Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян

Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т.В.

Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.


Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии, плоде и семенам; совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральнымчы объектами, микроскопами; способствовать формированию умений сравнивать изучаемые объекты, делать выводы
Воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе знаний связи строения и выполняемой функции. Осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.

Тип урока: изучение и первичное закрепление материала
МЕТОДЫ:
Словесный – рассказ с элементами беседы.
Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей, раздаточного материала (фиксированные цветки), иллюстраций учебника.
Практический – лабораторная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, модели, иллюстрации, , фиксированный материал, препаровальные иглы, лупы.
ХОД УРОКА:
УЧИТЕЛЬ: -
В: - Что вы изучали на предыдущем уроке?
В: - Что же такое побег?
О: - Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками.


УЧИТЕЛЬ: - У растений существует еще один видоизмененный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш глаз. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите? (Демонстрация слайда).

Деление органов на репродуктивные и генеративные
О: - Цветок.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы ...

Мы прослушали стихотворение о цветах, о цветах можно говорить бесконечно. Их красота вызывает только восхищение. Но мы должны помнить, что цветок - это не только красивый дар природы - это еще и орган размножения растений и необходимо бережно к нему относиться. Привычка людей собирать букеты приводит к бессмысленной гибели цветов и нужно знать меру.

Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад. Согласно дошедшим до нас историческим данным, первыми декоративными растениями были роза и лотос Изображения лотоса украшали колонны храмов и дворцов, были выбиты на египетских монетах. Цветок лотоса раскрывается 4 дня, постепенно изменяя свою форму и окраску лепестков. И в настоящее время лотос ценится как съедобное и пищевое растение. В течение нескольких тысячелетий его разводят в водоемах и даже на рисовых полях в Индии, Китае и Японии.

Цветы могут быть даже символами могущества и королевской власти. “Геральдическая лилия”, прообразом которой была вовсе не лилия, а ирис-касатик, украшала гербы и национальные флаги многих стран Европы. Как эмблема королевской власти во Франции лилия используется с X века, с XII века изображается на гербе и флаге французских королей. Изображение лилии было также на королевской печати и монетах.

Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же такое цветок и зачем он нужен растению?

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий пробег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями

В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок. Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков, в которых образуется пыльца, и тычиночной нити, по которой подводятся питательные вещества и вода. (Слайд 5). Женский половой орган – гинецей (пестик). Он состоит из рыльца, на которое должна попадать пыльца, выполняющего опорные функции столбика и завязи, содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена. Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники, которые выделяют сахаристый нектар.

Закрепление материала. Учащиеся отвечают на вопросы: Что такое пестик? Что такое тычинка?

Пестик ♀ – женская часть цветка. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь

Завязь – часть пестика, из которого образуется плод. Приложение 1

Тычинка ♂ – мужская часть цветка. Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку.

Дальше следует введение и отработка понятий: “простой и двойной околоцветник”, “обоеполые и раздельнополые цветки”, “правильные и неправильные цветки”, “формула цветка”.

1) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется двойным

2) Околоцветник, у которого все листочки около цветника более или менее одинаковы, называется простым Приложение 1

3) Цветки, у которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми.

4) Цветки, у которых есть только пестики или только тычинки, называются пестичными или тычиночными, или раздельнополыми

5) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то эти растения однодомные

6) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на разных растениях, то эти растения двудомные.

7) Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются правильными.

8) Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются неправильными

9) Формула цветка:

Л – лепестки,

Ч – чашечка,

Т – тычинка

П – пестик(и),

^ - неправильный цветок,

*- правильный цветок,

♀ - пестичные (женские цветки),

♂ - тычиночные (мужские цветки),

♂♀ - обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

Цифры – количество частей цветка

∞ - число частей цветка больше 12.

Лабораторная работа “Строение цветка”. Выполняется по инструктивной карточке


СОЦВЕТИЯ

Физминутка

- Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать угоститься яблочком с дерева.

Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко (встали)
Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно(руки на пояс)

- Садитесь, отдохнули? Давайте продолжим нашу работу.

