Монография посвящена вопросам появления и дальнейшей институционализации радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе в постсоветский период,

методология институционально-политологического исследования

    1. Основные подходы к исследованию современных

террористических РПО и используемые понятия

В данном параграфе нам предстоит осмыслить и представить рабочее определение главного конструкта нашего исследования – террористические исламистские религиозно-политические организации, понимаемые в качестве специфических политических институтов. В этой связи предварительно нам предстоит рассмотреть такие базовые понятия исследования, как «институт», «социальный институт», «политический институт», «религиозный институт», «религиозно-политический институт», «исламские религиозно-политические организации (РПО)», «радикальные исламские РПО», «экстремистские исламские РПО», «террористические исламистские РПО», а также и другие смежные явления.

Основным подходом выбран институциональный подход, позволяющий подробным образом рассмотреть институты террористического движения. Институциональный подход к исследованию РПО характеризуется рядом специфических черт. Он не акцентирует внимания на одной определенной предметной области знаний (политологии, социологии, правоведении), а предстает реализацией системно-целостного, многофакторного, многоаспектного анализа, основанного на сочетании подходов различных отраслей гуманитарных знаний.

Большой энциклопедический словарь дает определение понятию «институт» в политологическом контексте - (от лат . institutum - установление, учреждение) - в широком смысле - элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни; в узком - совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения10.

В словаре русского языка С.И. Ожегова институт - совокупность норм и права в какой-нибудь области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства11.

Институт, по разъяснению Мориса Ориу, одного из основателей теории институционализма, это всякое длительно существующее объединение людей или обстоятельств социального характера, некая «организующая идея»12. Или его же определение гласит, что институт есть объективная социальная организация, осуществившая в самой себе высшую степень правового порядка, то есть организация, обладающая одновременно суверенитетом власти, конституционным устройством этой власти с определенными статусами и юридической автономией13. Наряду с этим институты - это правила игры в обществе или, более формально, созданные ограничения, которые определяют человеческий опыт14.

На структуры, связанные с институциональной формой, одним из первых обратил внимание Э. Дюркгейм, когда заметил, что они постоянны и сохраняются даже при изменении социальной системы. Наиболее обстоятельное и систематическое развитие идеи институционализма представлено во взглядах Ж. Ренара. Он утверждал, что, несмотря на бесчисленное множество институтов, всем им присущи основные признаки: наличие организующей идеи, властность, нормативно-правовой характер. Право при этом выступает как система институционально оформленных социальных связей. Отличительным признаком института служит наличие идеи, направляющей активность индивидов15.

Что касается определения «социальный институт», то его Большой энциклопедический словарь определяет как «первоначальное обозначение совокупности норм права, регулирующих социально-правовые отношения в различных сферах общества (например, институт брака, семьи и др.)»16. Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе17.

Под социальным институтом также понимается «объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних»18. В социологии институт – это социальная организация, ведущая через традицию, обычай или законодательное ограничение к созданию долгосрочных и устойчивых образцов поведения.

Таким образом, социальный институт является исторически сложившейся устойчивой формой организации совместной деятельности людей, которая, в то же время, может подвергаться различным изменениям в ходе развития общества.

Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных указанных ниже составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института19:

1. Имеет свою цель деятельности.

2. Институт определяет  функции права  и  обязанности  участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый индивид выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.

3. Обладает определенными средствами и учреждениямидля достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

4. Располагает  определенной системой санкций,  обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения.

Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.

История появления и развития социальных институтов — это история постепенного превращения социального института традиционного типа в современный социальный институт. В ходе своего развития социальные институты стали более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов. Так, например, в первобытном обществе особую роль играла семья, в феодальном обществе в качестве базовых выступали религиозные институты, в России после Октябрьской революции господствующее место занимали политические институты, в первую очередь, Коммунистическая партия, а в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты.

Следует отметить, что изменение каждого отдельного социального института, как и всей системы социальных институтов, может происходить как эволюционным, так и революционным путем. Источниками изменения могут быть как эндогенные (т.е. внутренние), так и экзогенные (т.е. внешние) факторы, или те и другие одновременно. Среди экзогенных факторов наиболее важными являются воздействия со стороны культуры (изменение культуры, а также изменение ценностных ориентаций) и личности (всякого рода новаторская деятельность человека). Эндогенные изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что определенный институт перестает эффективно обслуживать цели и интересы тех или иных социальных групп и коллективов20. Как следствие, институт либо отмирает, либо приобретает новое качество, становясь новым институтом. Учреждение каких-либо новых социальных институтов, правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений называется институционализацией.

Процесс институционализации состоит из нескольких последовательных этапов21:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Институциональные изменения часто трудно проследить, настолько могут быть медленными, незримыми и возникающими задолго до того, как проявятся результаты их влияния. Они могут происходить вследствие технического прогресса, открытия Интернета, прироста населения, т.е. процессов, в результате которых становятся «невыгодными» отдельные формы организационного и институционального взаимодействия, успешно функционировавшие ранее. Идеология также является одним из источников институциональных изменений. В общем виде под идеологией понимают субъективные модели, через призму которых люди воспринимают и оценивают окружающий мир.

Зависимость между новыми и старыми институтами характеризуется двумя путями их развития: появление противоположных существующей институциональной матрице формальных институтов с формированием новых неформальных норм, соответствующих принятым формальным. Полное несоответствие принимаемых формальных правил неформальным нормам приводит к тому, что неформальные нормы оказываются более «живучими» и, как результат, - неформальная институционализация вновь принятых формальных правил.

