На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ

Заявка

на включение программы повышения квалификации

педагогических и руководящих работников муниципальных

общеобразовательных учреждений Воронежской области в

региональный банк программ

ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

Валеолог – специалист по оценке безопасности жизнедеятельности детей и подростков ________________________________________________________________________________________________________________________________

(название программ)

Программа для: учителей школ всех специальностей, педагогических и руководящих работников муниципальных учреждений Воронежской области _______________________________________________________________

(категория слушателей)

По направлению ____ концептуально-педагогическое направление,

образовательный мониторинг __________________________________________________________________

Наименование учреждения: ГОУВПО «Воронежскийгосударственный
педагогический университет».

Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ

№ и дата Лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам
повышения квалификации:Серия А № 282047 от 17 марта 2008 г.

№ и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации:1237 от28 апреля 2008 г.

Наименование программы с указанием категории слушателей:

Валеолог – специалист по оценке безопасности жизнедеятельности детей и подростков

для учителей всех специальностей, педагогических и руководящих работников муниципальных учреждений Воронежской области

Объём в часах ___________72 часа (36 ч. – лекции, 36 ч. – практические занятия)______

Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя:

_____________________________________________________________________

ФИО ректор учреждения: Потапов А.С.

ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации:

_Ковылова Валентина Ивановна, к.б.н., доцент кафедры анатомии и физиологии ВГПУ

_Соколова Наталья Валерьевна, д.б.н., зав. кафедрой анатомии и физиологии ВГПУ_

Юридический адрес учреждения:394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86

Контактные адреса и телефоны учреждения:54-56-43,55-54-46,

e-mail: rektorat@

Перечень приложений к заявке: (если

есть)

Подпись ректора: (печать)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в педагогических науках определилось новое направление – валеология, связанное с анализом состояния здоровья.

Своим появлением валеология обязана всё более чёткому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения и укрепления достижения научно–технического прогресса. Более того, человечество вступило в такие отношения с Природой, которые породили глубокий экологический кризис, привели к накоплению большего числа врождённых и наследственных заболеваний, появлению заболеваний, связанных с поведением людей. Состояние здоровья человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Роль учителя в формировании осознанного отношения к своему здоровью огромна. Учебно–воспитательный процесс должен быть систематизированным процессом формирования мотивов поведения, полезного, как для индивида, так и для общества.

Специфика сохранения здоровья заключается в том, что оно должно опираться на данные возрастной физиологии, школьной гигиены, возрастной и педагогической физиологии. Без этих дисциплин валеология не сможет решить свою основную задачу – устранение преморбидного состояния, т. е. профилактику заболеваний, укрепление здоровья человека.

В свою очередь профилактика заболеваний должна быть основана на глубоких знаниях возрастных анатомо–физиологических особенностей организма, знаниях закономерностей роста и развития организма. Возрастная анатомия и физиология совместно с педагогикой реализует принцип соответствия возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований: наука о здоровье совместно с педагогикой – принцип единства состояния здоровья и успешности обучения. Возрастная анатомия и физиология определяют возможности развивающегося организма, валеология – условия, в которых эти возможности реализуются без ущерба для здоровья человека и его развития. Таким образом, валеологическое направление имеет неразрывную связь и преемственность с возрастной анатомией, физиологией и педагогикой.

Проблемы состояния здоровья детей обостряются, поэтому как никогда требуется создание в общеобразовательных учреждениях валеологической службы, цель которой заключается в объединении усилий педколлективов, родителей и мед. службы по вопросам охраны здоровья. Основная цель этой службы – повышение эффективности учебно-воспитательного процесса посредством создания условий и мотивации для сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности через приведение образовательного процесса в соответствие с психофизиологическими возможностями всех субъектов обучения и воспитания. Эти задачи требуют дополнительного валеологического образования учителя любой специальности.

Основа этого образования - разработка валеологического обоснования организации учебного процесса, использование здоровьесберегающих технологий, диагностическая работа, мониторинг валеологического сознания, потребность ведения здорового образа жизни, система исследований качества личности, как учеников, так и учителей, анализ изменений состояния здоровья за период обучения по медицинским картам, разработка оптимальных режимов обучения и воспитания, использование оздоровительных естественных факторов окружающей среды под наблюдением медицинского персонала образовательного учреждения, организация корректирующей работы по снижению или устранению имеющихся отклонений от нормы через организацию групповой или индивидуальной работы, взаимодействие с родителями, преподавателями и медиками и т. д.

