Монография посвящена вопросам появления и дальнейшей институционализации радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе в постсоветский период,

Деколонизация в середине ХХ века вернула мусульман к власти во многих странах, став провозвестницей обещания построения истинно исламских государств. Например, Создание Пакистана на Индийском субконтиненте основывалось на мнении, что настоящие мусульмане не могут жить под правлением неверных индусов. Однако новые мусульманские лидеры избрали стратегию имитации их идеи о секуляризме, общественном суверенитете, национализме, правах женщин и конституционализме, что привело к прямому конфликту с салафитами, поднявшими вопрос об их легитимности как мусульманских лидеров. Эта оппозиция мусульманским лидерам со стороны политических салафитов создала взрывоопасную ситуацию. Ответом государства стала непоследовательная политика, которая колебалась от компромисса до репрессий. Подобная стратегия мирного салафитского реформирования сохранилась и поныне в Египте, Марокко и Пакистане, но была подавлена во многих других странах.

Новая страница в истории исламистского радикализма, характеризующаяся переходом к террористическим методам борьбы, открывается с созданием в пакистанском Пешаваре в разгар войны в Афганистане «Бюро услуг» или «Мактаб аль-Хидмат» - организации, занявшейся переправкой в Афганистан из арабских стран добровольцев для участия в «священной войне». Создателями «Бюро» были два убежденных исламиста - представитель палестинских «Братьев-мусульман» в Пешаваре шейх Абдалла Аззам и саудовский миллионер Усама бен Ладен, который и осуществлял финансирование данной организации. Отделения «Бюро» впоследствии были созданы во многих странах мира, включая Западную Европу и США. Считается, что в Афганистане прошли обучение около 10 тыс. моджахедов, большинство из которых были не афганцами, а выходцами из Саудовской Аравии, Алжира, Египта, Йемена, Пакистана, Судана и других мусульманских стран.

После поражения Советского Союза в 1988 г. Усама бен Ладен (уничтожен в мае 2011 г.) создал в Афганистане новую организацию под названием «Аль-Каида» («База», «Основа»), целью которой было формирование всемирной арабской армии и распространение «джихада» на другие страны мира. «Аль-Каида» является авангардом мирового террористического движения и наиболее ярким классическим примером его институционализации.

В 1989 году суданский режим, во главе которого находились военная хунта и организация исламских фундаменталистов под названием «Национальный исламский фронт», пригласил бен Ладена переехать в Судан. В 1990 году он послал туда своих представителей, а сам приехал в эту страну в середине 1991 года. Бен Ладен оказывал Судану помощь, финансируя строительство дорог и оплачивая военные расходы правительства, которое вело борьбу против сепаратистов на юге страны. Взамен он получил возможность беспрепятственно открывать в Судане коммерческие предприятия и создавать инфраструктуру для поддержки терроризма.

К 1992 году бен Ладен замыслил нападение на США. По его словам, экстремисты, выбиравшие в качестве мишеней местных правителей или Израиль, шли недостаточно далеко: они не пытались «ранить змею в голову», - то есть напасть на Соединенные Штаты. Бен Ладен также заявлял, что США не только поддерживают Израиль, но и помогают остаться у власти репрессивным арабским режимам, не хранящим верность исламу. После войны в Персидском заливе бен Ладен резко выступал против американского военного присутствия в Саудовской Аравии, считая его осквернением священной мусульманской земли.

В Судане бен Ладен продолжил строительство «Аль-Каиды», начатое им в Афганистане. «Аль-Каида» стала составлять списки своих приверженцев и разработала структуру «комитетов», руководивших разными направлениями работы, такими как обучение террористов, поиск потенциальных мишеней для терактов, финансовые операции и вынесение постановлений, - само собой, основанных на законах шариата, - которые оправдывали действия «Аль-Каиды».

В эту структуру входили60:

«Шура», или Консультационный Совет - узкий круг близких соратников бен Ладена, большинство из которых находились с ним в тесных отношениях еще со времен Афганистана;

«Шариа» и Политический комитет, отвечавшие за издание «фатв» - постановлений, основанных на законах шариата и предписывающих или оправдывающих определенные действия, включая убийства;

Военный комитет, ответственный за выбор потенциальных мишеней, разработку и осуществление операций и управление тренировочными лагерями;

Финансовый комитет, ответственный за сбор средств, финансирование тренировочных лагерей, оплату проживания, расходов, поездок членов сети и движение финансовых потоков, необходимых для проведения операций;

Комитет иностранных закупок, отвечавший за приобретение оружия, взрывчатых веществ и оборудования;

Комитет безопасности, отвечавший за защиту членов сети, сбор разведывательной информации и контрразведку;

Комитет информации, отвечавший за ведение пропагандистской работы.

