплановых секций, на мой взгляд, будет иметь большое практической значение. Надеюсь, что конференция позволит обобщить опыт деятельности руководителей детского чтения, определить роль школьной библиотеки в современном образовательном процессе, а материалы сборника будут способствовать инновационной деятельности библиотекарей, направленной на повышение престижа чтения, библиотек и нашей профессии.

Президент Омской городской общественной

организации школьных библиотекарей

Лавневич Татьяна Владимировна

Пленарное заседание

Дейнеко И.В., директор муниципального

учреждения «Межшкольный

информационно-методический центр»

Лесосибирск

Методическая поддержка школьной библиотеки: обновление деятельности.

Главной приметой настоящего времени во многих сферах деятельности человека являются перемены. Особенно подвержена им сфера образования. Сегодня педагогическая общественность страны активно обсуждает проблемы модернизации образования, основные направления инициативы Президента РФ Д.А. Медведева «Наша новая школа», выстраивает приоритеты, цели и задачи образования края по реализации данной инициативы. Развивая школу, мы понимаем, что развиваем всю систему в целом. Школьная Библиотека - есть структурное подразделение данной системы, поэтому сегодня как никогда актуален вопрос о модернизации традиционной библиотеки образовательного учреждения в современную, активно развивающуюся службу. Модернизация, инновационные подходы в работе, трансформация и автоматизация библиотечных процессов… Вокруг этого должна выстраиваться повседневная работа школьного библиотекаря. Школа переживает непростое время перемен и библиотека – вместе с ней. Перспективы успешного развития есть только у тех библиотек, которые избирают инновационный путь, путь преобразований.

Модернизация деятельности библиотек в современных условиях во многом связана с методическим обеспечением их работы, пришедшим на смену методическому руководству, характерному для управления библиотечным делом еще совсем недавно.

Системообразующим центром процесса формирования единого методического пространства в нашем городе является Межшкольный информационно-методический центр (МИМЦ). В качестве основных задач работы методической службы выступают:

  1. Методическое обеспечение стабильного функционирования библиотечного процесса в школах города.

  2. Методическая поддержка инновационных процессов, направленных на развитие и обновление содержания и методики библиотечной деятельности.

  3. Создание условий для профессионального совершенствования библиотечных

Городское методическое объединение школьных библиотек сегодня включает в себя: 11 библиотек ОУ , 20 специалистов-библиотекарей , 2 методиста МУ «МИМЦ» и куратора деятельности школьных библиотек.

Организационная структура методического обеспечения деятельности библиотек

г. Лесосибирска представлена в следующей схеме:

Организация системы непрерывного повышения квалификации библиотекарей

Успешная деятельность современной библиотеки требует постоянного совершенствования квалификации библиотекарей. Поэтому данное направление является одним из основополагающих направлений методического обеспечения библиотечной практики и ему мы уделяем особое внимание. В нашем городе существует следующая схема повышения квалификации специалистов библиотечного дела:

1. Учебные заведения по подготовке и переподготовке кадров: библиотечный техникум в г. Канске (обучено 2 человека), университет культуры в г. Кемерово (обучен 1 человек), педагогический университет в г. Лесосибирске (обучено 2 человека), краевой институт повышения квалификации (обучение прошли все библиотекари и методисты).

2. Формы повышения квалификации, используемые в системе обеспечения библиотечной деятельности (семинары, практикумы, стажировки, мастерские, мастер-классы и т.д.).

3. Профессиональное самообразование библиотекарей.

Разнообразные формы, методы и техники обучения библиотекарей составляют в совокупности систему повышения квалификации и переподготовки библиотекарей, к которой мы предъявляем ряд требований:

- полнота охвата учебой всех групп и категорий библиотекарей без исключения;

- дифференцированный подход к различным группам и категориям специалистов, в зависимости от вида библиотеки, занимаемой должности, образования, опыта, развития компетентностей и т.д.;

- систематичность и последовательность, т.е. постоянная нацеленность на расширение и углубление знаний, выполнение этого требования тесно связано с разработкой учебных планов, программ и стратегических планов повышения квалификации, с переходом от более простых к более сложным формам производственной учебы.

Модель по повышению квалификации школьных библиотекарей представлена здесь

/2004/23/15.htm

(Дейнеко И.В. Пирамида знаний: модель работы информационно-методического центра по повышению квалификации школьных библиотекарей // Библиотека в школе: газета издательского дома «Первое сентября».-2004.-№ 23(131),1-15 декабря.-с.20. (Методический день. ГлубинКа).

Выявление, изучение и обобщение библиотечного опыта работы

В процессе практической деятельности библиотек отыскиваются и испытываются новые целесообразные методы и условия работы, лучшие формы ее организации, т.е. практическая деятельность превращается в опыт, в творческую, поисковую деятельность. Определение опыта как творческой деятельности позволяет мне видеть в повседневном труде библиотекаря поисковое, созидательное начало, понимать работу библиотекарей как деятельность постоянно развивающуюся, открывающую новые пути развития библиотечной практики.

