Примерная программа дисциплины «Классический танец»

Примерная программа дисциплины «Классический танец» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 530700 «Искусство балета», квалификация «бакалавр искусства балета».

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса

Целью данного курса является подготовка студентов – будущих артистов балета к самостоятельной практической исполнительской деятельности в сфере балета в соответствии с исторически сложившейся в России методикой преподавания классического танца и с учетом требований, предъявляемых современным уровнем развития балетного искусства.

2. Задачи курса

Основной задачей обучения является практическое овладение элементами и выразительными средствами классического танца. Развитие навыков композиционных построений.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Классический танец является одним из основных предметов специальных дисциплин, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета. Обучение классическому танцу является базой для дальнейшего изучения целого ряда специальных дисциплин.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения содержания курса студенты должны

знать:

  • понятийный аппарат классического танца;

  • теоретические основы методики исполнения движений классического танца;

  • методику сочинения танцевальных комбинаций (от простых учебных до развернутых танцевальных);

  • основные приемы пространственного решения танцевальных композиций;

  • методику записи примеров учебных комбинаций и разбора хореографического текста по записи;

  • принципы музыкального оформления урока классического танца;

Уметь:

  • методически и технически грамотно исполнять движения и танцевальные комбинации классического танца;

  • создавать учебные и танцевальные комбинации и композиции на основе классического танца;

  • использовать французскую терминологию (письменно и устно) для обозначения основных движений и элементов классического танца

I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Разделы курса

1. Введение в дисциплину «Классический танец»

2. Методика изучения движений классического танца

3. Методика построения композиции

  1. Темы и краткое содержание

Раздел 1. Введение в дисциплину «Классический танец»

Тема 1. Классический танец как исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографии

Истоки классического танца (бытовые, народные). Исторический процесс формирования классического танца. Эволюция развития классического танца как выразительного средства хореографического искусства. Систематизация танцевальных положений и движений. Стили, жанры и формы хореографического (балетного) искусства. Становление терминологии классического танца. Процесс формирования термина «классический танец». Возникновение и развитие техники классического танца. Русская школа классического танца. Общие и отличительные черты от западноевропейской балетной школы.

Классическое наследие балетного искусства как художественная непреходящая ценность. сохранение и передача эстетических принципов, композиционных приемов, художественного языка и форм балетного искусства прошлых эпох. Современное состояние и тенденции развития классического танца.

Тема2. Музыкальные формы и стили классической хореографии

Определение понятия «музыкальная форма». Многообразие вариантов трактовок музыкальных форм. Исторический процесс формирования музыкальных форм. Ранние формы старинной сюиты: алеманда, куранта, сарабанда, жига (XV–XVI вв.). Поздний период старинной сюиты: гавот, менуэт, ригодо чакона, пассакалья (XVI–XVII вв.) Музыкальные формы классической хореографии, утвердившиеся в XIX веке: вариации, pas de deux, pas de trios, pas de quatre, ансамбль.

Определение понятия «музыкальный стиль». Музыкальные стили классической хореографии. Музыкальный стиль классицизм (конец XVIII – начало XIX веков). симфонизм балетной музыки в творчестве Л. Бетховена. Музыкальный стиль романтизм (XIX век). Симфонизм балетной музыки в творчестве композиторов эпохи романтизма – А. Адана, Л. Делиба и т.д. Роль П. Чайковского в развитии принципов симфонизма и конфликтной драматургии в балетной музыке. Традиции симфонизма балетной музыки в творчестве композитора А. Глазунова. Музыкальный стиль импрессионизм (начало XX века). Музыкальный стиль импрессионизм в творчестве композиторов: К. Дебюсси, Н. Черепнина, И. Стравинского и т.д. Музыкальный стиль неоклассицизм в творчестве зарубежных композиторов: Б. Барток, Ж. Сифера, П. Хиндемит и т.д. Современный музыкальный стиль. Характерные черты современного музыкального стиля – драматическая насыщенность, сложная современная музыкальная лексика, индивидуальная манера и т.д.

