Инновационные педагогические технологии при обучении иностранному языку

Инновационные педагогические технологии

при обучении иностранному языку

Осинцева Т.В.

МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт»,

г. Челябинск

Целью образования в настоящее время  становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности. Сегодня востребован член общества – личность самостоятельная, инициативная, ответственная, активная, высоконравственная и творчески относящаяся к своему делу, способная гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, стремящаяся к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.

Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает потребность в новых технологиях обучения (педагогических инновациях).

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Современные педагогические технологии – это такие педагогические технологии, которые могли бы не только обеспечить эффективное усвоение предметных знаний, но и способствовали бы формированию у учащихся навыков самостоятельного получения знаний.

В методической науке разработано множество разнообразных технологий, которые тесно взаимосвязаны между собой. Нам бы хотелось рассмотреть эффективные в данном отношении педагогические технологии обучения иностранному языку на неспециальных факультетах.

Техническая база образовательного комплекса ЧЮК-ЮУПИ-МПГУ (г. Челябинск) позволяет широко использовать компьютерные технологии во время аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий. Компьютерные технологии – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Мною разработаны электронные образовательные ресурсы по дисциплинам «Немецкий язык», «Английский язык»: электронные конспекты лекций, видео-лекции, которые могут быть полезны как во время аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы студентов. Мультимедиа курсы являются, несомненно, перспективным дидактическим средством, которое при определенных условиях может значительно повышать эффективность учебного процесса. В связи с этим хотелось бы вам представить мультимедиа курс по страноведению «Across the Countries» по дисциплине «Английский язык» для специальностей 230101.65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и 230105.65 «Программное обеспечение ВT и АС». Данный курс предназначен для студентов как дневного, так и заочного отделения 1, 2 курса и может быть использован как дополнительное пособие к основному учебнику под редакцией Агабекян И.П. Английский для инженеров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 319 с. Материал курса освещает следующие темы тематического плана: «Географическое положение и государственное устройство англоязычных стран», «Лондон и другие города Великобритании», «Семейные и религиозные праздники в Великобритании и США», «Государственные праздники», «Пресса», «Образование в России», «Мастера компьютерных изобретений: Nolan Bushnell»,«Мастера компьютерных изобретений: Bill Gates», «Мастера компьютерных изобретений: Robert Noyce». Структура учебного пособия проста и удобна в использовании, содержит 2 раздела: 1. первый раздел состоит из мультимедийных презентаций: Presidents of the USA, Australia; London; Easter, Remembrance Day, Independence Day; Press in Britain; My Institute; Bill Gates, Nolan Bushnell, Robert Noyce – к которым можно перейти при активировании соответствующей гиперссылки; 2. второй раздел – приложение: методическая поддержка (рабочие программы учебных дисциплин); тематический словарь, в котором собраны слова по выше указанным темам. Для удобства студентов также предусмотрена возможность выхода в каждой презентации к лексике по изучаемой теме. Особенностью данного пособия является то, что оно обеспечивает высокий уровень усвоения материала при минимизации затрат времени и средств на обучение. Демонстрация фильмов, анимация, фотографии, таблицы, выделение значимой области текста при помощи цвета и шрифта – всё это позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией, обеспечивают более глубокое погружение в материал. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучаемых и увеличить скорость и качество усвоения материала. Материал пособия может быть использован студентами для подготовки к занятиям, а также для самостоятельного изучения культуры и традиций англо-говорящих стран. Для организации самостоятельной работы и дальнейшей углублённой работы по предмету служит информационная поддержка, ссылки на сайты, упражнения, тематический словарь. Без сомнения, материал может найти практическое применение в деятельности педагогов на разных этапах занятия как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как способ проверки знаний.

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, которое предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. В своей практике я использую приёмы обучения проблемно – поисковому чтению на иностранном языке. Работа над текстом делится на три этапа: дотекстовый, текстовый, послетекстовый. Большое внимание уделяется дотекстовому этапу (before you read), так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что студенты начинают работу с информацией до чтения текста. Например: перед работой с текстом “What are microeconomics and macroeconomics?” студенты получают задание: Discuss the following with your partner. What does economics study? Метод проблемного изложения учебного материала широко используется при объяснении грамматических правил. Студенту сразу не представляется описание какого-либо грамматического явления, а предлагается алгоритм, пошаговое направление для активизации мыслительной и самостоятельной деятельности студентов и актуализации опорных знаний. Проблемное обучение предполагает следующие последовательные операции: постановка вопросов преподавателем, анализ грамматического явления студентами, самостоятельная формулирование правила студентами под контролем преподавателя. Например, при объяснении грамматической темы «Степени сравнения прилагательных» студентам предлагается вспомнить: На какой вопрос отвечает Имя прилагательное? Какие степени сравнения имеет прилагательное в русском языке? Какие степени сравнения имеет прилагательное в английском языке? А далее предлагается алгоритм распознавания грамматического явления.

Всё большую популярность приобретает технология современного проектного обучения. Актуальность проекта заключается в следующем: продуктивный способ сбора, изучения и анализа информации, что способствует формированию информационной культуры студентов, эффективный путь развития творческого мышления и совершенствования устной речи, опыт публичного выступления. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли; развивает умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий; создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Например, в рамках декады иностранных языков был проведён конкурс мультимедийных презентаций. Студентам была предложена тема «Лучшие английские музыкальные хиты». В презентацию необходимо было включить следующие ключевые моменты: история создания песни, рассказ о группе её исполняющей, музыкальное произведение в оригинале, литературный перевод песни на русский язык, музыкальное сопровождение, видеоклипы.