Формы организации данной деятельности:

-Индивидуальные - посещения библиотек; с целью обмена опытом;стажировки, консультации.

-Групповые - заседания творческих и проектных групп; учебные модули для отдельных проблемных групп библиотекарей.

- Массовые - проблемные семинары, методические дайджесты, обзоры библиотечной практики, тематические круглые столы, мастер-классы, мастерские, библиотечные рассказки, аукционы профессиональных идей, презентации, выставки.

- Комплексные - базовые площадки; городские профессиональные конкурсы и фестивали, информационно-методические продукты, городская методическая газета, продукты сайтостроения.

Каждая форма методической работы включает большое количество методов и методик, которые я стараюсь постоянно совершенствовать. Например, хорошо известная и широко применяемая ранее такая форма, как читательская конференция, у нас приобрела новое звучание и вот уже третий год проводится в форме «Библиотечных рассказок», во время которых библиотекарь представляет библиотекарю свой читательский портфель и свою читательскую позицию.

Уже традицией в моей работе является обобщение опыта работы и библиотекарей города и методической службы на страницах профессиональных изданий, познакомиться с одной такой публикацией можно здесь /2004/19/13.htm

(Дейнеко И.В. Дела и планы библиотекарей Лесосибирска // Библиотека в школе: газета издательского дома «Первое сентября».-2004.-№ 19(127), 1-15 октября. – с.19-21.- (Методический день. ГлубинКа).

Организация, подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства

Конкурсные и соревновательные формы как средство повышения профессиональной компетентности и обмена лучшим опытом, по моему мнению – важнейший способ стимулирования инновационного творчества библиотекарей.

Практику использования конкурсов в библиотечном сообществе нашего города я использую давно, с тех пор, как я начала свою деятельность в системе образования. Цели таких конкурсов состоят в том, чтобы привести в движение нереализованные профессионально-личностные возможности библиотекарей, привлечь внимание общественности и административных органов к нашей профессии, поднять престиж и социальный статус библиотекаря, выявить талантливых сотрудников, стимулировать их дальнейшую творческую деятельность, организовать широкую демонстрацию их профессиональных достижений.

Хочу назвать наиболее удачные конкурсы муниципального уровня: «Библиотекарь года», «Лучшая библиотека», «Лучшая библиотечная выставка», «Лучшее библиографическое пособие», «Лучший библиографический обзор», «Городской конкурс по экологическому просвещению читателей», «Конкурс библиотечных газет», «Городской конкурс на лучшего читателя школьной библиотеки «Лучик».

Школьные библиотекари и методист города - активные участники профессиональных конкурсов регионального и федерального уровней, есть у нас и результаты в этом направлении.

Плодотворность изучения и распространения библиотечной практики обеспечивается сегодня и за счет использования в моей методической деятельности новых библиотечных и педагогических технологий, новых подходов к организации деятельности.

Современные технологии в организации методической работы:

  • Технология проектирования, назначение: формирование программно-проектных компетентностей библиотекарей, включение проектной деятельности в повседневную жизнь библиотеки. Результатом включения данной технологии в методическую работу явился городской проект «Формирование информационной культуры личности» (4 библиотеки-участницы), сетевой проект по созданию электронной хрестоматии по литературе Красноярского края (3 библиотеки-участницы), проект по организации и проведению в городе Всероссийского урока чтения (все библиотеки-участники).

В 2007 году был реализован сетевой проект по созданию электронной хрестоматии по литературе Красноярского края, о том, как это было, можно прочитать в статье (Дейнеко И.В. Нет материалов? Сделаем вместе!: сетевой проект по созданию электронной хрестоматии по литературе Красноярского края для педагогов и учащихся 5-8 классов// Библиотека в школе.-2009.-№21.-с.4-10)

  • Исследовательские технологии, назначение: организация исследований в области библиотечно-библиографического обслуживания читателей и качества предоставления услуг и продуктов. Результатом включения данной технологии явились исследования школьных библиотек по темам: «Инновационные процессы в школьной библиотеке», «Школьная медиатека: от идеи до практической деятельности», «Библиотека в школе: современное состояние, проблемы, пути развития».

  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как рефлексивная технология направлена на формирование самостоятельного мышления библиотекарей, на организацию сознательного управления библиотечным процессом в системе «читатель-библиотекарь», технология позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты методической и библиотечной практики.

