Учебное пособие для самостоятельной работы студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения по курсу «История экономических учений»/дгту, Ростов н/Д, 2000.

Донской государственный технический университет

Кафедра экономики

У ч е б н о е п о с о б и е

История экономических учений

в вопросах и ответах

Ростов-на-Дону

2000

Составитель: к.э.н., доц. Дьякова Е.В.

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения по курсу «История экономических учений»/ДГТУ, Ростов н/Д, 2000.

Предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной формы обучения экономических специальностей

Печатается по решению методической комиссии гуманитарного факультета.

Научный редактор к.э.н., доц. Дьякова Е.В.

рецензент - д.э.н., доц. Шагинян С.Г.

- Донской государственный технический университет, 2000.

Предисловие

Учебное пособие подготовлено для студентов ДГТУ в соответствии с требованиями государственного стандарта по курсу экономических дисциплин. История экономических учений является составной частью системы экономических дисциплин. Целью данного учебного курса является изучение, во-первых, экономических теорий ученых различных эпох, во-вторых, методов и инструментов экономического анализа различных школ и направлений.

После изучения данной учебной дисциплины студент должен:

-знать основные этапы развития и структуру мировой экономической мысли;

-иметь представление об экономической политике различных государств и ее выражение в идеях, теориях и концепциях на различных этапах развития человеческой цивилизации.

Пособие представляет собой краткий конспект курса. Благодаря форме построения в виде вопросов и ответов, пособие поможет студентам систематизировать и конкретизировать учебный материал, сосредоточить внимание на основных категориях и законах, понять логическую последовательность экономических теорий.

Лимитированный объем данного пособия не дает полных знаний по курсу в целом. Поэтому изучение курса предполагает большую самостоятельную работу как над первоисточниками, так и над учебной литературой.

Содержание

Предисловие………………………………………………………………………3

Вопросы и ответы

1.Какой смысл вкладывается в термин «меркантилизм»?…………………….7

2.Чем отличается политика активного денежного баланса от политики

активного торгового баланса?…………………………………………………7

3.Что понимается под металлистической и номиналистической теорией

денег?……………………………………………………………………………8

4.В чем сущность экономического учения физиократов?…………………….9

5.Кто сформулировал положение о «невидимой руке» и в чем его

смысл?………………………………………………………………………….10

6.Каковы источники роста богатства в соответствии с взглядами

А.Смита?……………………………………………………………………….10

7.В чем сущность трудовой теории стоимости А.Смита и Д.Рикардо?……..11

8.Какую характеристику доходов дают А.Смит и Д.Рикардо?………………12

9.Какую роль отводит А.Смит государству в регулировании экономики?….13

10.Каков механизм образования земельной ренты в учении Д.Рикардо?…...13

11.В чем сущность закона рынков Ж.Б.Сэя?………………………………….14

12.Каковы основные положения теории Ж.Б.Сэя о факторах производства?…………………………………………………………………………………14

13.Каково содержание закона народонаселения Т.Р.Мальтуса?……………..15

14.В чем особенности трактовки К.Марксом природы товара и труда?…...16

15. При каких условиях деньги превращаются в капитал?……………………17

16. Как К.Маркс объясняет производство прибавочной стоимости?………..17

17.Какие законы сформулировал Г.Госсен?……………………………………18

18. В чем сущность теории вменения К.Менгера? ……………………………19

19. Каковы основные положения концепции ценности К.Менгера?……….19

20. В чем особенности взглядов К.Менгера и Г.Госсена на обмен?………..20

21. Каковы основные положения теории Е.Бем-Баверка?………………….…21

22.В чем состоят основные положения теории цены А.Маршалла?…………22

23.На какие вопросы дает ответ модель общего экономического

равновесия Л.Вальраса?……………………………………………………...23

24.Что такое «оптимум Парето»? ……………………………………………...24

25. В чем состоит ординалистский подход к измерению полезностей?…….24

26. Каковы основные положения теории распределения Дж.Б.Кларка?…….25

  1. Как используется принцип предельной производительности

в теории Дж.Б.Кларка? ……………………………………………………..26

28. Что такое институционализм? Каковы его характерные черты?………...27

29.В чем сущность социально-психологического институционализма

Т.Веблена?…………………………………………………………………….27

30.Каковы характерные черты социально-правового

институционализма Д.Коммонса?…………………………………………..29

31.Каковы особенности конъюнктурно-статистического

институционализма У.Митчелла?…………………………………………...29

32. В чем сущность теории монополистической конкуренции

Э.Чемберлина?……………………………………………………………….30

33. Каковы основные положения теории несовершенной конкуренции?…..32

34.Какое объяснение кризисов и безработицы дает Д.М.Кейнс?……………33

35. Какова роль государства в макроэкономической модели Кейнса?………34

36. Какую роль в теории Кейнса играет принцип мультипликации?………..35

37. Каковы основные черты монетаризма?…………………………………….36

38. Какую роль играет уравнение И.Фишера в концепции

монетаристов?………………………………………………………………..37

39. В чем заключается денежное правило М.Фридмена?……………………..38

40. Каковы монетаристские рецепты регулирования инфляции?..…………...38

41. Какова интерпретация М.Фридменом «кривой Филлипса»?……………..39

42. Каковы принципиальные различия между кейнсианством и

монетаризмом?……………………………………………………………….40

43.В чем сущность экономической теории предложения?……………………40

44. Что такое кривая Лаффера и как она используется в налоговой

политике?…………………………………………………………………….42

45. Каковы основные положения теории рациональных ожиданий?………...42

46.Что предлагал русский меркантилист И.Т.Посошков в

«Книге о скудости и богатстве»?……………………………………………44

47.Каковы основные положения теории длинных волн

Н.Д.Кондратьева?…………………………………………………………….45

Литература……………………………………………………………………….49

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

1.Какой смысл вкладывается в термин «меркантилизм»?

