Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УДК 374.3

гос. регистрацииИнв. № 21

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по НР и РСФ

профессор, доктор техн. наук

Е.Е. Нечаев

«___» декабря 2010г.

О Т Ч Е Т

по договору № 75 от 026.11.2010

на выполнению цикла мероприятий по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг

Мероприятие 75.2:

Разработка научно-методического обеспечения для создания на базе МГТУГА образовательных структур для обучения лиц с ограниченными возможностями

Раздел 75.2.1:

Разработка теоретико-методологического обоснования создания на базе МГТУГА системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями для получения ими дополнительного образования, способствующего развитию личности, реализации творческих потребностей

Научный руководитель цикла мероприятий

проф., д.ю.н. Б.П. Елисеев

Ответственный исполнитель цикла мероприятий

проф., д.ф.-м.н. А.И. Козлов

Научный руководитель мероприятия 75.2.

проф., д.ф.н. О.Д. Гаранина

Заместитель научного руководителя мероприятия 75.2.

проф., д.т.н. А.В. Самохин

Руководитель научно-образовательного

коллектива раздела 75.2.1.

проф., д.ф.н. О.Д. Гаранина

Москва 2010г.

Коллектив исполнителей работ по разделу 75.2.1

Научно-образовательный коллектив

1. Руководитель коллектива -

    проф., д.ф.н., Гаранина О.Д.

2. доц., к.и.н. Бакланова И.С. ,

3. проф., д.ю.н. Елисеев Б.П. ,

4.  Козлова Е.Н.

5. доц., к.э.н. Купрюхина Л.И. .

6. проф., д.т.н. Машошин О.А.

7. доц., к.э.н. Меланин В.А.

8. проф., д.т.н. Чинючин Ю.М.

К выполнению организационной работы (сбор информационной и статистической информации, подбор литературы, оформительская работа, расчет заработной платы и т.д.) привлекались также

1. Вирвич О.А.,

2. Иванина В.А.,

3. Коротков В.А.,

4. Кузнецова Е.А.

5. Тумарева О.Э.,

Реферат:

Разработано теоретико-методологическое обоснование создания на базе МГТУГА системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями для получения ими дополнительного образования, способствующего развитию личности, реализации творческих потребностей. Определены особенности дистанционного обучения, систематизирован опыт дистанционного обучения в российских вузах, представлены технологии дистанционного обучения.

стр. 206, литература 27 наименований.

Ключевые слова:

Дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, формы дистанционного обучения, дистанционное обучение лиц с ограниченными возможностями.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Коллектив исполнителей по разделу 75.2.1……………………………..

Реферат…………………………………………………………………….

Оглавление……………………………………………………………..…

Введение………………………………………………………………….

1. Анализ содержания, основных направлений и форм дистанционного обучения в учебных заведениях РФ……………………………………..

1.1. Общая характеристика дистанционного образования…………….

1.2. Состояние развития дистанционного обучения за рубежом и в России……………………………………………………………………….

1.3. Характерные черты и принципы дистанционного образования……

1.4. Формы организации ДО……………………………………………….

2. Систематизация технологий дистанционного обучения и разработка НИМ по их применению в обучении лиц с ограниченными возможностями………………………………………………………………

2.1. Организационно-методические модели дистанционного обучения (ДО)……………………………………………………………………………

2.2. Организационно-технологические модели ДО………………………..

2.3. Технологии дистанционного обучения в вузе………………………..

2.3.1. Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа………………………………………………………………….

2.3.2. Методы дистанционного университетского образования………..

2.4. Специфика традиционных форм учебного процесса, применяемых в дистанционном обучении…………………………………………………..

2.5. Технология учебного занятия в дистанционном обучении………….

2.6. Реализация концепции виртуальной образовательной среды как организационно-техническая основа дистанционного обучения (на примере МЭСИ) …………………………………………………………….

2.7. Дистанционное  обучение  для  лиц с ограниченными возможностями. …………………………………………………………….

2.7.1. Особенности организации дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями…………………………………………….

2.7.2. Адаптационные проблемы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями…………………………………………..

3.Разработка НИМ по применению дистанционного обучения в средней школе…………………………………………………………………………

3.1. Проблемы организации дистанционного обучения в средней школе……………………………………………………………………….

3.2. Опыт дистанционного обучения в российских школах……………..

