Самостоятельная работа по курсу «История педагогики и образования» Для специальности «Педагогика и психология»

Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Кафедра «Теории и практики социально-гуманитарных технологий»

Вопросы и задания по организации самостоятельной работы студента

по предмету «История педагогики и образования»

(по ГОС ВПО – 70 часов)

Специальность:__ «Педагогика и психология»

К.п.н., доцент

С.А. Золотарёва

Хабаровск

2010

Самостоятельная работа по курсу «История педагогики и образования»

Для специальности «Педагогика и психология»

Дидактические единицы дисциплины «История педагогики и образования»

ОПД Ф7

Дидактические единицы (ДЕ)

1

История педагогики и образования как область научного знания

2

Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе

3

Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций

4

Воспитание и педагогическая мысль Античного мира

5

Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения

6

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время.

7

Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России

Самостоятельная работа для специальности

«Педагогика и психология» ДО

вид учебной работы

час

Самостоятельная работа

46

Вид итогового контроля

Экзамен

Самостоятельная работа для специальности

«Педагогика и психология» ЗО

вид учебной работы

час

Самостоятельная работа

70

Вид итогового контроля

экзамен

ДЕ №1

История педагогики и образования как область научного знания

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое история педагогики? Охарактеризуйте объект и предмет истории педагогики.

2. Раскройте методологические основы изучения курса «История педагогики и образования» (аксиологический, парадигмальный, цивилизационный).

3. Каковы задачи и функции истории педагогики?

4. Разведите понятия «история педагогики» и «история образования».

5. Что понимается под всемирным историко-педагогическим процессом?

6. Составьте таблицу: Составные части истории педагогики и их содержание. Используйте опорные понятия: практическая; теоретическая; история педагогической мысли; история образования (обучения и воспитания).

7. Дополните таблицу: Задачи истории педагогики и их уровень.

Задачи истории педагогики

уровень

1. Теоретическая

2. Практическая

А. __________________уровень

Б. Макроисторический уровень

8. Проведите сравнительный анализ статей «История педагогики», содержащихся в «Педагогической энциклопедии» (Т. 2. М., 1966) и «Российской педагогической энциклопедии» (Т.1. М., 1992). Выскажите свое отношение к положениям этих статей.

9. Какова роль истории педагогики в профессиональном и личностном становлении будущих педагогов-психологов?

10. Выпишите в словарик понятия: История педагогической мысли, история образования, история педагогики, историко-педагогический процесс.

ДЕ №2

Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Раскройте концепции происхождения воспитания.

  2. Охарактеризуйте естественные и социокультурные предпосылки возникновения института образования.

  3. Как, когда и почему возникла педагогическая деятельность?

  4. Охарактеризуйте исторически первый тип образования.

  5. Каковы причины эффективности первобытного воспитания?

  6. Раскройте причины становления второго типа образования.

  7. Какой тип образования в модифицированном виде продолжает существовать до наших дней?

  8. Выпишите в словарик трактовки понятий: система социального наследования, исторически первый тип образования, инициация, исторически второй тип образования.

ДЕ №3

Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Раскройте антропологические основания и социокультурные условия развития ближневосточной педагогики в древности.

  2. Каковы причины возникновения древнейших в истории человечества школ?

  3. Назовите социально-педагогические функции школ в Месопотамии и Древнем Египте. Каким образом они реализовывались на практике?

  4. Как соотносилось школьное образование с практикой семейного воспитания у различных социальных групп Древнего Востока?

  5. Рассмотрите иудаистскую педагогическую традицию

  6. Какие социокультурные факторы обусловили историческое своеобразие педагогических традиций Южноазиатской и Дальневосточной цивилизаций?

  7. Объясните различия и сходство взглядов на воспитание и образование индуизма и буддизма.

  8. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?

  9. Выпишите в словарик понятия: иудаистская педагогика, педагогика индуизма, педагогика буддизма, педагогика конфуцианства.

Темы рефератов, сообщений

  1. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

  2. Воспитание в период разложения первобытнообщинного строя.

  3. Становление народной педагогики.

ДЕ

4

Воспитание и педагогическая мысль Античного мира

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Составьте модели воспитания и образования в Афинах и Спарте. Сделайте их сравнительный анализ (идеал воспитания, цели и задачи воспитания, характер воспитания, содержание обучения).

2. Заполните таблицу: Зарождение педагогической мысли в древнегреческой философии

Демокрит

Сократ

Платон

Аристотель

О природе ребенка

Цель воспитания

Содержание образования и воспитания

Методы воспитания и обучения

Формы воспитания и обучения

Педагогическое

новаторство

3. Составьте таблицу: Возрастная периодизация и система воспитания по Аристотелю (используйте графы: периоды возрастного развития, содержание воспитания, задачи воспитания.

4. Заполните таблицу: Система образовательных учреждений в Римской империи (1-У вв до н.э.).

Название школы

Возраст учащихся

Содержание образования

5. Выпишите в словарик понятия: античная педагогика, калокагатия, мусическая школа, гимнасическая школа, палестра и др.

  1. Рабочая программа дисциплины Коррекционная и специальная педагогика

    Рабочая программа
    Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией придает коррекционной и специальной педагогике в современных социальных условиях особую актуальность.
  2. Программа профессиональной переподготовки по специальности 031800 «Логопедия»

    Программа
    Основной задачей стоящей сегодня перед высшей педагогической школой, является задача насыщения системы специального образования профессионально подготовленными кадрами специальных педагогов и специальных психологов, подъем их процентного
  3. Дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки по специальности 050713 «Сурдопедагогика» г. Набережные Челны

    Образовательная программа
    Основной задачей стоящей сегодня перед высшей педагогической школой, является задача насыщения системы специального образования профессионально подготовленными кадрами специальных педагогов и специальных психологов, подъем их процентного
  4. Программа профессиональной переподготовки по специальности 031700 «Олигофренопедагогика»

    Программа
    Основной задачей стоящей сегодня перед высшей педагогической школой, является задача насыщения системы специального образования профессионально подготовленными кадрами специальных педагогов и специальных психологов, подъем их процентного
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине специальная педагогика для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс является практическим курсом к дисциплине «Специальная педагогика». Изучение данного курса как учебного предмета в процессе подготовки специальных психологов дефектологов в области коррекционной
  6. Рабочая программа дисциплина: Философия и история образования для специальности: педагогика институт

    Рабочая программа
    Актуальность изучения курса «Философия и история образования» определяется активизацией процесса реформирования отечественного образования в условиях преодоления кризиса, охватившего все сферы Российского общества.
  7. Программа дисциплины опд. Ф. 03 общие основы педагогики (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Целью курса является формирование научно обоснованных представлений студентов педагогического вуза о теории и методологии педагогической науки, специфике объекта и предмета ее исследования и категориального аппарата.
  8. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 03 общие основы педагогики (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины

    Учебно-методический комплекс
     Изучение основных проблем педагогики формирует фундаментальные знаниях, является теоретической и эмпирической базой, необходимой для усвоения материала ряда учебных дисциплин в рамках специальности «педагог-психолог».
  9. Учебнаяпрограмма по дисциплине «Теория и методика воспитания» для специальности «Педагогика-психология»

    Программа
    «Теория и методика воспитания» в системе подготовки будущего специалиста обеспечивает актуализацию формирования гуманистической позиции учителя уже с первого года обучения в вузе.

Другие похожие документы..