Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина 2008 г

ИСТОРИЯ РУССКОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО

ЯЗЫКА

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В. М. Шукшина

2008 г.

ИСТОРИЯ РУССКОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО

ЯЗЫКА

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В. М. Шукшина

2008

ББК

Д

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

Бийского педагогического государственного университета

имени В.М. Шукшина

Научный редактор: Л.И. Моисеева

Рецензент: к.филол.н. Т.Ф. Байрамова

ИИстория русского литературного языка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост. Е.В. Белогородцева, Бийский пед. гос. ун-т имени В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ имени В. М. Шукшина, 2008. – 189 с. -

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний. Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «русский язык и литература».

БПГУ имени В. М. Шукшина,2008.

Сост. Белогородцева Е.В.., 2008.

Утверждаю

Декан факультета

Л.И. Чиркова

8 апреля 2009

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кафедра Русского языка

Шифр и наименование

дисциплины ДПП.Ф. 05История русского литературного языка

Статус обязательная

Специальности

(направления) 032900 (050301.65) Русский язык и литература

Формы обучения дневная

Объем дисциплины 64 часа

Распределение по семестрам

Номер семест-ра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Практ..

Лабор

9

64

36

18

18

-

56

-

зачет


Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ДПП.Ф. 05История русского литературного языка. 64 часа.

История русского литературного языка как учебная дисциплина, изучающая процесс развития русского литературного языка со времени его зарождения и становления до наших дней. Три периода в развитии русского литературного языка: литературный язык донациональной эпохи (X – XVII вв.); литературный язык эпохи формирования русской нации (конец XVII – первая четверть XIX вв.); современный русский литературный национальный язык (первая половина XIX в. – наши дни). Основные изменения в системе русского литературного языка. Взаимодействие старославянского и древнерусского языков. Развитие системы стилей русского литературного языка.

Разработчик к.ф.н., доцентЕ.В. Белогородцева

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка 3 февраля 2009.

Заведующий кафедрой Никишаева В.П.

Одобрена ученым советом филологического факультета.

8 апреля 2009 Председатель Л.И. Чиркова

 

1. 1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Цели и задачи дисциплины:

Познакомить студентов с основными проблемами и особенностями формирования и развития письменно-книжного русского литературного языка со времени его зарождения до современности.

Задачи изучения дисциплины:

- Познакомить студентов с основными этапами развития русского литературного языка в связи с историей народа.

- Показать типичные особенности литературных текстов и основные тенденции развития литературного языка в разные исторические периоды.

- Показать, как появились и как развивались общеязыковые и внутристилистические нормы, каковы причины и условия становления соответствующих норм.

- Выработать навыки анализа языка литературных произведений, умение выделять то новое, что вносят в литературный язык авторы анализируемых текстов, умение выделять особенности, отражающие основные тенденции русского литературного языка.

- Добиться осознания необходимости исторического подхода при характеристике и изучении современных норм.

- Вооружить будущих учителей знаниями, которые им помогут привить ученикам уважение и любовь к языку как драгоценному национальному достоянию.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В ходе изучения курса «История русского литературного языка» студенты должны не только усвоить теоретические положения рассматриваемой дисциплины, но и научиться применять их на практике - при анализе основных языковых единиц. Это подразумевает:

- расширение и систематизацию теоретических знаний и практических навыков, которые необходимо освоить студентам;

- анализ текстов в синхронно-диахронном аспекте.

Таким образом, курс «История русского литературного языка» одновременно формирует у студентов разные виды компетенции: языковую, речевую, историческую и коммуникативную.

Содержание дисциплины:

Введение

  1. История русского литературного языка как научная и учебная дисциплина, её связь с другими филологическими и историческими дисциплинами.

Различие объектов, методики и проблематики истории литературного языка и исторической грамматики русского языка (преимущественное внимание к системным факторам в исторической грамматике и к социально-культурным факторам в истории литературного языка). Формирование культурно обусловленных норм как основной предмет истории литературного языка. Полифункциональность, общезначимость, кодифицированность и дифференциация стилистических средств как основные свойства литературного языка (согласно тезисам Пражского лингвистического кружка).

Социальные параметры литературного языка. Понятие литературного языка и живой разговорной речи с точки зрения синхронии и диахронии.

История литературного языка и история языка литературы: неправомерность отождествления этих понятий. История литературного языка как история формирования и изменения социально общезначимой нормы; история языка литературы как история индивидуально окрашенных вариантов этой нормы и сознательных отклонений от неё как средство художественной выразительности.

  1. Норма и узус в языке. Система и норма. Узус как преемственность языковых навыков, отражающих системные отношения в языке; норма как оценочный компонент языковой деятельности, противопоставляющий правильный - неправильный узус.

Книжная норма, её связь с обучением книжному языку.

Лингвистические установки носителя языка как формирующий фактор при образовании языковой нормы. Специфика книжной нормы, её связь с письменностью, с литературно-языковыми традициями, образованием. Зависимость эволюции книжного языка от изменения взглядов носителей языка на языковую правильность. Языковое сознание как исторически сложившаяся система оценок языкового материала и его распределение по разновидностям языковой деятельности. Изменение языкового сознания как фактор эволюции языка. Связь истории письменного языка с историей культуры и социальной историей языкового коллектива; культурно-историческая обусловленность оценок языкового материала.

Формирование литературного языка как установление универсальной и полифункциональной социальной нормы. Нормализаторская деятельность и устранение разнородности в узусе письменного языка. Нормализаторская деятельность как фактор развития литературного языка.

  1. Понятие языковой ситуации. Языковая ситуация в синхронном и диахронном аспектах. Типологическое многообразие соотношения различных идиомов (различных языковых образований), употребляемых одним языковым коллективом (книжный и разговорный языки, койнэ и диалект, различные типы двуязычия и многоязычия; функциональная дистрибуция идиомов (функциональное распределение различных языковых образований); диглоссия как особый тип такой дистрибуции.

  2. Периодизация истории русского литературного языка. От книжного языка средневековья к литературному языку нового типа.

I период. Литературный язык Древней Руси (XI – XIV в.в.) как начальный этап литературно-языковой истории восточных славян. Возникновение книжно-славянско-русской диглоссии.

II период. Литературный язык эпохи русского народа (XIV – перв. половины XVII в.в.).

III период. Формирование русского литературного языка нового типа. Разработка путей нормализации литературого языка и построение его стилистической системы (ХVIII - начало ХIХ в.в.)

IV период. Развитие современного русского литературного языка (с начала ХIХ в.) как единой универсальной нормализованной системы, обеспечивающей все сферы культурной деятельности. Оформление нормированной устной речи как отражение процесса вытеснения диалектов и просторечия из сферы устного общения.

  1. Общие и отличительные свойства старославянского и восточнославянского языков. Близость церковнославянского и восточнославянского языков (общие формы, общие закономерности в синтаксисе, общеславянская лексика).

Понятие о славянизмах и русизмах (лексических и грамматических) как формальных показателях, позволяющих определить церковнославянскую и восточнославянскую языковые системы. Значение терминов «старославянский язык» - «церковнославянский язык». Русский извод (редакция) церковнославянского языка и его показатели.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (76)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (45)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В.А. Бурчаков; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (94)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория функций комплексного переменного [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е.К. Борзенко; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (26)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина ДПП.Ф.08. Теория чисел: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.М. Митрохина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (37)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (70)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (85)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В.А. Бурчаков; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В.

Другие похожие документы..