Тема3. Система преподавания классического танца А. Я. Вагановой

Артистический путь А. Я. Вагановой как танцовщицы русской академической школы классического танца в Мариинском театре (1897–1916). Общая характеристика творческой деятельности А. Я. Вагановой (1879–1951). Общая характеристика балетмейстерской и педагогической деятельности. Учителя А. Я. Вагановой: А. Облаков, Л. Иванов, Е. Вазем, X. Иогансон, О. Преображенская и др.

А. Я  Ваганова – создатель научно-обоснованной системы классического танца. Утверждение творческих принципов мастеров русской школы классического танца, таких как X. Иогансон, Н. Легат и др. Первый отечественный учебник по методике преподавания классического танца – «Основы классического танца» (1934).

Ученики А. Я. Вагановой как продолжатели ее педагогических принципов: Ф. Балабина, Т. Вячеслова, Н. Дудинская, М. Семенова. Г. Уланова, И. Колпакова, А. Осипенко, О. Моисеева и др. Влияние научной деятельности А. Я. Вагановой на развитие отечественной и мировой балетной педагогики.

Тема4. мужской классический танец. Педагогическая система Н. И. Тарасова.

Общая характеристика творческой деятельности Н. И. Тарасова (1902–1975). Педагоги Н. И. Тарасова: Н. Домашов, Н. Легат и др. Артистический путь Н. И. Тарасова как танцовщика русской академической школы классического танца. Утверждение на сцене художественно-эстетических принципов академизма мужского классического танца.

Педагогическая деятельность Н. И. Тарасова: Большой театр, Московское хореографическое училище, ГИТИС им. А. В. Луначарского. Первая научная работа Н. И. Тарасова в соавторстве с В. Мориц и А. Чекрыгиным «Методика классического тренажа» (1940). Фундаментальный труд «Классический танец. Школа мужского исполнительства» (1971).

Ученики Н. И  Тарасова: М. Лиепа, М. Лавровский, Ю. Кондратов, Я. Сех, Е. Валукин и др. Влияние научной деятельности Н. И. Тарасова на развитие отечественной и мировой балетной педагогики.

2. Методика изучения движений классического танца

Тема 1. Методика изучения основных движений классического танца

Значение движений классического танца в процессе развития умений и навыков исполнительского мастерства в сфере бальной хореографии. Роль и значение постановки корпуса, ног, рук, головы в процессе освоения движений классического танца. Соподчиненность классической постановки корпуса развитию техники исполнения. Правила постановки корпуса. Позиции ног в классическом танце. Методика изучения позиций ног. Последовательность изучения позиций ног.

Руки как выразительное средство классического танца. Руки как важный технический элемент исполнительского искусства. Функции рук. Функции кисти (кистей) рук. Положения и приемы рук. Развитие выразительности рук – координации, пластичности, естественности и т.д. Методика постановки рук. Функции головы в технике и пластике движений классического танца. «Выразительность» взгляда как средство эмоциональности и образности в классическом танце. Логичность варьирования движений классического танца в упражнениях у станка. Технология изучения движений классического танца. Правила исполнения и методика изучения движений классического танца. Характерные ошибки и методы их исправления. Соразмерность длительности частей урока.

Схема пространственного расположения танцевального зала. Функции классического экзерсиса на середине зала. Положение корпуса, ног, рук, головы на середине зала. Определение положения en face, épaulement, croisé et effacé. Трансформация изучения последовательности движений классического танца у станка на середину зала. Вариативность последовательности движений классического танца на середине зала. Динамика развития движений классического танца на середине зала: en face, croisé, effacé, на plié, relevé, en tournant и т.д. Длительность учебной комбинации на середине зала от 8 до 16 тактов, музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Темп, характер музыкального материала по оформлению движений классического танца. Музыкальный материал – импровизация или музыкальная литература.

Практические занятия.

  1. Постановки корпуса (лицом к станку).

  2. Позиции ног – I, II, III, IV (IV – как наиболее трудная, изучается последней).

  3. Позиции рук – подготовительное положение, I, II, III (изучаются на середине зала):

    • Grand pliés.

    • Battements tendus и его разновидности.

    • Battements tendus jetés и его разновидности.

    • Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

    • Battements fondus и его разновидности.