Не стоит думать, что эта структура отражала цепочку командования при организации каждой конкретной террористической операции. С ее помощью осуществлялась общая координация действий «Аль-Каиды», в том числе и обеспечение материальной поддержки терактов. Но как только принималось решение о проведении конкретной акции, ее организация поручалась засекреченной ячейке «Аль-Каиды», состоявшей из тщательно отобранных членов сети. Такую ячейку всегда возглавлял один из высокопоставленных боевиков «Аль-Каиды», подчинявшийся лично бен Ладену.

Взяв «Аль-Каиду» за основу, бен Ладен попытался создать более многочисленную исламскую армию, в которую вошли бы террористические группы из Египта, Ливии, Алжира, Саудовской Аравии, Омана, Туниса, Иордании, Ирака, Ливана, Марокко, Сомали и Эритреи. Не все террористические группировки, действовавшие этих странах, согласились сотрудничать с «Аль-Каидой», но в каждой стране появилась как минимум одна группа, присоединившаяся к бен Ладену. Так в лице этого исламского объединения, при наличии многонационального совета, готового преследовать общие цели, координировать выбор мишеней и централизованно распределять средства, сотрудничество различных террористических групп вышло на принципиально новый уровень61.

На сегодняшний день она включает в себя множество других террористических группировок, которые сотрудничают в проведении своих операций и вместе пользуются широчайшей базой поддержки. Салафитская идеология обосновывает идеологическую миссию организации, устанавливает цели и определяет тактику. Необходимо отметить, что отличительной чертой салафитского движения от других террористических движений является направленность насилия на правительства и население немусульманских стран в продвижении салафитских задач.

«Аль-Каида» родилась по воле отнюдь не обездоленных людей. Она была взращена среди группы арабских исламистских экстремистов, прежде всего саудовского происхождения, представляющих группу миллионеров, которые распределяли средства спонсоров, в том числе и ряда западных спецслужб, направляемые на поддержку афганских моджахедов, воевавших с советскими войсками после 1979 года.

После ухода из Афганистана советских войск бен Ладен вернулся в Саудовскую Аравию, где вскоре выступил с резким осуждением присутствия на «священной земле ислама» американских войск в период войны в Заливе. За призыв населения к восстанию против «лицемерного» королевского режима он был в 1994 г. лишен саудовского подданства и выслан из страны. После краткого пребывания в Судане бен Ладен в 1996 г. вернулся в Афганистан, где тогда у власти утверждалось движение «Талибан». Во времена господства в этой стране талибского режима, опиравшегося на схожие идеологические принципы, «Аль-Каида» разместила в этой стране несколько тренировочных лагерей, в которых прошли обучение около 20 тыс. рекрутов из различных стран мира, большинство которых вернулись затем домой. Ранее бен Ладен создавал тренировочные лагеря в Сомали и Судане, а также в Чечне и Косово.

С того момента, как «Аль-Каида» закрепилась в Афганистане, она существовала благодаря правильно организованной сети сборщиков пожертвований и денежным переводам от различных исламских спонсоров. Члены сети собирали пожертвования от финансовых доноров, в основном в странах Персидского залива и в особенности в Саудовской Аравии, причем часть спонсоров даже не знали, на что дают деньги. Кроме этого, некоторые имамы в мечетях, также в основном в Персидском заливе, отдавали «Аль-Каиде» средства, собранные у прихожан в виде обязательного пожертвования – «заката». Также сотрудники некоторых благотворительных фондов за взятки перечисляли средства на счета «Аль-Каиды». Члены сети или проникали в отделения больших международных благотворительных организаций, страдавших от недостатка внешнего и внутреннего контроля, или брали под свой контроль небольшие благотворительные фонды, получая доступ к их банковским счетам. Бен Ладен также использовал свою финансовую сеть для организации тренировочных лагерей и покупки оружия для арабских бойцов. Люди, прошедшие подготовку в этих лагерях, воевали на стороне самых влиятельных афганских полевых командиров, сражавшихся против СССР.

