Региональный доклад по проекту «мониторинг ситуации с дискриминацией прав женщин в россии». Ставропольский край введение Характеристика социально-демографической ситуации в Ставропольском крае Численность постоянного населения на конец 2001 года

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД ПО ПРОЕКТУ «МОНИТОРИНГ СИТУАЦИИ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ». СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ

Введение

Характеристика социально-демографической ситуации в Ставропольском крае

Численность постоянного населения на конец 2001 года составила 2654.2 тыс. человек, в том числе

- МУЖЧИН – 1241.5, или 46.8%;

- ЖЕНЩИН –1412.7, или 53.2%.

В том числе трудоспособного возраста - всего: 1543,8 чел, в том числе

  • МУЖЧИН – 775.7 тыс. чел., или 50,2%;

  • ЖЕНЩИН – 768.1 тыс. чел., или 49.8%.

В том числе пенсионного возраста:

  • МУЖЧИН –200500 чел., или 37.6%;

  • ЖЕНЩИН – 331900 чел., или 62.4%.

Доля детей в населении края составляет 24%, в том числе :

МАЛЬЧИКОВ - 330656, или 52%;

ДЕВОЧЕК - 305544, или 48%.

Распределение населения по образованию

(данные государственного комитета статистики

по Ставропольскому краю)

Уровень образования на 1000чел.

высшее

Среднее

Количество студентов, учащихся

Обще-обра-зоват. школы

ПТУ

техникумы

ВУЗ

Кол-во д/са-дов

Кол-во детей в д/садах

Т.чел.

Города края

1424

2769

146,7

16.6

31.7

64.2

257

37,0

Сельская местность

1319

6552

224,3

10,6

4.4

-

597

42.6

Всего по краю

2743

9321

371.0

27.2

36.1

62.4

854

79.6

:

К сожалению, ни государственный комитет по статистике, ни министерство образования не располагают развернутыми данными, дифференцированными по половому признаку, характеризующими образованность населения.

Общая картина уровня образованности трудоспособного населения выглядит таким образом:

Высшее: Среднее:

МУЖЧИНЫ – 18,4%; МУЖЧИНЫ –28,4%;

ЖЕНЩИНЫ – 22.1%; ЖЕНЩИНЫ – 37.7%

Занятость в производстве: Все трудоспособное население края составляет 1мл.512тыс.894 чел, в том числе женщины: 745857 чел., или 49.3% мужчины – 767037 тыс. чел, или 50.7%.

  • в промышленности – около 30%;

  • в сельском хозяйстве – 45835 чел., или 34.1%;

  • в сфере обслуживания – 46 %.

Распределение населения по отраслям и доходам:

Соотношение количества женщин и мужчин в отраслях экономики и их заработных плат (начисленных)

Отрасли экономики

Среднемесячная зарплата

Отноше-ние зарплаты мужчин к зарплате женщин, %%

Наименование отрасли

Численность работающих

МУЖЧИНЫ

ЖЕН-ЩИНЫ

Жен-щины

Муж-чины

Всего на предприятиях и организациях края, в т.ч.

50957,7

51983

1787, 0

1232,6

145.0

Промышленность

45360

116640

2884.7

1884.1

153.1

Сельское хозяйство

45835

88578

749.9**

565.0**

132.7

Транспорт и связь

22000

49000

2471.3

1985.5

124.5

Связь

*

*

2504.5

1577.7

158.7

Строительство

21489

52611

2129,4

1769.5

120.3

Торговля, общ. питание,

22110

10890

1601.6

1215.3**

131.8

ЖКХ, бытовое обслуживание

20976

24624

1805.1

1387.7

130.1

Здравоохранение, физкультура, соц. обеспечение

62976

13824

1303.2

1004.4**

129.7

Образование

90720

22680

1153.0**

812.4**

141.9

Культура и искусства

*

*

1000.0**

783.4**

127.6

Наука

*

*

1983.1

1711.0

115.9

Финансы, кредит, пенсионное обеспечение

7313

2987

4392.0

4008.7

109.6

Органы управления: ВСЕГО

31382

12818

2321.2

2233.3

103.9

Примечания:
1. Количество работающих (*) входит в состав предыдущей группы.
  1. Показатели, отмеченные значком (**), относятся к значениям средней заработной платы, размер которой ниже величины прожиточного уровня.

