Монография посвящена вопросам появления и дальнейшей институционализации радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе в постсоветский период,

В приведенной классификации рассмотрены только так называемые «главные институты», самые важные и в высшей степени необходимые, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются характерными для всех типов цивилизаций.

Несмотря на большое разнообразие существующих классификаций социальных институтов, что обусловлено различными критериями деления, почти все исследователи как самые важные выделяют два вида институтов - экономические и политические. Это связано с тем, что значительная часть ученых считает, что институты экономики и политики оказывают наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе.

В рамках заявленной темы диссертационного исследования наибольший интерес представляют два вида социальных институтов: политические и религиозные, а также религиозно-политические.

В политологии политический институт – комплекс принципов и норм, формальных и неформальных правил, регулирующих процессы в сфере политики; это устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе. Политические институты выступают в форме политических организаций и учреждений (государственных, партийных и т.д.). Определением политического института может также выступать модель человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретая, таким образом, характер стабильных, устойчивых и сплоченных29.  

М. Дюверже в определении политических институтов был близок к классическим институционалистам, обозначая этим термином совокупность идей, верований, обычаев, составляющих упорядоченное и организованное целое (брак, семья, выборы, правительство, собственность и др.) Политические институты – те, что наиболее организованы и связаны с политической властью. Дюверже считал, «что мы не должны более придерживаться юридического анализа политических институтов, а должны включать его более полный и объемный анализ социологического характера»30.

Чтобы политические отношения обрели устойчивый характер необходимо31:

а) чтобы в обществе сложились четкие нормы, правила, регулирующие поведение людей, вступающих во взаимодействие;

б) обеспечить устойчивость институционального взаимодействия, поддерживаемую санкциями, которые применяются в отношении тех, кто попытается нарушить принятые нормы и правила; эти санкции могут быть «мягкими», т.е. существовать в виде общественного порицания, замечания, а могут становиться и «жесткими», когда в отношении нарушителя будет применяться принуждение;

в) чтобы люди, вступающие во взаимодействие, рассматривали институциональные нормы как значимые, необходимые, естественные.
Итак, политические институты - это устойчивые виды политических отношений, воспроизводство которых обеспечивается благодаря:
а) нормам, регламентирующим характер взаимодействия;
б) санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения;
в) опривычиванию сложившегося институционального порядка 32.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами политического института. Именно они делают политические институты объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели поведения, на определенные нормы и правила.

В современной политологии различают традиционные политические институты, основывающиеся на жестких нормах и правилах (ритуалах, традициях, обычаях) деятельности и общения, и модернизированные институты, где нормы и правила более гибки и подвижны, более независимы от системы моральных предписаний

По характеру организации политические институты разделяют на формальные (их деятельность основана на установленных нормах и правилах) и неформальные (их деятельность основана на личных отношениях и контролируется моральными нормами и традициями)33.

Неоинституциональньй подход к изучению поли­тических процессов акцентирует внимание исследователей на трех взаимосвязанных вопросах: 1) каковы направления развития, отбора и смены различных политических институтов; 2) как осуществляется выбор тех или иных организационных политических форм в зависимо­сти от характера существующей институциональной среды; 3) каковы особенности поведения политических субъектов в рамках различных организаций.

В качестве методологического основания изучения этих вопросов в последнее время широкое применение в неоинституциональных исследованиях получила теория игр34. С позиций этой теории политические организации рассматриваются по аналогии со спортивными ко­мандами. Политические институты также рассматриваются по анало­гии с действующими в спорте общими и частными «правилами игры». Общие правила игры разнообразны - от конституций до норм этикета, частные правила связаны с внутренними ограничениями в организациях, соблюдать которые обязаны их члены. Эти «правила игры» за­дают систему положительных и отрицательных стимулов, направляя поведение политических субъектов в регионе в определенное русло, и тем самым делая более предсказуемым сам политический процесс в регионе35.

В основе религиозных институтов лежит религия. Существует распространённое определение религии как институционализированной системы верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия36

Или другое определение: религия есть институционализированная форма отношения человека и человеческого общества к Первоначалу37.

Если рассматривать социальный институт в качестве ценностно-нормативного комплекса, то религия как мировоззрение со своей культурно-символической основой, безусловно, может считаться социальным институтом. Естественно, что религиозные организации во всех своих устойчивых формах также подпадают под определение института как организации. Появление и развитие устойчивых форм религиозных организаций является естественным и объективным процессом. Религиозные институты обладают всем набором основных функций и характеристик социального института. При этом религиозный институт:

1) создает возможность своим членам удовлетворять потребности и интересы;

2) регулирует действия своих членов;

3) обеспечивает устойчивость отношений;

4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов;

5) осуществляет социальный контроль;

6) сохраняет и передаёт (транслирует) духовный и социальный опыт. 