    • Battements soutenus.

    • Battements frappés и его разновидности.

    • Battements développés и его разновидности.

    • Battements relevé lent и его разновидности.

    • Rond de jambe en 1΄air.

    • Grand battements jetés и его разновидности.

    • Petits battements sur le cou de pied и т.д.

Тема2. Приемы развития движений классического танца у станка

Основные приемы развития движений классического танца у станка.

Практические занятия.

  1. Grand plié no IV позиции.

  2. Battements tendus: с demi-pliés no IV позиции с переходом с опорной ноги; plié-soutenus по V позициям, и на полупальцах, во всех направлениях и т.д.

  3. Battements tendus jeté: на 1/8 четверть музыкального такта по I и V позициям; balançoir c relevé; pour batteries и т.д.

  4. Rond de jembe par terre en dehors et en dedans: на demi-plié; с demi-rond et rond de jembe en dehors et en dedans на 45° (на четверть и полный круг) и т.д.

  5. Battements fondus: на 45° и 90° во всех направлениях; double fondus во всех направлениях; с demi-plié en face во всех направлениях и т.д.

  6. Battements frappés: на 30° на полупальцах, во всех направлениях; с relevé (с опусканиием пятки на всю стопу и с окончанием на demi-plié) во всех направлениях; на 1/8 четверть музыкального такта в сторону и т.д.

  7. Battements double frappés на 30° и на полупальцах, во всех направлениях; с relevé (c опусканием пятки на всю стопу и с окончанием на demi-plié) во всех направлениях и т.д.

  8. Battements soutenus на 90° во всех направлениях.

  9. Battements développés: développés passés на полной стопе со всех направлений; demi rond de jembe développé en dehors et en dedans на полной стопе, во всех направлениях и т.д.

  10. Rond de jembe en 1 air en dehors et en dedans: с окончанием в demi-plié et relevés en face; на 90° на полной стопе en face и т.д.

  11. Petit battements sur le cou-de-pied на 1/8 четверть музыкального такта с акцентом вперед и назад.

  12. Grand battements jeté: pointés; passé en face; с demi-rond de jembe en dehors et en dedans и т.д.

  13. Pas tombé другая нога носком в пол и на 45° и 90°.

  14. Pas coupé с подъемом на полупальцы.

  15. Flic: со стороны II позиции вперед и назад; со стороны IV позиции с подъемом на полупальцы.

  16. Relevés на полупальцы: по I, II, IV и V позициям с demi-plié; с ногой в положении sur le cou-de-pied и т.д.

Тема3. Приемы развития движений классического танца на середине зале

Основные приемы развития движений классического танца на середине зала. Определение понятия «поза классического танца». Позы классического танца как фактор развития движений классического танца. Определение форм поз классического танца: малых, средних, больших. Виды поз классического танца: croisé, effacé et ecarté. Классификация поз классического танца. Определение понятий «канонические» и «неканонические» позы классического танца. Методика и приёмы исполнения поз классического танца.

Руки как «речевое» средство поз классического танца. Определение понятия «ведущая и ведомая рука». Temps lié как основное движение развивающее приемы и технику исполнения поз классического танца. Виды temps lié. Adagio – как средство к овладению поз классического танца. Port de bras – комплекс движений, направленный на воспитание исполнительского мастерства. Виды port de bras. Работа над развитием выразительности поз классического танца.

Практические занятия.

  1. Основные малые позы (обе ноги на полу):

    • croisée вперед и назад;

    • effacée вперед и назад;

    • ecartée вперед и назад;

  1. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» (2)

    Примерная программа
  2. Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин

    Примерная программа
    Подготовка специалиста, в совершенстве владеющего теоретическими и практическими основами методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца).
  3. Примерная программа дисциплины «д уэтно-классический танец»

    Примерная программа
    Курс «дуэтно-классический танец» является неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования, одним из основных специальных предметов, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета.
  4. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго
  5. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» (1)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  6. Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  7. Примерная программа дисциплины «Историко-бытовой танец»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Историко-бытовой танец» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  8. Примерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального
  9. Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» (1)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Другие похожие документы..