Для подготовки квалифицированного педагога с валеологическим уклоном в курсе используются различные формы обучения: лекции, лабораторные и практические занятия, написание рефератов, защита проектов по разработке мероприятий, направленных на формирование поведения, способствующего укреплению здоровья, знакомство с практическим опытом школ различного типа, учителей по формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья детей различных возрастных групп. Проверка знаний осуществляется с помощью контрольных работ, тестирования, опроса на занятиях. Курс рассчитан на 72 часа: 36 часов – лекции, 36 часов – практические занятия. Завершается курс защитой проектов по вопросам валеологической службы в общеобразовательных учреждениях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Количество часов

Форма занятия

Лекция

Практическая работа

МОДУЛЬ I

Введение.

Современное состояние здоровья нации и детской популяции.

Понятие и сущность валеологии, её роль в укреплении и охране здоровья.

Педагогическая валеология.

Комплексное понятие здоровья, образа жизни и факторы его определения.

Составные компоненты и принципы педагогической валеологии.

10

6

4

МОДУЛЬ II

Понятие адаптивных возможностей организма и их реализация в условиях обучения как отражение анатомо-физиологических особенностей на различных этапах онтогенеза.

26

12

14

Модуль III

Влияние условий обучения на здоровье детей, гигиенические требования к организации обучения в образовательном учреждении. Оценка условий обучения и воспитания.

16

8

8

Модуль IV

Здоровьесберегающие технологии в системе обучения и воспитания в школе. Определение уровня адаптации к условиям обучения.

20

8

12

ИТОГО:

72

36

36

Модуль I. Понятие здоровья. Роль отдельных факторов в формировании состояния здоровья населения. Принципы педагогической валеологии

Цель:Раскрыть сущность понятия «здоровье». Дать анализ состояния здоровья детей и подростков и факторов, обуславливающих его формирование. Сформировать понятие «педагогическая валеология».

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма занятия

1.

Формирование состояния здоровья детской и подростковой популяции. Валеология и её значение в профилактической деятельности педагогических работников.

4

Лекция – 2

Практическое занятие – 2

2.

Здоровьесберегающая педагогика, как основа сохранения и укрепления здоровья учащихся. Факторы, формирующие здоровье.

4

Лекция – 2

Элективный курс на базе школы – 2

3.

Роль школы в формировании уста-новки на здоровый образ жизни. Гигиенические подходы к формиро-ванию здоровья и здорового образа жизни.

2

Лекция – 2

Итого:

10

Форма контроля: реферат, построение профиля физического развития школьника.

Основное содержание тем

Тема 1. Биосоциальная природа человека. Оценка состояния здоровья на современном этапе. Здоровье детской популяции, анализ состояния здоровья детей в регионах. Понятие валеологии, её роль в укреплении и сохранении здоровья. Сущность педагогической валеологии. Оценка уровня физического развития детей. Метод индексов.

Тема 2. Основные принципы здоровьесберегающей педагогики. Комплексное понятие здоровья как совокупности физического, психического и нравственного компонентов. Факторы, влияющие на здоровье. Роль отдельных факторов среды в сохранении и укреплении здоровья. Уровень жизни. Качество жизни. Сущность образа жизни. Основные составляющие здорового образа жизни.

Тема 3. Школа и здоровье. Задачи педагогических коллективов общеобразовательных учреждений в сохранении и укреплении здоровья и формировании мотивации здорового образа жизни.

  1. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (5)

    Программа
    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования создан в 1929 году.
  2. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (10)

    Программа
    Результаты освоения программы повышения квалификации По результатам повышения квалификации по программе «Экономика образования» будут сформированы следующие компетенции:
  3. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (11)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Обухова Людмила Александровна, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования; Горькова Людмила Григорьевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования;
  4. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (15)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Н.Н. Лихолет, к.п.н., доцент; В.В. Машненков, доцент; О.В. Сергеева, учитель ВКК; Л.С. Грошева, учитель ВКК СОШ №48; Т.
  5. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (19)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Обухова Людмила Александровна, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования; Горькова Людмила Григорьевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования;
  6. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (1)

    Программа
    Лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации – серия А №209359, регистрационный № ГУО-2346 от 18 января 2007 г.
  7. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (2)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Лемяскина Н.А., зав. кафедрой педагогики и методики начального общего образования, доктор филол. наук, профессор, Жиренко О.
  8. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (4)

    Программа
    Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области – учителей начальных классов общеобразовательных школ
  9. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (6)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Корниенко Наталия Григорьевна, доцент, заведующая кафедрой; Загоровская Ольга Владимировна, профессор кафедры; Васильева Елена Валерьевна, доцент кафедры литературы, русского и иностранных языков.

Другие похожие документы..