Учебное пособие Иваново 1998 Внастоящем издании даны основные понятия и термины, наиболее часто употребляемые в учебном курсе по культурологии

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ

О.Е. БОГОРОДСКАЯ, Т.Б. КОТЛОВА

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие

Иваново 1998

В настоящем издании даны основные понятия и термины, наиболее часто употребляемые в учебном курсе по культурологии.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Культурология» кафедры отечественной истории и культуры ИГЭУ, рассчитано на студентов, но может быть использовано всеми, кто интересуется вопросами культуры.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Ивановского государственного энергетического университета

Научный редактор: кандидат исторических наук

В.Ю. ХАЛТУРИН

Рецензенты:

зав. кафедрой истории, политологии и права ИГХТУ

кандидат исторических наук Е.М. РАСКАТОВА;

кандидат исторических наук Е.И. МОЛЬКОВА

Данное учебное пособие предназначено для студентов, изучающих культурологию. Культурология - наука о культуре и культурах. Она изучает все многообразие проявлений культуры, все ее сферы, все составные ее элементы: культуру правовую и политическую, нравственную и эстетическую, национальную и религиозную, культуру личности, труда, быта и т.д.

Предметом исследования культурологии является также проблема взаимосвязи и взаимозависимости разных культур, отличающихся пространственно-временными, этно-социальными, моральными, научными и другими характеристиками. Культурология занимается социальным прогнозированием, научным предвидением будущих культур и цивилизаций.

Таким образом, это наука обобщающая, многоплановая, вобравшая в себя философский, социологический, исторический и другие специально-научные компоненты.

В системе гуманитарных дисциплин высшей школы данный учебный курс - один из самых новых, находящийся в стадии становления. Круг вопросов, изучаемых культурологией как наукой, как мы уже определили, крайне широк, а объем учебного курса в техническом вузе невелик, поэтому крайне важно определить предмет изучения культурологии как дисциплины.

Государственный образовательный стандарт высшей школы определяет культурологию как теорию и историю мировой и отечественной культуры. Конкретизацией этого положения для студентов ИГЭУ служит программа курса "Культурология", разработанная на кафедре отечественной истории и культуры. Она предполагает знакомство студентов с представлениями о сущности культуры и культурного процесса. Изучение культурологических теорий позволит студентам глубже осознать многовариантность культурно-исторического процесса. Эти знания будут также методологическим основанием для изучения истории мировой и отечественной культуры.

Программа предусматривает знакомство с основными достижениями мировой и отечественной культуры, памятниками литературы, архитектуры, искусства, что должно способствовать расширению кругозора студентов, обогащению их духовного мира, помочь им в выборе собственных культурно-ценностных ориентиров, нравственных идеалов.

Данное учебное пособие, включающее в себя объяснение важных культурологических феноменов (миф, символ и т.д.) поможет читателю в изучении различных культурологических концепций, теории культуры. В него вошли также материалы, связанные с характеристикой отдельных периодов культурно-исторического процесса, достижений мировой культуры.

Таким образом, предлагаемое учебное пособие поможет сориентироваться студентам во всем многообразии понятий, связанных с теорией и историей культуры. Данное издание может быть использовано учащимися школ, гимназий, лицеев при изучении дисциплин культурологического цикла («История культуры», «Мировая художественная культура» и др.)

Термины и понятия расположены в алфавитном порядке, что облегчает пользование изданием. За заглавным словом в скобках дается указание на его происхождение и дословный перевод (если слово иноязычное). Словарная статья может содержать термины и понятия, имеющие дополнительное толкование в пособии. В таком случае эти слова выделяются (подчеркиваются). Их можно найти в тексте на своем месте по алфавиту.

Во введении определены некоторые теоретические подходы к изучению проблем культуры, а также представлена историческая периодизация, которая положена в основу курса "Культурология".

В конце пособия приводится список литературы, знакомство с которой поможет читателям расширить их знания по конкретным проблемам истории и теории культуры.

ВВЕДЕНИЕ

Итак, предметом изучения культурологии служит культура.

Что же понимается под термином "культура"?

Понятие это является одним из наиболее употребляемых и многозначных. В обыденной жизни под культурой понимают духовную жизнь общества и человека, достижения науки и искусства; образованность, манеру поведения людей, воспитанность, и т.д.

