Тема урока: Основание Екатеринодара и первых станиц

УРОК ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ

7 класс

Урок разработала учитель МОУ СОШ № 10

КОРТУНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Тема урока:

Основание Екатеринодара и первых станиц

Цель урока: познакомить учащихся с ходом основания Екатеринодара.

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование представления учащихся о военной и хозяйственной деятельности казаков.

  2. Познакомить с первоначальным административным устройством Ченрноморского казачьего войска.

  3. Воспитывать чувство любви к истории родного края.

Тип урока: комбинированный

МТОУ:

  1. учебник

  2. атлас «История Кубани»

  3. карта «Кубанские земли и Причерноморье» (№ 8, №9)

  4. схемы

Ход урока.

  1. Орг. Момент

  1. Постановка цели урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Фронтальный опрос

Какие цели преследовало правительство Екатерины II, переселяя Черноморское казачье войско?

Почему 25 августа 1792г считается днем новоселья черноморских казаков на кубанской земле?

  1. Изучение нового материала.

  • Рассказ учителя.

15 августа 1793 г. войсковое правительство решило «в Карасунском Куте против дубравы, называемой Круглик, в достопамятное воспоминание имени императрицы Екатерины II, воздвигнуть войсковой город Екатеринодар». Место под него было отобрано З.А.Чепегой ещё ранее – в июне 1793 года.

Одним из первоочередных вопросов, ставших перед руководителями Черноморского казачьего войска, являлось устройство управления и соединенных с ним порядков. В январе 1794 г. кошевой атаман Захарий Чепега, войсковой судья Антон Головатый и войсковой писарь Тимофей Котляревский составили и подписали наказ войскового правительства, названный ими «Порядком общей пользы». В нем объявлялось о сформировании войскового правительства, «навсегда управляющего войском на точном и непоколебимом основании всероссийских законов». Документ регламентировал управление, расселение и землепользование в Черноморском казачьем войске. В нем официально закреплялось название и статус главного войскового града.

Вся территория Черноморского войска была разделена на 5 округов:

    1. Екатеринодарский

    2. Фанагорийский

    3. Бейсугский

    4. Ейский

    5. Григорьевский

В сформированных военно-административных единицах учреждались окружные правления из полковников, есаулов, хорунжих и писарей. Каждое правление имело свою отличительную печать с изображением, присущим данной местности.

Согласно пункту третьему «Порядка общей пользы», предлагалось поселить 40 куренных селений в тех местах, «где какому куреню по жребию принадлежать будет». Во главе куренных поселений находились куренные атаманы, избираемые казаками. Заселение проводилось упорядоченно. Каждый куренной атаман путем жребия определил место постоянного жительства своего куреня. 21 марта 1794 года была составлена ведомость, «где каждому куреню назначено под селение место». Таким образом, можно утверждать, что временем основания первых сорока черноморских куренных селений является конец февраля – март 1794 года.

Большинство семейных казаков оседало в Екатеринодаре. Город застраивался по плану, поэтому до сих пор в центре его сохранились прямые улицы. Уже в 1794 году в нем насчитывалось около десятка кирпичных домов, 75 деревянных или турлучных хат и 154 землянки.

  • Работа по карте «Кубанские земли и Причерноморье» (№ 8, №9)

Екатеринодарская крепость с первых дней своего существования начала приобретать черты общекубанского центра культуры, просвещения. Именно здесь были первые на Кубани аптека, типография, библиотека, храмы. А рядом, на восточном участке эспланады, войсковое училище для детей, офицерское собрание и лесопитомник.

Таким образом, в конце XVIII века Прикубанье заселялось российскими переселенцами. Это была регулируемая правительством военно-казачья колонизация с целью обороны новой российской территории и её хозяйственного освоения.

  1. Закрепление изученного.

  • Работа по схеме: «Первоначальное административное устройство Черноморского казачьего войска»

  • Фронтальный опрос

Какие изменения произошли в структуре управления организации казачьего войска в связи с переселением черноморцев?

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание.

Выясните, когда был основан населенный пункт, в котором вы живете. Нет ли его среди первых 40 куреней?

  1. Урок по курсу «кубановедения» По теме: Именем Екатерины наречённый

    Урок
    Настенная карта «Россия во второй половине XVIII века», карты в атласе: «Кубанские земли во время русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791годов», «Переселение черноморцев из Приднестровья на Правобережную Кубань (1792-1793гг.
  2. Первый канал, новости, 14. 10. 2005, Кокорекина Ольга, 12: 00 8

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: В связи с последними событиями на Северном Кавказе на следующей неделе Госдума проведет закрытое заседание. Как ожидается, на него будет приглашен премьер Михаил Фрадков.
  3. Конспект урока для 4 класса Тема: «Именем Екатерины наречённый…»

    План-конспект
    - экспозиция из школьного музея: костюмы казака и казачки, предметы казачьего быта, фотографии семей казаков, иллюстрация казачьей хаты в разрезе, чернильница и гусиное перо,
  4. Методические рекомендации по проведению открытого урока «Развитие парламентаризма в России» (1)

    Методические рекомендации
    27 апреля 2011 года исполняется 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России. В связи с этим Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации V созыва выступила с инициативой проведения открытого урока в 10 ‒ 11-х
  5. Методика проведения урока-брифинга: «Кубань моя, степная дочь России» Знание своего Отечества необходимо каждому, желающему с пользой для него потрудиться. Д. И. Менделеев

    Урок
    Предлагаемый урок – гражданственности проводится в форме публичного общения – брифинга. Подготовка и проведение урока-брифинга характеризуется двумя взаимосвязанными частями: самостоятельным изучением учащимися теоретического материала
  6. Урок по кубановедению. 1 класс. Тема: «Именем Екатерины нареченный»

    Урок
    Сегодня на уроке мы с вами поговорим о нашей малой Родине, о ее историческом прошлом, о людях, имена которых должны оставаться в памяти каждого гражданина.
  7. Урок гражданственности Тема: «Кубань моя, степная дочь России.»

    Урок
    Сегодня мы вновь вспомним людей удивительных, бесстрашных, честных, удалых. Ощутим их непростую жизнь. Вспомним время, когда и с какой целью они появились впервые на Тамани.
  8. Рабочая программа по кубановедению составлена на основе программы «Кубановедение»

    Рабочая программа
    - показывать на карте расположение природных зон, сформировавшихся на территории края, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
  9. Урока: «Памяти Федора Андреевича Щербины»

    Урок
    1385. ЩЕРБИНА Федор Андреевич (13.2.1849, ст-ца Новодеревянковская — 28.10.1936, г. Подебради, Чехословакия), историк, статистик, обществ, деятель, народник.

Другие похожие документы..