Образование и классификация плодов . Работа с текстом учебника

Семя. Строение семени


УЧИТЕЛЬ: -Что же вы узнали сегодня на уроке?
- Давайте повторим.

Учитель диктует:

1. цветоножка;

2. пыльник;

3. тычиночная нить;

4. рыльце;

5. столбик;

6. завязь;

7. цветоложе;

8. чашелистик;

9. лепесток.

Отгадай загадки?

1.

О каких плодах ведется речь?
Было зеленое платье атласное
нет, не понравилось –
Выбрала красное.
Но надоело так же и это
Выбрала платье синего цвета.

(слива, плод костянка)

2.

На ветки – конфетки
С начинкой медовой
А кожа на ветке
Породы ежовой.

(крыжовник, плод ягода)

3.

Целый табун лошадей
На одной привязи.

(виноград, плод ягода)

4.

Формой яблоко иль груша
Этот плод приятно кушать
Ароматный, твердый с юга
Угощу таким я друга.

(айва, плод яблоко)

5.

Вкусны – оближешь пальчики
Оранжевые мячики
Но только в них я не играю
А неизменно их съедаю.

(апельсины, плод померанец)

6.

В желтеньком улье
Пчелки уснули.
Сбились в клубок
А в семках медок.

(дыня, плод тыквина)

7.

На жарком солнышке подсох
и рвется из стручков...

(горох, плод боб)

8.

Золотое решето –
Черных домиков панно.
Сколько черных домиков,
Столько беленьких жильцов.

(подсолнух, плод семянка)

А теперь, ребята, давайте сравним семя фасоли с семенем зерновки пшеницы. Итак, что же у них общего? (Общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура у однодольных срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Рефлексия

На дом Изучить раздел 6 до конца; подготовить тестовое задание на следующий урок; подготовить сообщение об использовании человеком семян различных растений

  1. Программа по английскому языку «enjoy english»

    Программа
    Примерная программа по английскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных
  2. Основная образовательная программа начального общего образования моу славянская сош

    Основная образовательная программа
    Данная основная общеобразовательная программа начального общего образования разработана коллективом педагогов МОУ Славянская СОШ, рассмотрена и принята педагогическим советом школы.
  3. Бугаев А. Ф. – Глобальная экология.

    Книга
    В монографии изложены научно-методологические основы глобальной экологии, которая изучает экосистему "планета-человечество" и пути ее эволюции.
  4. Книга 3 "Между двух революций"

    Книга
    А вот его горб". Самосознание напряженно работает над причинами собственных крахов; в анализе я могу ошибаться; например, степень гнева в полемике против Блока, Чулкова и Городецкого - зависела от искривления жестов; но что
  5. Андрей Белый Между двух революций Воспоминания в 3-х книгах (1)

    Книга
    А вот его горб". Самосознание напряженно работает над причинами собственных крахов; в анализе я могу ошибаться; например, степень гнева в полемике против Блока, Чулкова и Городецкого - зависела от искривления жестов; но что
  6. Андрей Белый Между двух революций Воспоминания в 3-х книгах (2)

    Книга
    А вот его горб". Самосознание напряженно работает над причинами собственных крахов; в анализе я могу ошибаться; например, степень гнева в полемике против Блока, Чулкова и Городецкого - зависела от искривления жестов; но что
  7. Ольга Викторовна вишнякова

    Литература
    Основное назначение книги — представить в сконцентрированном, упорядоченном виде двучленные группировки одно­корневых созвучных слов — паронимов (типа: мелодика мелодия, добровольный добровольческий, ныне нынче), иногда непреднамеренно
  8. Словари, справочники, толкователи (2)

    Интернет справочник
    В словарный запас русского языка входит целый ряд лексических категорий, одной из которых являются паронимы (от греч. para «возле, рядом» + onyma «имя»).
  9. Словари, справочники, толкователи (3)

    Интернет справочник
    Значения компонентов паронимической пары характеризуются тем, что не совпадают (как у синонимов), не противополагаются (как у антонимов), их внешний вид (оболочка) не накладывается один на другой (как у омонимов).

Другие похожие документы..