Деятельность религиозного института определяется:

1) набором специфических норм, регулирующих типы ролевого поведения его членов;

2) интеграцией в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества,

3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение основных функций и осуществление социального контроля38.

Неким симбиозом политических и одновременно религиозных институтов выступают религиозно-политические институты, которые характеризуются тем, что оформление института - религиозное, то есть в основе его деятельности лежит религия, а его цель – политическая.

Наиболее распространенными среди религиозно-политических институтов являются исламские религиозно-политические институты, входящие в предметную область диссертационного исследования. Причиной этому служит то, что характерной для мусульманства как системы чертой выступает неразрывная связь ислама и политики. Так, иранский автор М. Санаи подчеркивает: «безусловно, общепризнанным является то, что ислам по сравнению с другими религиозными учениями имеет наиболее тесные и глубокие связи с политикой и властью как важнейшими средствами реализации своих принципов. Поэтому среди мусульман сохраняется особая приверженность политике, подпитываемая непосредственно исламским учением»39. Поскольку исламские РПО в основу своей деятельности ставят достижение политических целей, то объективно возникающие на этом пути препятствия порождают политический радикализм.

Большой энциклопедический словарь дает понятие радикала (от лат . radix - корень) - это сторонник коренных, решительных мер40.

В свою очередь, радикализм ( от лат. Radicalis коренной) – решительное, бескомпромиссное осуществление намерений в том или ином деле, совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных институтов или политической системы в целом41.

Радикализация исламского движения – это процесс становления и укрепления исламизированных политических групп, использующих исламские лозунги и элементы учения ислама как идеологическую платформу, что отличает их от других общественных формирований в ходе борьбы за власть со своими политическими оппонентами, для насильственного насаждения собственной веры и изменения на этой основе существующего общественно-политического строя в том или ином регионе42.

Следовательно, из этого определения можно вывести определение радикальных исламских религиозно-политических организаций – исламизированные политические группы, использующие исламские лозунги и элементы учения ислама как идеологическую платформу в ходе борьбы за власть со своими политическими оппонентами для насильственного насаждения собственной веры и изменения существующего общественно-политического строя на основе исламских норм шариата.

Можно говорить о двух уровнях радикализации исламских религиозно-политических организаций: умеренном и ультрарадикальном. На первом уровне существуют организации, являющиеся благотворительными, просветительскими, культурными и даже политическими и действующие в рамках законов их стран, занимают лояльную позицию по отношению к существующей власти, считают неприемлемыми для себя любые формы насилия. Однако имеется целый ряд объединений, которые находятся в оппозиции, часто непримиримой, к режимам в соответствующих странах. Это ультрарадикальные религиозно-политические организации (РПО). Они, как правило, ставят перед собой задачу либо свержения этих режимов, либо политико-государственного самоопределения мусульман, не исключая при этом использования насилия, представляемого ими в качестве джихада43. Именно второй уровень и проявляется в форме экстремизма и терроризма. Подобной точки зрения придерживается большинство современных исследователей этого явления. В ряде стран (Египет, Ливан и др.) такого рода теоретическая посылка используется на практике: здесь дифференцированно подходят к двум главным течениям в радикальном исламе. С одной стороны, «умеренных» привлекают к участию в политической (в том числе парламентской) борьбе, интегрируют их в сферу экономики, органы управления всех уровней и т.п. при сохранении контроля со стороны властей за проводимой ими деятельностью, а с другой стороны применяют жесткие административные, порой даже репрессивные, меры против исламских экстремистов44.

Экстремизм ( от лат. extremus крайний) – приверженность к крайностям в политике. Чаще всего экстремизм проявляется в отрицании существующих политических норм, ценностей, процедур, основополагающих принципов организации политических систем, стремлении к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти45.

Экстремистские исламские РПО классифицируются в зависимости от используемых или объявляемых ими форм и методов деятельности – насильственных или ненасильственных. Характерно, что сторонников насильственных акций (экстремистов) отличают высокая степень готовности к осуществлению диверсионно-террористических акций, сопровождающихся массовыми жертвами и разрушениями; чрезвычайный накал религиозного фанатизма членов террористических организаций, вплоть до массового участия в акциях боевиков-смертников; поиск экстремистскими группами контактов и путей сближения со своими единомышленниками с целью создания единой наднациональной организации в форме «исламского интернационала» (например, «Мировой фронт джихада»).