Нетрудно заметить, что размер заработной платы с размером ниже прожиточного уровня относится к отраслям, где работают преимущественно женщины.

Данные о количестве государственных служащих в крае предоставлены Управлением кадров Правительства Ставропольского края, согласно выводам которого, совпадающим с нашими выводами, по данным 2001 года заметна тенденция к снижению удельного веса женщин в общей численности государственных служащих. В 1997 году женщин было больше, чем мужчин в 2.6 раза, а в 2001 году – в 2.4. раза. Особенно эти данные разнятся на районном уровне власти. По сравнению с 1997 годом количество мужчин-госслужащих сократилось на 25%, а женщин – на 33%. На краевом уровне ситуация обратная: за тот же период численность женщин увеличилась в 1.8 раза, а мужчин – в 1.3 раза.

В то же время по различным неофициальным данным: мониторинг, интервью, социологическим опросам, публикациям в прессе очень четко вырисовывается картина «двух пирамид»: женская пирамида количества занятых направлена вершиной вверх, а мужская – вниз. Общее количество женщин в определенных отраслях, в том числе в управленческих структурах значительно превышает количество мужчин, а примерно на 1/5 высоты пирамиды от ее вершины их количество резко падает, а в самой вершинной части женщин практически нет.

Характерны показатели средней заработной платы женщин и мужчин по отраслям экономики. Наибольшая доля женщин занята на низкооплачиваемых должностях, но так как отсутствуют достоверные данные о распределении их доходов в зависимости от служебного положения, усредненные данные о размере заработков не могут достаточно полно иллюстрировать картину неравенства в оплате труда.

К сожалению, такие статистические показатели, как уровень доходов, образованность населения, размер пенсий, участие в приватизации, доступ к образованию и другие очень красноречивые показатели статистикой по половому признаку не дифференцируются, что не позволяет вырисовать четкую картину положения женщины в различных сферах жизни нашего общества. При этом статистики ссылаются на заказчиков – ведомства, а ведомства – на инструкции вышестоящих органов и отсутствие потребности иметь такие данные. Еще в качестве доводов против разделения данных по женскому и мужскому населению приводятся соображения экономии государственных средств.

Если в ведомственной статистике органов здравоохранения и социальной защиты часть данных все-таки дифференцируется по половому признаку, то в системе учета министерства образования Правительства края эти данные подаются на категорию «учащиеся», а в министерстве экономики – «трудящиеся».

Ознакомление с системой учета, отчетности государственных учреждений приводит к выводу, что государственные институты, равно как и чиновники в большинстве своем не проявляют интереса к показателям относительно их принадлежности к тому или иному гендеру, а поэтому их решения и действия не могут способствовать выравниванию прав и возможностей женщин и достижению равноправия полов.

Несмотря на неполноту официальных статистических данных картина неравного положения женщин в российском обществе, в том числе в Ставропольском крае, вырисовывается вполне определенная, и она дополняется и подтверждается данными, которые приводятся в публикациях в местной прессе, данными анкетирования депутатов, чиновников, женщин, подвергающихся дискриминации, а также работодателей, подвергающих дискриминации женщин при приеме на работу и т.д. В процессе работы над данным материалом нам не пришлось услышать утверждения о том, что в Ставропольском крае права женщин соблюдаются полностью, ни от одного лица – официального или частного.

  1. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002. 303 с. Редакционная коллегия

    Реферат
    Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2 -2001 годы / Министерство образования Российской Федерации.
  2. Сборник региональных докладов (2)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр», адрес: Приморский край, г.
  3. Доклад совета федерации (2)

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2007.
  4. Доклад совета федерации (5)

    Доклад
    Настоящая книга открывается предисловием Председателя Совета Федерации, представившего 21 февраля 2007 года Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года "О состоянии законодательства в Российской
  5. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за январь-февраль 2011 года

    Документ
    12.Поездка Рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе в Дагестан в рамках проекта «Мир Кавказу»……….
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  7. Доклад совета федерации (1)

    Доклад
    § 5. Законодательство Российской Федерации по вопросу оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: качество и тенденции правоприменения 217
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  9. Доклад совета федерации (3)

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.

Другие похожие документы..