3.3. Дистанционное обучение или традиционное: что предпочтительнее?.......................................................................................

3.4. Контроль знаний в дистанционном обучении ……………………..

3.5. Самостоятельная работа учащихся в курсах дистанционного обучения. ………………………………………………………………….

3.6. Представление содержания дистанционного курса ……………….

4. Систематизация опыта научно-методических разработок вузов по дистанционному обучению лиц с ограниченными

возможностями………………………………………………………………

4.1. Направления дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями в Московских вузах………………………………………

4.2. Опыт дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями в российских вузах............................................................

Заключение…………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………….

Приложение. Рекомендациипо организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучениина дому, в субъекте Российской Федерации (Протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 20 мая 2009 г. N АЖ-П12-33пр.) …………………………..

2

3

4

6

10

10

21

34

61

66

68

84

89

97

113

120

128

128

133

138

138

142

151

158

160

163

167

167

171

194

197

198

ВВЕДЕНИЕ

Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.

Нетрудно представить себе следующие категории лиц, которые остро нуждаются в образовательных услугах, но не имеют возможности получить их традиционным способом в рамках сложившейся образовательной системы. К ним относятся, в первую очередь:

-выпускники школ, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров и другим причинам;

-лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;

-специалисты уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;

-лица, готовящиеся к поступлению в вузы;

-студенты, стремящиеся получить второе параллельное образование;

-лица, специфика работы которых не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий;

-лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях и др.категории населения.

Однако, как известно, никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

Выход заключается в поиске новых форм образования. Одной из них явилось дистанционное обучение (ДО). Являясь следствием объективного процесса информатизации и вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО войдет в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма образования. Несомненно, что ДО в настоящее время представляет инновационную форму и технологию образования, и, следовательно, нуждается в глубокой теоретической проработке.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.

В последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания -каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и этот период сократится до 1,5-2 лет. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 40-60% быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний, что дает возможность сокращать сроки обучения в ВУЗах).

Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого ВУЗа сегодня таковы, что они во многом не зависят от того, дневная ли это форма обучения, или заочная, или удаленная. Если знания, весь учебный материал, вся его дидактическая составляющая оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в аудиторию (соответственно оснащенную), то ли находящемуся за пределами учебного заведения пользователю.

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. После принятия в 1994г. Концепции создания и развития единой системы ДО в России количество вовлеченных в нее образовательных учреждений стремительно растет. Если год назад их было несколько десятков, то сейчас более сотни. Для развития и координации усилий в области ДО созданы руководящие органы в Министерстве образования и науки РФ, Евразийская Ассоциация ДО, Ассоциация Международного образования, принята Концепция создания и развития Системы ДО РФ и проведен ряд других мероприятий.

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой XXI века. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Это фаза общения, фаза трансфера информации и знаний. Обучение и работа сегодня - синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование -это и есть открытое образование. Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Дистанционное обучение вошло в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования, реализуемая в Российской Федерации, основывается на высокой социальной значимости дистанционного образования, учете сформировавшихся потребностей в нем и наличия у России необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциала и финансовых возможностей. Под дистанционным образованием в настоящей концепции понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

Высшей целью создания и развития системы дистанционного образования (СДО) является предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами равных образовательных возможностей, а также повышение уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, центров повышения квалификации, других образовательных учреждений. Термин "дистанционное обучение" означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, что учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

СДО позволит обучающемуся получить как базовое, так и дополнительное образование по его основной деятельности. В конечном итоге создаваемая СДО направлена на расширение образовательной сети в России, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.

ЭТАП I 

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (1)

    Документ
    Разработка инновационных информационно-образовательных технологий, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса и повышение качества обучения учащихся образовательных учреждениях общего и профессионального образования г.
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    К выполнению организационной работы (сбор информационной и статистической информации, подбор литературы, оформительская работа, расчет заработной платы и т.
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    Разработка структуры, содержания и образовательных материалов материалов для формирования электронной «Энциклопедии школьника» по гуманитарным предметам и информационным технологиям для повышения качества подготовки учащихся образовательных
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (3)

    Документ
    Разработка структуры, содержания и образовательных материалов материалов для формирования электронной «Энциклопедии школьника» по гуманитарным предметам и информационным технологиям для повышения качества подготовки учащихся образовательных
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)

    Документ
    Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ

Другие похожие документы..