Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов (а также курс подготовки бакалавра по направлению 080100 -«Экономика» идр.)

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной формы обучения финансового

и социально-экономического факультетов

(а также курс подготовки бакалавра

по направлению 080100 –«Экономика» и др.)

Уфа 2007

УДК 68.012.4 (075.8)

ББК 65.290-2я73

Печатается по решению кафедры

экономики и менеджмента

(Протокол № от 2007г.)

Токарева Г.Ф. Менеджмент. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов (а также курс подготовки бакалавра по направлению 080100 –«Экономика» и др.). – Уфа: Изд. БИСТ АТиСО, 2007. – с.62

Учебно-методический комплекс по курсу «Основы менеджмента»» предназначен для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов, а также курс подготовки бакалавра по направлению 080100 –«Экономика» и др., преподавателей, аспирантов, слушателей бизнес-школ, и для всех, кто интересуется современными методами управления организациями разных форм.

Пособие содержит все основные необходимые разделы: тематический план, программу лекций, планы семинарских занятий, список вопросов, темы рефератов и контрольных работ, практикум. Особое внимание уделено подбору литературы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям и лекциям. Учебно-методический комплекс послужит хорошей методической основой для изучающих данную дисциплину.

Составитель: к.с.н., доцент БИСТ Токарева Г.Ф.

Рецензенты:

Ó Токарева Г.Ф.

ВВЕДЕНИЕ

Программа курса «Основы менеджмента» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная программа дисциплины «Основы менеджмента» имеет свое главной целью формирование у студентов современного управленческого мышления и способностей решать разнообразные хозяйст­венные, социальные, психологические проблемы с использованием современных приемов и средств. Другие цели достигаются в процессе преподавания и изучения дисциплины, ее основных разделов по мере реализации отдельных задач дисциплины.

В качестве основных методологических задач курса выступают:

  • достижение понимания студентами глобальной роли управленческого фактора в деятельности современных компаний;

  • знание важнейших составляющих комплекса управленческих мероприятий;

  • анализ особенностей управления персоналом в различных типах организациях;

  • овладение инструментарием деятельности менеджера (работой с информацией, научной организацией труда и т.д.)

  • формирование навыков критического мышления и творческого решения управленческих проблем.

Достижению целей преподавания дисциплины и решению поставленных задач способствуют структура и содержание курса, который состоит из четырех взаимосвязанных разделов. Логика их раз­мещения обусловлена последовательностью изло­жения вначале общих, а затем — частных проблем менеджмента.

Изучение дисциплины призвано обеспечить приобретение:

знаний сущности менеджмента, его объекта и ус­ловий в которых он функционирует, содержания процесса менеджмента; социально-психологических проблем менеджмента, проблем мотивации, лидерст­ва и руководства; социальных вопросов и этики предпринимательства, проблем управления развитием, изменениями, группами, конфликтами и стрессами; связующих процессов менеджмента, а также форм и методов обеспечения эффективного управления;

умений правильно определить сущность и со­держание процессов управления, руководства, предпринимательства и менеджмента, провести анализ внутренней и внешней среды объекта ме­неджмента, социальных и психологических факто­ров, определяющих эффективность взаимодействия и связующих процессов менеджмента; наладить процессы коммуникаций, принятия решений; обеспечить эффективное управление организацией;

навыков использования знаний и умений для организации предприятий, определения их миссии, целей, задач, стратегии и тактики функционирова­ния объекта менеджмента для практического ис­пользования принципов мотивации, выбора эф­фективного стиля руководства и лидерства, навы­ков управления группами, конфликтами, стресса­ми, управления социальными процессами, органи­зационным развитием и изменениями на предпри­ятии; организации коммуникаций и взаимодейст­вия на предприятиях; использования моделей и методов рационального решения проблем; управ­ления конкретными процессами и объектами на предприятиях. Профессиональные знания, умения и навыки по менеджменту формируются по мере усвоения как специальной управленческой литературы по разным разделам данной дисциплины, так и изуче­ния основополагающих работ по смежным дисцип­линам — экономике, социологии, психологии, ма­тематике, кибернетике и т.п.