Термин "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей, наций (русская культура), материального производства (культура земледелия, индустриальная культура) и т.д.

Это понятие имеет исторический характер. В различные исторические периоды в термин "культура" вкладывалось различное содержание. Так, например, в античности формировалось представление о культуре как о воспитании, личном совершенствовании человека, наделении его способностями выполнять свои общественные обязанности. В средние века под культурой понимали одухотворение человека, духовное приобщение к Богу. В эпоху Возрождения культура получает ярко выраженную гуманистическую трактовку и выступает прежде всего как средство духовного развития человека, создания условий для этого.

Начиная с ХVIII века, термин "культура" становится предметом научного осмысления. Современные исследователи насчитывают от 250 до 700 определений понятия "культура", считая, что универсальное ее определение невозможно.

Многообразие подходов к феномену во многом обусловлено исследовательскими установками: культура является объектом изучения философов, социологов, историков, культурологов, искусствоведов и др.

Разнообразные определения характеризуют различные сферы культуры:

1. Предметный мир культуры, включающий все произведенное человеком. В нем можно выделить материальную культуру (совокупность средств производства и прочих материальных ценностей) и духовную (совокупность достижений в науке, искусстве, общественной жизни и т.д.). Однако такое деление довольно условно. Результаты деятельности в области материальной культуры не могут возникнуть без участия человеческого сознания, мышления. С другой стороны, продукты духовной культуры имеют, как правило, материальное воплощение.

2. Сам человек и степень его культуры, достигнутая личностью и обществом, характеризующаяся наличием определенных профессиональных слоев, групп, институтов.

3. Культуру обозначают как "заученное поведение"," комплекс образов поведения", т.е. рассматривается сам процесс деятельности человека.

Наличие множества смысловых оттенков термина "культура", многочисленные ее научные интерпретации не исключают, однако, складывания традиций употребления этой категории различными науками и учебными дисциплинами.

Так, например, в антропологии и археологии под культурой понимают комплекс сходных ископаемых памятников одного времени, занимающих определенную территорию. В этнографии слово культура используется для обозначения определенной групповой общности людей, прежде всего - на основе языка и психики.

В культурологии как в учебной дисциплине большинство ученых под культурой понимают исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в делах и формах организации жизни и деятельности и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Широта и неоднозначность понятия привели не только к возникновению многочисленных определений культуры, отразивших разнообразный подход к этому феномену, но и появлению множества культурологических концепций, определяющих место и роль культуры в историческом развитии, особенности ее происхождения, расцвета и упадка и т.д.

Остановимся лишь на тех, без которых невозможно представить существование культурологии во второй половине Х1Х - ХХ вв., а также на некоторых идеях, которые были привнесены в мировую науку российскими исследователями.

Со второй половины ХIХ в. термин "культура" тесно связан с понятием "цивилизация" и является основополагающим в осмыслении судеб человечества в целом. Одним из первых начал работать над этой проблемой русский ученый Н.Я. Данилевский.

Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) - уроженец Орловской губернии, сын заслуженного генерала, воспитанник Александровского лицея. Закончил факультет естественных наук Петербургского университета. В 1871 году вышло первое издание главного труда Н.Я. Данилевского "Россия и Европа", которое во многом развивало идеи славянофилов. Оно предвосхитило теоретические построения западных исследователей ХХ века, в частности, О. Шпенглера и А. Тойнби.

Н.Я. Данилевский в своей работе отрицал существование единого мирового исторического процесса и предлагал принцип деления стран и народов на культурно-исторические типы. Таких, уже известных истории типов, Данилевский насчитывал 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский и германо-романский или европейский. Россия со славянством, по мнению исследователя, составят в скором времени новый, отличный от Европы, культурно-исторический тип.

Н.Я. Данилевский выделял четыре основных направления культурно-исторической деятельности: религиозное, собственно культурное, политическое и социально-экономическое. Различные культурно-исторические типы сосредоточивали свои силы на одном из этих направлений (евреи - на религии, греки - на культуре и т.д.), и только России и славянству предстоит равномерно развить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную "четырех основную" культуру. Исследователь считал, что культурно-исторические типы не связаны друг с другом. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций. При этом заимствование духовных начал он полностью отрицает. Вслед за своими идейными предшественниками славянофилами Н.Я. Данилевский говорит о кризисе Европы и отличительных особенностях России и ее культуры.

