Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 040100 Социология

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»

Основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

040100 Социология

квалификация (степень) «бакалавр»

Форма обучения: очная

Сроки обучения: 4 года

Разработана на основе ФГОС ВПО

по направлению подготовки 040100 Социология

(квалификация (степень) «бакалавр»),

Смоленск

2011

1. Общие положения

    1. Цель (миссия) ООП – подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к профессиональной работе в различных сферах деятельности с учетом регионального рынка труда и способного к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию и творческому развитию.

1.2. Трудоемкость ООП

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск

Трудоемкость

(в зачетных единицах;

в часах)

Код в соответствии с классификацией ООП

Наименование

Социология

62

бакалавр

4 года

240;

8640

1.3. Требования к абитуриенту

1. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

2. Абитуриент должен представить сертификат с результатами ЕГЭ по предметам:

Русский язык, математика, обществознание

(основание: Приказ Минобрнауки № 442 от 21 октября 2009 г. Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования; Правила приема в СмолГУ на 2011 г.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника включает:

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника включает:

изучение социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития социологическими методами.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника: социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, общественное сознание, а также результаты и способы воздействия на них.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:

научно-исследовательская деятельность (осуществление последовательности действий, направленных на получение нового знания об объектах профессиональной деятельности);

производственно-прикладная деятельность (оценка результативности и последствий социальной и экономической политики, социальная экспертиза; просветительская, информационная и консультационная работа в органах власти и управления, учреждениях образования, культуры, здравоохранения, а также в области социальных коммуникаций и других областях профессиональной деятельности);

проектная деятельность (диагностика, планирование и оценка текущих показателей, характеризующих объекты профессиональной деятельности; анализ соотношения текущих и целевых показателей и разработка мер по его оптимизации с учетом доступных ресурсов, создание информационной базы для мониторинга проектной деятельности);

организационно-управленческая (во всех областях профессиональной деятельности);

педагогическая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника:

Бакалавр по направлению подготовки 040100 Социология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

научно-исследовательская деятельность:

- участие в подготовке и проведении фундаментальных и прикладных социологических исследований на этапах планирования, сбора, обработки и анализа данных;

- обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;

- участие в подготовке обзоров и аннотаций;

- интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей социологической теории;

- участие в подготовке отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ;

- участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

проектная деятельность:

- участие в разработке методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;

- участие в разработке и проведении исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;

- участие в разработке, реализации и распространении результатов проектов по изучению общественного мнения;

- научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, участие в разработке рекомендаций для маркетинговых служб;

производственно-прикладная деятельность:

- поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;

- идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);

- изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях и в организациях; разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;

- разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности;

- анализ изменений кадрового состава предприятий и учреждений, профессионально-квалификационного и демографического состава работающих;

- распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов;

организационно-управленческая деятельность:

- формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку мер управленческого воздействия на нее и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;

- участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;

- участие в организации и поддержании коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы;

педагогическая деятельность:

- подготовка и проведение занятий по социологии, обществознанию и другим социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

- подготовка учебно-методической документации по обществоведческим курсам.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения ООП ВПО

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

- умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

- владением иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

-владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);

- владением средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

- способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

- способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

в производственно-прикладной деятельности:

- способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

- умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

- способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

в проектной деятельности:

- способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

- умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

- способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

- способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

4.1. Учебный план и годовой календарный учебный график (Приложение 1).

4.2. Аннотации программ учебных дисциплин (Приложение 2).

4.3. Программы учебной и производственной практик (Приложение 3).

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (280)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая в филиале ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске (АСФ КемГУ)по направлению подготовки 040400 Социальная работа представляет собой систему документов,
  2. Образовательный стандарт реализации программ высшего профессионального образования санкт-петербургского государственного (1)

    Образовательный стандарт
    Образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями, утверждёнными приказом первого проректора по учебной и научной работе от 06.05.2009 № 720/1, рассмотрен Учёным советом Факультета социологии, протокол № 8 от 17.
  3. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    Правила приёма
    Данный текст Правил приема в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 году является проектом и принимает силу официального документа, если до 1 июня 2010 года не произойдет каких-либо изменений в порядке приема по независящим от университета причинам.
  4. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
  5. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой
  6. Правила приема 1 в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского»

    Правила приёма
    Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (№159-ФЗ от 21.12.1996 г.
  7. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» на 2011 год

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» на 2011 год
  8. Правила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова» (мггу им. М. А. Шолохова) в 2012 году

    Правила приёма
    – Федерального закона Российской Федерации от 09 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации (далее – РФ) «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  9. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» на

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» на 2011/2012 учебный год.

Другие похожие документы..