Стремление упорядочить свою деятельность в государственном пространстве, сведение к единому знаменателю, консенсусу социальных норм и институтов приводит к трансформации и созданию новых форм социальных институтов – неоинститутам. В научных кругах неоинституты рассматриваются как «состоящие из легко идентифицируемых ролей, наряду с наборами правил или конвенций, управляющих отношениями тех, кто занимает эти роли»22. Эти правила находятся «в пределах широкого набора потенциально правовых правил, которые теоретически совместимы с конституциональной системой»23. Однако помимо своего конституционального характера, «институт - это коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия».24 Действуя на протяжении нескольких поколений и со временем изменяясь, институты для обеспечения преемственности и развитие социальной устойчивости в обществе трансформируются в неоинституты, существующие в условиях используемых правил и имеющие устоявшиеся базовые характеристики, тем не менее подстроенные к современным условиям, что смягчает социальные дилеммы, которые мешают коллективным действиям.

Среди социологов нет единого мнения по поводу того, как соотносятся друг с другом понятия «социальный институт» и «социальная организация». Одни считают, что вообще нет необходимости различать эти два понятия, употребляют их как синонимы, так как многие социальные явления, такие, например, как система социального обеспечения, образование, армия, суд, банк, могут одновременно рассматриваться и как социальный институт, и как социальная организация, другие же приводят более или менее четкое их разграничение. Трудность проведения четкого «водораздела» между этими двумя понятиями связана с тем, что социальные институты в процессе своей деятельности выступают как социальные организации - они структурно оформлены, институционализированы, имеют свои цели, функции, нормы и правила. Сложность заключается в том, что при попытке выделить социальную организацию как самостоятельный структурный компонент или социальное явление приходится повторять те свойства и черты, которые характерны и для социального института.

Также следует отметить, что, как правило, организаций значительно больше, чем институтов. Для практической реализации функций, целей и задач одного социального института часто формируется несколько специализированных социальных организаций. Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно-культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, протестантизм – в христианстве, суннизм и шиизм – в исламе и т.д.).

Большой энциклопедический словарь определяет понятие «организация» (франц. organisation, от ср.-век. лат. organizo - сообщаю стройный вид, устраиваю) как 1) внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур25.

По организационным формам деятельности организации целесообразно разделить на межправительственные и неправительственные. Если первые учреждаются группой государств с целью согласования интересов и выработки общей позиции по тем вопросам, которые являются предметом деятельности данной организации, то вторые возникают путем объединения физических и юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной политики государства.

В зависимости от выполняемых функций социальные институты можно разделить на следующие группы: экономические, политические, воспитательные и культурные, включая науку26. В социологическом словаре приведено пять основных видов социальных институтов: экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг; политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней; институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов; институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью27. В социологии также существует дифференциация социальных институтов по главным сферам общественной деятельности, и выделяются прежде всего политические институты, правовые и правоохранительные институты, а также институты экономические28.

Из всего многообразия существующих классификаций социальных институтов выделим следующие группы институтов:

1. Экономические — это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальных благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).

2. Политические  это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объединения, фонды и клубы, преследующие политические цели).

3. Воспроизводства и родства это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).

4. Социально-культурные и воспитательные  это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).

5. Социально-церемониальные - это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., непреследующие политические цели).

6. Религиозные — институты, организующие связь человека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.

  1. Террористические исламистские религиозно-политические организации на северном кавказе: институционально-политологический подход

    Диссертация
    Защита состоится «23» декабря 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г.
  2. Современная геополитическая ситуация на северном кавказе: проблемы региональной геостратегии россии Отв редактор И. П. Добаев Ростов-на-Дону Издательство скнц вш 2007

    Документ
    Магарамов Э.М. Современная геополитическая ситуация на Северном Кавказе: проблемы региональной геостратегии России / Отв. ред. И.П. Добаев. – Ростов-на-Дону: Издательство _СКНЦ ВШ, 2007.
  3. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «12» октября 2009 года в 13 часов 00 мин. на заседании совета Д 212.101.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  4. Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.14 в ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 117606, Москва, пр.
  5. Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации (2)

    Автореферат диссертации
    Диссертационная работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  6. Монография посвящена новому направлению в науке, лежащему на стыке социологии, психологии и юриспруденции. Вней рассматриваются природа и механизмы конфликтов, их виды, а также юридические средства их разрешения и предотвращения.

    Монография
    Монография посвящена новому направлению в науке, лежащему на стыке социологии, психологии и юриспруденции. В ней рассматриваются природа и механизмы конфликтов, их виды, а также юридические средства их разрешения и предотвращения.
  7. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008

    Учебное пособие
    Вагабов М.В. – руководитель Центра исламских исследований при Дагестанском государственном университете, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан.
  8. Гурия Абдулкадыровна Мурклинская

    Документ
    Гурия Абдулкадыровна Мурклинская (1960 – 01.12.2010) - известный ученый, автор двух монографий. Смелая и талантливая журналистка, не боявшаяся писать на острые и взрывоопасные темы.
  9. В. Н. Иванов (зам директора Института социально-политических исследований Российской Академии Наук)

    Список учебников
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки, — политическому

Другие похожие документы..