Работа посвящена литературным стратегиям Ф. М. Достоевского в конце 1840-х годов. Предмет исследования замысел незавершенного романа «Неточка Незванова» рас

Работа посвящена литературным стратегиям Ф. М. Достоевского в конце 1840-х годов. Предмет исследования – замысел незавершенного романа «Неточка Незванова» – рассматривается, как отражение стремлений писателя создать новую, экспериментальную прозаическую форму и разработать новую концепцию литературного героя, дабы повторить успех романа «Бедные люди», впоследствии не достигнутый ни одним из ранних произведений. Правомерность постановки проблемы устанавливается на материале личной переписки Достоевского, воспоминаний современников, парадоксальных особенностей композиционного устройства произведения, отрефлексированных первыми рецензентами «Неточки Незвановой», внутритекстовых отсылок к актуальной журнальной полемике и устойчивости специфической структуры текста, воспроизведенной в тематически сходном произведении «Детская сказка» («Маленький герой»). Методологическую основу исследования образуют элементы нарратологического анализа, но исследовательская оптика определяется более обширными целями реконструкции первоначального композиционного решения, а также историко-литературного, философского и социологического контекста, в котором складывался замысел Достоевского. Исходя из этого, задача исследования определяется как построение и описание инвариантной модели первых трех частей повествования, поддающейся дальнейшей верификации с привлечением исторических данных. В результате исследования подобная инвариантная структура была обнаружена и продемонстрирована на ряде примеров. Семантика структуры позволяет говорить о новом герое, концепция которого инвертирует характерные для героев предшествующих произведений Достоевского черты «мечтательства» и «книжного сознания»: шаг за шагом Неточка провоцирует пороговые ситуации, которые позволяют ей в конечном счете превратиться из пассивного наблюдателя в активного участника совершающихся в романе событий. Субъективация через действие, согласно основной гипотезе, разрушает привычные схемы построения героя в прозе 1840-х годов, построенные на воссоздании системы внешних социальных, национальных, гендерных детерминаций, определяющих личность и сознание человека.

  1. Селезнев Ю. И. Достоевский

    Документ
    Новая биографическая книга о Ф. М. Достоевском, выходящая в серии «Жизнь замечательных людей», приурочена к 160-летию со дня рождения гениального русского писателя.
  2. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией

    Реферат
    В книге рассматриваются важнейшие понятия, используемые в отечественном литературоведении при анализе литературного произ­ведения; освещаются вопросы его генезиса и функционирования.
  3. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины

    Реферат
    Наукой о литературе в XX в. сделано очень многое для адекватного описания такого сложного эстетического объекта, каким является литературное произведение.
  4. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она писана без тщеславного же

    Документ
    История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  7. Книга серии "100 великих"

    Книга
    Очередная книга серии "100 великих" посвящена писателям. Этот "золотой список" составили как программные имена, так и те, кто только входит в наш культурный обиход - мастера слова, чьи произведения в полном объеме
  8. Иванов Г. В., Калюжная Л. С

    Документ
    В рассказе "Сколько Брокгауза может вынести организм" Михаил Булгаков поведал историю об одном молодом и упрямом человеке, который, мечтая стать образованным, отравлял жизнь библиотекарю, бесконечно приставая с вопросом:

Другие похожие документы..