Большое внимание феномену культуры уделял немецкий социальный философ О. Шпенглер (1880 - 1936). Главный труд Освальда Шпенглера "Закат Европы" вышел в свет в 1918 году и стал событием в жизни общества, причем не только для его интеллектуальной элиты, но и для широкой читающей публики. Томас Манн не случайно назвал "Закат Европы" "интеллектуальным романом"; его автор поразил читателей эрудицией, владением огромным историко-культурным материалом, а также жестким предостережением о будущем европейской культуры.

В основе интеллектуальных построений О. Шпенглера лежит "человеческая душа". Человеческую личность он рассматривает в качестве исторически конкретного выражения культуры. Отвергая традиционное представление об общечеловеческой культуре, О. Шпенглер делит ее на ряд независимых друг от друга, замкнутых в себе и взаимопроницаемых индивидуальных культур. Каждая выводится из неповторимого, уникального "прапереживания": египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская культуры, культура майя, пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждая культура задает человеку единственно возможный способ "переживания жизни".

Каждая из культур, по Шпенглеру, имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни - 1100 лет. Исследователь создает биологически ориентированную схему стадий, которые должна пройти культура за этот срок - от рождения, через молодость, зрелость и старость, до смерти. В жизни каждой из культур Шпенглер выделяет две основные фазы развития - восходящую (культура в узком смысле слова) и нисходящую (цивилизация). Первая фаза характеризуется развитием всех сфер культуры, искусства, вторая - их «закостенением», расцветом техники, городов-мегаполисов, появлением массовой, технологически ориентированной культуры. Поскольку творческие возможности каждого человека, его души определяются именно содержанием культуры, постольку, считает Шпенглер, в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области высокого искусства, культура в собственном смысле слова умирает. Именно этот период и переживает в ХХ веке Европа.

Заслуга Шпенглера в том, что он одним из первых почувствовал и выразил трагедию культуры в современном мире. "Закат Европы" стал не только событием в культурологии, но и во всей европейской культуре.

Приверженцем идеи развития отдельных суверенных культур был также британский историк и философ Арнольд Тойнби (1899 - 1975). В своем знаменитом двадцатитомном труде "Постижение истории" автор насчитывает от 21 до 26 самостоятельных цивилизаций. Скрепить эти разноликие образования, на его взгляд, может религия.

Тойнби утверждал, что не всем цивилизациям суждено пройти все фазы исторического существования ("возникновение", "рост", "надлом", "упадок", "разложение"). Некоторые погибают, не успев расцвести, некоторые останавливаются в своем развитии на одной из фаз на очень длительный период.

Итак, в различных теориях "локальных цивилизаций" культура рассматривается как основа общественно-исторического развития. Провозглашается существование отдельных замкнутых культур, принцип единого линейного историко-культурного прогресса отвергается.

ХХ век был ознаменован рождением нового направления в науке - психоанализа, который сыграл большую роль не только в развитии медицины, но и философии, и культурологии.

  1. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  2. Н 47 неправительственные некоммерческие организации и общественное просветительское движение россии

    Документ
    Н47 НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ: История. Опыт. Перспективы. — М.: МГОФ «Знание», 2008.
  3. Культурный ландшафт как объект наследия

    Документ
    Книга посвящена роли культурных ландшафтов в системе природного и культурного наследия. В ней представлен информационно-аксиологический подход к культурным ландшафтам, сформировавшийся в Институте Наследия и развивающий сущест­вующие
  4. Чернов С. З., Шульгин П. М. K 90 Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. А. Ведени­на, М. Е. Кулешовой (1)

    Книга
    Андреева Е. Д., Веденин Ю. А., Ведерникова Н. М., Горбунов А. В., Джонс М., Иванова И. Г., Исаченко Т. Е., Калуцков В. Н., Козыкин А. В., Кулешова М. Е.
  5. Чернов С. З., Шульгин П. М. K 90 Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. А. Ведени­на, М. Е. Кулешовой (2)

    Книга
    K 90 Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. А. Ведени­на, М. Е. Кулешовой.— М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.— 620 с., ил.

Другие похожие документы..