  • Информационно-коммуникационные технологии, назначение: обеспечение оперативности и мобильности в работе с информационными массивами, длительного хранения документов, выявление и включение в деятельность библиотеки новых услуг и продуктов. Результатом данных процессов является: организация электронного документооборота, формирование электронных методических баз данных, например база «Учебник» и электронный портфолио методиста, формирование сводного электронного каталога, выпуск информационно – библиографических и методических продуктов на электронных носителях, организация рекламно-издательской деятельности, использование в деятельности электронной почты, работа сайта МУ «МИМЦ» и ВЕБ-страниц школьных библиотек, использование возможности дистанционного обучения и участие в работе сетевых профессиональных сообществ, включение в деятельность цифровых образовательных ресурсов, работа с ресурсами Интернет, возможность предоставления читателям новых услуг и т.д. Всю эту деятельность можно расценивать как новое высокотехнологическое прочтение традиционных форм информационно-методического обеспечения.

Использование ИКТ позволяет существенно повысить доступность, интенсивность и оперативность профессионального общения.

Современные подходы к организации деятельности:

  • Деятельностный подход реализуется в формах, методах, методиках и техниках методического сопровождения, через включенность каждого специалиста в процессы самостоятельного приобретения новых профессиональных знаний (работа в парах, группах, самостоятельная, дистанционная и т.д.).

  • Тьютоское движение, назначение: выделение и подготовка библиотекарей-тьюторов, способных оформлять и транслировать знания и опыт по современным проблемам библиотечного дела. Результатом данного подхода являются работающие тьюторы - специалисты по организации деятельности медиатек, по работе с новыми УМК, по включению в деятельность инновационных форм продвижения чтения, по информационно-библиографическому сопровождению педагогов.

  • Корпоративное движение, назначение: консолидация усилий библиотек г. Лесосибирска для обеспечения гарантированного свободного доступа пользователей к единой информационной базе данных путем предоставления объединенных информационных ресурсов и формирования профессиональных, читательских и информационных компетентностей библиотекарей, учащихся и учителей. Сегодня в городе реализуется проект по созданию сводного электронного каталога, идея проекта: библиотека, предоставляя свои ресурсы, получает при этом возможность использовать ресурсы других библиотек

  • Компетентностный подход, назначение: организация новых подходов к повышению квалификации библиотекарей. Результатом данного подхода в этом учебном году, например, явился обновленный формат в аналитической и проектировочной деятельности школьного библиотекаря. Планирование, ориентированное только на направления деятельности, которое присутствовало ранее, качественных результатов не даёт. Цепочку планирования мы определяем так: дефицит компетентностей (что формируем?) – цель (зачем формируем?) – форма, метод, технология (как формируем?). Сегодня надо чётко понимать, что только компетентный библиотекарь может формировать и развивать компетентного читателя (пользователя). Набор таких компетентностей у библиотекаря мне видится следующим:

1. Проектировочные

2. Аналитические

3. Коммуникативные

4. Организаторские

5. Информационно-коммуникационные

Подробно о современной школьной библиотеке и компетентном библиотекаре можно прочитать здесь /view_article.php?id=200901004

(Дейнеко И.В. Новая роль библиотекаря в новой библиотеке: Размышления о современной школьной библиотеке в условиях модернизации образования.// Библиотека в школе.-2009.- Часть 1. – № 10. – С. 10–15. Часть 2. – № 11. – С. 7–14.)

  1. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С

    Реферат
    Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К., Пронский Л.М., Ханбабаев К.М., Яхьяев М.Я., Баранов М.В., Барис В.В., Барис Е.В., Билалов Б.А., Бобков А.Н., Дибиров З.
  2. Урокам для учителя по учебному предмету «Русская художественная культура»

    Урок
    Вы держите в руках сборник материалов по предмету Русская художественная культура. Сборник включает в себя программу курса, приблизительное тематическое планирование, а так же рекомендуемый информационный материал, подобранный в соответствии
  3. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Часть I москва Челябинск 2010

    Документ
    Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч.
  4. Научно-методическая конференция «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ» (1)

    Документ
    В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ»", приуроченной к 50-летию со дня создания вычислительного центра Ростовского
  5. Сборник статей студентов и аспирантов по материалам научной конференции Всероссийского форума молодых ученых-филологов «Родная речь Отечеству основа»

    Сборник статей
    Сборник статей студентов и аспирантов по материалам научной конференцииВсероссийского форума молодых ученых-филологов «Родная речь — Отечеству основа»18–21 октября 2006 г.
  6. С. Прямухино, 30 июня - 1 июля 2007 г. Экспромт-конференция Есть ли гарантия у человечества выжить, если развитие цивилизации (1)

    Документ
    В основу настоящего выпуска «Прямухинских чтений», как и в основу предыдущих выпусков, положена стенограмма заседаний, воспроизведенная по диктофонной записи.
  7. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.
  8. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (3)

    Документ
  9. Бюллетень новых поступлений за 2004 год

    Бюллетень
    Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М.Лебедева. - М.: НОРМА, 2004. - 448 с. - ISBN 5-89123-835-7 : 219-85.В работе с учетом новейших изменений в уголовно-процессуальном и уголовном законодательстве, а также

Другие похожие документы..