Согласно А.Смиту, “меркантилизм” - торговая система. Меркантилизм относится к эпохе первоначального накопления капитала в Х1У-ХУШ в. Преимущественной сферой деятельности капитала в это время была сфера обращения. Под термином меркантилизм понимается, 1-х, экономическая политика государства эпохи первоначального накопления капитала, которая отражала интересы торгового капитала \крупных торговых монополий\ и содействовала развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт. 2-х, меркантилизмом называется также экономическое учение, ставящее своей целью обосновать меркантилистскую экономическую политику. Задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра. Объективной основой этого стремления была возросшая потребность в деньгах в связи с развитием товарно-денежных отношений.

Главная черта меркантилизма в том, что они отождествляли богатство с деньгами, а точнее с золотом и серебром, и считали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами. Т.к. меркантилисты отражали интересы торгового капитала, то деньги для них являются богатством не в виде сокровища, а в форме капитала. Деньги для них источник доходов, приводящий в движение и торговлю, и мануфактурное производство.

Источником богатства они считали внешнюю торговлю и поэтому накопление денежного богатства связывалось с активной деятельностью государства, которое системой административных и экономических мер должно было способствовать притоку золота и серебра в страну.

2.Чем отличается политика активного денежного баланса от политики активного торгового баланса?

В своем развитии меркантилизм прошел две стадии:

1.Ранний меркантилизм \до середины 16 в.\, связан с утверждением монетарной системы \монетаризм\. Представитель – У.Стаффорд.

2.Развитой меркантилизм \16в и до 18 в\ - мануфактурная система. Представитель – Т.Мэн.

Основой раннего меркантилизма является политика активного денежного баланса, суть которой в обеспечении жесткой регламентации денежного обращения административными мерами : запрещался вывоз денег за пределы государства, контролировалась деятельность иностранных купцов, ограничивался ввоз иностранных товаров через установление высоких таможенных пошлин.

Естественным образом монетаризм переходит к мануфактурной системе как отражающей более развитую экономику. Концепция монетаризма не изменилась по сути, но изменились взгляды на способы накопления и на политику государства: на первый план выдвигаются экономические методы и политика активного торгового баланса. Чтобы увеличить богатство, нужно следовать таким рекомендациям: 1.добиваться положительного торгового баланса, “продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них” - это экономическое кредо меркантилизма; 2.не копить деньги как сокровище, а использовать их в торговых операциях, расширять торговлю - “вывоз наших денег является средством увеличить наше богатство”; 3.быть экономными в расходах, избегать расточительства, излишеств, порочной праздности.

Меркантилисты сторонники сильной власти; они выступают за государственную поддержку торговли, ремесел, но против мелочной регламентации. Условием роста богатства нации, считают они, служит не только выгода внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд. Политика государства в эпоху развитого меркантилизма получила название политики протекционизма. Протекционизм - это защита отечественных производителей, проявляющаяся в поддержке промышленности путем импорта дешевого сырья, протекционистских тарифах на импортируемые промышленные товары, поощрении экспорта, особенно готовой продукции.

3. Что понимается под металлистической и номиналистической теорией денег?

Для раннего меркантилизма характерна металлистическая теория денег, согласно которой золото и серебро сами по себе, как вещи, по своей природе, есть деньги. Они не понимали, что деньги это товар, но товар особый, так как он выполняет роль всеобщего эквивалента. Деньги как особый товар выступает в качестве всеобщего и непосредственного воплощения стоимости. Но они являются деньгами не от бога, а становятся ими лишь в определенных исторических условиях. Согласно же металлистической теории, сущность денег объясняется их естественными свойствами. Определяющей функцией денег они считают функцию накопления.

  1. Отчет по итогам самообследования государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики»

    Содержательный отчет
    Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики» (далее – Колледж) является государственным образовательным учреждением среднего профессионального
  2. Научно-методическая конференция «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ» (2)

    Документ
    В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ»", состоявшейся в РГУ 20-23 апреля 2005 года.
  3. Xxx научно-методическая конференция владивосток

    Документ
    Перспективы развития морского образования на Дальнем Востоке: Материалы XXX научно-методической конференции. / Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 175с.
  4. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  5. Мониторинг сми модернизация профессионального образования 18-24

    Краткое содержание
    О подходах к обучению студентов в системе негосударственного высшего образования рассказал в интервью президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, ректор Московского гуманитарного университета Игорь Ильинский.
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Российские сми о мчс мониторинг за 22 марта 2012 г

    Документ
    Глава Минприроды попросил руководителей Минобороны и МЧС помочь в тушении пожара в заказнике Леопардовый в Приморском крае (Информационное агентство «Итар-Тасс», 21.
  8. Отчет объекты: Российский государственный социальный университет (1)

    Содержательный отчет
    8"После заявления Лукашенко, Кудрин четко заявил, что мы не дадим кредит Белоруссии. Но надо сказать, что это решение предполагалось, и так бы не дали"6 Октября 2009Русская служба новостейМосква0,
  9. Отчет объекты: Российский государственный социальный университет (2)

    Содержательный отчет
    9В Cанкт-Петербурге обсуждают пути совершенствования законодательства о некоммерческих организациях5 Октября 2009Всероссийский гражданский конгресс ()Москва0,

Другие похожие документы..