Наиболее опасными с точки зрения реализации угроз, связанных с насилием, диверсиями и террором, представляют террористические религиозно-политические институты исламского мира. Их отличительной чертой является религиозный, а точнее – исламистский характер. Подчеркнем: именно – «исламистский», а не «исламский». Под термином «исламистский» мы понимаем политическую составляющую ислама. Для руководителей этих организаций ислам – это, прежде всего, надежное орудие, важнейшее средство захвата и удержания власти, удобное средство достижения конкретных политических целей, определяемых не религиозными ценностями, а интересами политической борьбы как внутри мусульманских стран, так и на региональном и глобальном уровнях. Именно политика в исламе, которая диктует свою волю и экономике, и военному искусству, и другим сторонам общественного бытия мусульманских народов выходит в настоящее время на первое место в ряду составляющих элементов этой религиозной системы.

Исламизм – идеология и практическая деятельность, ориентированные на создание условий, при которых социальные, экономические, этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), где наличествуют мусульмане, а также между государствами разрешаются исключительно с использованием исламских норм, прописанных в шариате (системе нормативных положений, выведенных из Корана и Сунны). Иными словами, речь идет о реализации проекта создания политических условий для применения исключительно исламских (шариатских) норм общественной жизни во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Именно поэтому исламизм именуется еще «политическим исламом» или «политизированным исламом» 46.

Исламизм существует не только как некая система представлений, но реализуется в деятельности конкретных мусульманских государств, партий, движений, групп и т.д. Деятельность экстремистских исламистских организаций обширна и многообразна. Исламисты используют весь арсенал имеющихся в распоряжении средств и методов: от законных до противоправных, вплоть до террористических. Исламистские организации, использующие террористические средства и методы для достижения своих политических целей под прикрытием ислама называются террористическими исламистскими религиозно-политическими организациями.

Большой энциклопедический словарь определяет понятие террор (терроризм) (лат . terror - страх, ужас) как насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения. Различают индивидуальный и групповой террор (например, действия экстремистских политических группировок) и государственный террор (репрессии диктаторских и тоталитарных режимов)47.

Исследуя религиозно-политические организации террористической направленности, мы также должны дать их определение.

Так, в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» (N 130-ФЗ от 25 июля 1998) дано следующее определение: террористическая организация – организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации48.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что террористические исламистские религиозно-политические организации – это политические институты, использующие исламские лозунги и элементы учения как идеологическую платформу при осуществлении террористической деятельности с целью устрашения, подавления политических противников для насильственного насаждения собственной веры и изменения существующего общественно-политического строя путем построения т.н. «исламского государства» и повсеместного насаждения норм шариата вне рамок официальной политики государства.

  1. Террористические исламистские религиозно-политические организации на северном кавказе: институционально-политологический подход

    Диссертация
    Защита состоится «23» декабря 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г.
  2. Современная геополитическая ситуация на северном кавказе: проблемы региональной геостратегии россии Отв редактор И. П. Добаев Ростов-на-Дону Издательство скнц вш 2007

    Документ
    Магарамов Э.М. Современная геополитическая ситуация на Северном Кавказе: проблемы региональной геостратегии России / Отв. ред. И.П. Добаев. – Ростов-на-Дону: Издательство _СКНЦ ВШ, 2007.
  3. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «12» октября 2009 года в 13 часов 00 мин. на заседании совета Д 212.101.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  4. Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.14 в ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 117606, Москва, пр.
  5. Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации (2)

    Автореферат диссертации
    Диссертационная работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  6. Монография посвящена новому направлению в науке, лежащему на стыке социологии, психологии и юриспруденции. Вней рассматриваются природа и механизмы конфликтов, их виды, а также юридические средства их разрешения и предотвращения.

    Монография
    Монография посвящена новому направлению в науке, лежащему на стыке социологии, психологии и юриспруденции. В ней рассматриваются природа и механизмы конфликтов, их виды, а также юридические средства их разрешения и предотвращения.
  7. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008

    Учебное пособие
    Вагабов М.В. – руководитель Центра исламских исследований при Дагестанском государственном университете, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан.
  8. Гурия Абдулкадыровна Мурклинская

    Документ
    Гурия Абдулкадыровна Мурклинская (1960 – 01.12.2010) - известный ученый, автор двух монографий. Смелая и талантливая журналистка, не боявшаяся писать на острые и взрывоопасные темы.
  9. В. Н. Иванов (зам директора Института социально-политических исследований Российской Академии Наук)

    Список учебников
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки, — политическому

Другие похожие документы..