Сегодня «Аль-Каида» – это сеть из многих фундаменталистских организаций в разных странах, которые используют террор для достижения политических целей. В нее входят группы египетских исламистов (Аль-Гамая, Аль-Ислами и египетский Аль-Джихад). Сюда же примыкают пакистанское общество ученых богословов, партизанское движение в Кашмире, движение джихад в Бангладеш, афганское крыло комитета «Совет и реформа», ранее возглавляемое ранее Усамой бен Ладеном. Каждая из этих организаций обладает свободой действий и определяет свои задачи независимо от других. Кооперация между ними осуществляется только на уровне тех, «кто носит с собой оружие», а это всего лишь один из организационных уровней каждой группы. Их главной задачей является свержение «еретических правительств» в соответствующих странах и установление режимов, действующих по законам шариата. Аль-Каида, она же «Исламская армия освобождения святынь», насчитывает несколько тысяч боевиков, которые взаимодействуют с другими суннитскими экстремистскими группировками62.

Уникальность «Аль-Каиды» заключается еще и в том, что она смогла подчинить или объединить множество террористических групп, доселе действовавших независимо друг от друга. В феврале 1998 г. бен Ладен объявил о создании «Всемирного исламского фронта борьбы против иудеев и крестоносцев», в который вошло несколько арабских и пакистанских террористических организаций. К их числу относятся «Египетский Исламский Джихад», египетская «Джамаа Исламийа», «Ливийская Исламская Боевая Группа», йеменская «Исламская Армия Адена», кашмирские «Лашкар-и-Таиба» и «Джаиш-и-Муххамед», «Исламское Движение Узбекистана», алжирские «Салафистская группа Проповеди и джихада» и «Вооруженная Исламская Группа», малайзийско-филиппинская «Абу Сайяф» и некоторые другие.

Как выяснилось после взрывов в Стамбуле в ноябре 2003 года, к пулу «Аль Каиды» также примкнули турецкие «Исламские Великие Всадники Востока» и «Бригады Абу Хафса Аль-Масри». Примечательно, что в последнее время многие террористические группировки после совершения ими очередных терактов заявляют о своей причастности к «Аль-Каиде». Это, по всей видимости, их своеобразный пиар. Впрочем, как отмечают лидеры джихада, «хочешь быть Аль-Каидой, будь ей».

Ныне предполагается, что «Аль-Каида» имеет «спящие» ячейки и союзные организации более чем в 100 странах мира. Наиболее сильные европейские подразделения были созданы в Германии, Италии и Испании. «Аль-Каида» имеет налаженные деловые связи с контрабандистами и торговцами оружием. Одним из источников дохода «Аль-Каиды» наряду с пожертвованиями была торговля африканскими алмазами и афганскими наркотиками.

«Аль-Каида» обладает простой и популистской программой: она выступает за ограничение тлетворного влияния Запада, за замену коррумпированных режимов мусульманских государств фундаменталистскими исламскими режимами. В идеале все мусульмане мира должны жить в одной стране – Халифате с шариатской формой управления, основанной на божественном Коране. По их мнению, исламская демократия, базирующаяся на божественных заповедях, а не законах, созданных людьми, по определению более справедливая.

С того момента, как «Аль-Каида» закрепилась в Афганистане, она существовала благодаря правильно организованной сети сборщиков пожертвований и денежным переводам от различных исламских спонсоров. Члены сети собирали пожертвования от финансовых доноров, в основном в странах Персидского залива и в особенности - в Саудовской Аравии, причем часть спонсоров даже не знали, на что дают деньги. Кроме этого, некоторые имамы в мечетях, также в основном в Персидском заливе, отдавали «Аль-Каиде» средства, собранные у прихожан в виде обязательного пожертвования – «заката». Также сотрудники некоторых благотворительных фондов за взятки перечисляли средства на счета «Аль-Каиды». Члены сети или проникали в отделения больших международных благотворительных организаций, страдавших от недостатка внешнего и внутреннего контроля, или брали под свой контроль небольшие благотворительные фонды, получая доступ к их банковским счетам. Собранные для «Аль-Каиды» средства перемещались с помощью «хавалы» - древней неформальной системы денежных переводов, основанной на доверии63.

«Аль-Каида» за последнее десятилетие стала одной из самых мощных и известной террористической организацией. Террористическую сеть, созданную Усамой бен Ладеном, впервые в современной истории, фактически признали полноценным военным противником мощнейшие государства мира.