К современным технологиям относится и обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах. Одни студенты быстро «схватывают» все объяснения преподавателя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если ребята будут работать фронтально, то слабые студенты рискуют так и не понять, почему нужно выполнять задания так, а не иначе. Если работа будет организована индивидуально, то тем более слабые студенты не смогут самостоятельно разобраться в новом материале. В малых же группах, организуемых так, чтобы в каждой группе, состоящей из 3-4 человек, обязательно был сильный студент, средний и слабый, при выполнении одного задания на группу, учащиеся ставятся заведомо в такие условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результатах всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании, а также имеют возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Например, три текста – три группы.

1 этап – происходит деление на группы

2 этап – эксперты группы А работают над текстом №1, группы В – над текстом №2, группы С – над текстом №3.

Каждая группа подробно работает над текстом, а затем все возвращаются в свою домашнюю группу.

В группах эксперты обмениваются информацией по всем трем текстам. Контроль знаний – проверяется каждый ученик по любому тексту, независимо от того, над каким текстом он работал.

Таким образом, обучение в сотрудничестве способствует развитию каждого учащегося, развитию навыков взаимопомощи, студенты приобретают опыт работы в команде.

Сегодня особенно ценен рефлексивный подход в обучении. Рефлексия – это поворот студента на самого себя; самооценка, «чем я был» и «чем стал»; самоконтроль; саморегуляция. Рефлексия повышает внутреннюю мотивацию и вносит активный элемент в обучение. Студент должен перестать выступать в роли «объекта педагогического воздействия». Одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого студента, его постоянная работа над собой. Важно вырабатывать у студентов навыки самоанализа и анализа деятельности других людей. Какими способами я достигаю этого? Вот один из примеров. При защите проектов по теме «Города Великобритании» каждый студент получает матрицу оценивания выступления по следующим критериям: четкость и ясность изложения, выразительность речи, речевая грамотность, наличие компьютерной презентации, новизна, заинтересованность аудитории. При защите мультимедийных презентаций «Лучшие английские музыкальные хиты» были предложены следующие критерии: оригинальность сюжета, эстетическое оформление, речевая и орфографическая грамотность, наличие спецэффектов, музыкальное сопровождение, лучший литературный перевод.

Технология развития критического мышления является эффективным средством формирования исследовательской позиции учащихся. Необходимо учить студентов мыслить, критически анализировать полученную информацию. Наиболее эффективным приёмом, на наш взгляд, является чтение – разметка. Оно позволяет достаточно полно раскрыть смысл текста, а также сформулировать свою точку зрения на ту информацию, которая в нём содержится. В ходе чтения студенты выполняют следующую разметку.

Новое

Непонятно

Не согласен

!

?

Например, при чтении текста “Unhealthy side effects of computers” некоторые студенты выполнили задание следующим образом.

Новое

Непонятно

Не согласен

!

?

miscarriage

age-old back problem

Turn off overhead lights.

В заключение следует подчеркнуть, что современные педагогические технологии призваны выполнить государственный заказ, цель которого – реализация компетентностного подхода.

Список литературы:

  1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам - М.: АРКТИ 2000.

  2. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку// Иностранные языки в школе.-2005.-№8.-С.102-103.

  1. Рабочая программа краткосрочного повышения квалификации «Инновационные информационные технологии в обучении иностранному языку и культуре»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании требований Министерства образования и науки Российской Федерации к дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации научно-педагогических работников образовательных учреждений.
  2. «Использование информационных коммуникативных технологий при обучении иностранному языку»

    Документ
    В современном мире инновационный потенциал образования признан основным фактором развития культуры и технологического процесса. Новый социальный заказ общества обучать ИЯ как средству межкультурной коммуникации, формировать личность,
  3. Инновационные подходы в процессе обучения иностранным языкам как фактор повышения качества образования

    Документ
    За последние годы произошла существенная переоценка роли и места предмета «Иностранный язык» в содержании образования в российской школе. Все более осознается развивающий потенциал этого предмета, его огромная роль в решении задач
  4. Дидактические основы использования интернет технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «27» апреля 2007 г. в 13 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385 , Республика Адыгея, г.
  5. Ма при обучении иностранному языку в высшей школе материалы научно-практической конференции (6 октября 2005г.) Хабаровск Издательство хгту 2005 (1)

    Документ
    В сборнике представлены статьи участников межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой проблемам профессионального высшего образования, стратегиям обучения иностранному языку, вопросам лингвистики и переводоведения.
  6. Ма при обучении иностранному языку в высшей школе материалы научно-практической конференции (6 октября 2005г.) Хабаровск Издательство хгту 2005 (2)

    Документ
    Весь образовательный процесс в вузе должен быть построен так, чтобы как можно лучше подготовить сегодняшнего студента к будущей профессиональной деятельности.
  7. II. Новые педагогические технологии в обучении русскому языку в средней общеобразовательной школе

    Документ
    Основательные изменения, происходящие в системе образования конца ХХ – начала ХХI веков, связанные с гуманизацией, демократизацией, активным внедрением компьютерных технологий, оказывают заметное влияние на обучение в нашей стране
  8. Доклад посвящен описанию инновационных технологий при обучении иностранному (французскому) языку для студентов торгово-экономических специальностей.

    Доклад
    Доклад посвящен описанию инновационных технологий при обучении иностранному (французскому) языку для студентов торгово-экономических специальностей. Использование данных технологий способствует успешной реализации целей обучения данного
  9. «Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий»

    Реферат
    С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации.

Другие похожие документы..