«Палестинское движение сопротивления» (ХАМАС) также, как и Аль-Каида», организовано по сетевому признаку, не имеет четко выраженной иерархии, практикует делегирование полномочий по принятию решений независимо действующим и разбросанным по всему миру ячейкам, между которыми создаются временные горизонтальные связи. По данным органов безопасности Палестинской автономии, существует более десяти групп и фракций ХАМАС, не имеющих централизованного оперативного руководства, самостоятельно планирующих и осуществляющих свои акции.

Ячейки ХАМАС действуют в мечетях и исламских культурных центрах, где проводят набор новых членов, собирают необходимые средства и распространяют пропагандистские материалы. ХАМАС имеет собственные разведывательную и контрразведывательные службы. При содействии первой вербуется агентура в палестинских организациях, поддерживающих Я. Арафата, а также среди палестинцев, постоянно работающих на территории Израиля. Разведывательная служба занимается также созданием конспиративных ячеек в зарубежных странах, в которых имеются общества мусульман-эмигрантов из ближневосточных стран.

Нелегальные ячейки ХАМАС выявлены также в некоторых странах Латинской Америки. Наиболее активно одна из них действует в зоне, расположенной на стыке границ Бразилии, Аргентины и Парагвая. Установлены также ячейки ХАМАС в США, где официально функционирует более 300 культурно-религиозных организаций мусульман.

90 процентов финансовых расходов ХАМАС покрывается взносами его членов, сторонников и спонсоров из числа местных палестинцев. 10 процентов составляют поступления из-за рубежа, главным образом из Ирана, Сирии, Катара, Саудовской Аравии, Иордании. Также финансовую помощь и оружие ХАМАС получает от ливанской исламской организации «Хезболлах», которая в свою очередь снабжается оружием и деньгами спецслужбами Ирана и Сирии.

Палестинский «Исламский джихад» (ИД) - исключительно конспиративная, полувоенная организация, возникла в 1987 г. в результате объединения нескольких разрозненных группировок, часть которых придерживалась взглядов транснациональной религиозной организации «Братья-мусульмане». ИД, как и ХАМАС, состоит из приверженцев суннитского толка в исламе.

Непосредственно подбором, подготовкой и использованием смертников занимается военное крыло ИД, известное под названием «Бригада мучеников Аль-Аксы». Родственники погибших смертников получают денежное вознаграждение в размере 600-1000 долларов США. Деньги на эти цели поступают от исламских благотворительных обществ и спецслужб Ирана и Ирака64.

  1. Террористические исламистские религиозно-политические организации на северном кавказе: институционально-политологический подход

    Диссертация
    Защита состоится «23» декабря 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г.
  2. Современная геополитическая ситуация на северном кавказе: проблемы региональной геостратегии россии Отв редактор И. П. Добаев Ростов-на-Дону Издательство скнц вш 2007

    Документ
    Магарамов Э.М. Современная геополитическая ситуация на Северном Кавказе: проблемы региональной геостратегии России / Отв. ред. И.П. Добаев. – Ростов-на-Дону: Издательство _СКНЦ ВШ, 2007.
  3. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «12» октября 2009 года в 13 часов 00 мин. на заседании совета Д 212.101.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  4. Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.14 в ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 117606, Москва, пр.
  5. Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации (2)

    Автореферат диссертации
    Диссертационная работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  6. Монография посвящена новому направлению в науке, лежащему на стыке социологии, психологии и юриспруденции. Вней рассматриваются природа и механизмы конфликтов, их виды, а также юридические средства их разрешения и предотвращения.

    Монография
    Монография посвящена новому направлению в науке, лежащему на стыке социологии, психологии и юриспруденции. В ней рассматриваются природа и механизмы конфликтов, их виды, а также юридические средства их разрешения и предотвращения.
  7. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008

    Учебное пособие
    Вагабов М.В. – руководитель Центра исламских исследований при Дагестанском государственном университете, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан.
  8. Гурия Абдулкадыровна Мурклинская

    Документ
    Гурия Абдулкадыровна Мурклинская (1960 – 01.12.2010) - известный ученый, автор двух монографий. Смелая и талантливая журналистка, не боявшаяся писать на острые и взрывоопасные темы.
  9. В. Н. Иванов (зам директора Института социально-политических исследований Российской Академии Наук)

    Список учебников
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки, — политическому

Другие похожие документы..