Приобретенные в процессе изучения дисцип­лины знания, умения и навыки имеют непосредст­венный выход на специалиста и получают даль­нейшее развитие в процессе изучения конкретных видов менеджмента: менеджмент персонала, про­изводственный менеджмент, -стратегический менеджмент и др.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В Башкирском институте социальных технологий (филиале) АТиСО на дневной и заочной форме обучения изучение курса «Основы менеджмента» проходит в течение различных семестров в зависимости от формы обучения и завершается экзаменом (зачетом).

Программа курса включает тематику лекционных занятий с изложением основных вопросов, которые Вы должны освоить в результате изучения предмета, а также учебный план курса, позволяющий определить объем времени, затрачиваемый на изучение каждого раздела.

Дополнительно к программе курса прилагается план семинарских занятий. Список рекомендуемой литературы составлен из тех учебников, учебных пособий, монографий, с которыми Вы можете ознакомиться в библиотеках города и Башкирского института социальных технологий (филиале) АТиСО. Рекомендуется использовать также и Интернет ресурсы, сайты основных социологических и маркетинговых центров, на которых Вы найдете дополнительную информацию по предложенным для обсуждения проблемам.

Для успешного освоения курса необходимо предварительно изучить такие курсы как: основы экономических теорий, макроэкономика и микроэкономика, высшая мате­матика, статистика, экономика предприятий, основы управления, основы бухгалтерско­го учета. Необходимо так­же параллельное изучение основ маркетинга и рек­ламы, предпринимательства, коммерческой деятель­ности, внешнеэкономической деятельности, контроллинга, аудита и консалтинга.

2.1. Форма контроля

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих параметров:

20% - посещаемость семинарских занятий;

30% - активность на семинарских занятиях;

10% - промежуточный контрольный тест;

40% - оценка за экзамен (зачёт).

Посещение каждого семинарского занятия оценивается в 10 баллов. Пропущенные занятия студент обязан отработать, изучив все вопросы пропущенного семинара (т.е. быть готовым ответить на любой из них), и представив по одному из вопросов письменный доклад в тетради, предназначенной для семинаров.

Активность на семинарском занятии максимально оценивается в 10 баллов с учётом следующих критериев:

  1. выступление с докладом. При подготовке доклада необходимо пользоваться не столько учебной литературой – учебниками и учебными пособиями (не более 5 баллов), сколько первоисточниками – книгами или статьями в научных журналах (= 10 баллов). Формат выступления: выделить главную авторскую мысль и кратко изложить (5 мин.) основное содержание текста; высказать свои комментарии по поводу текста; ответить на вопросы группы и преподавателя (если они есть).

  2. активность тех, кто не является докладчиком оценивается по вопросам к докладчику, заданным по существу обсуждаемой темы, или дополнениям в виде комментариев и суждений по изучаемой теме (=3 балла).

Промежуточный контрольный тест (по пройденному материалу) представляет собой десять утверждений, заведомо ложных, либо истинных, с каждым из которых студенту предложено согласиться, либо не согласиться. Результаты тестирования оцениваются следующим образом:

0 ошибок = 10 баллов;

1 ошибка = 9 баллов;

2 ошибки = 8 баллов;

3 ошибки = 7 баллов;

4 и более ошибок = 0 баллов.

Оценка за экзамен (зачёт) ставится согласно следующим критериям:

  1. полнота содержания ответа;

  2. умение логично, грамотно и доходчиво излагать свои мысли.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3.1. Учебным планом по данному курсу предусмотрены следующие

виды занятий:

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

БАКАЛАВРИАТ

СПЕЦИАЛИТЕТ

очная/заочная

Общая трудоемкость дисциплины

102

72/72

Аудиторные занятия

52

66/20

Лекции (ЛК)

26

32/12

Семинары (ПЗ)

26

34/8

Самостоятельная работа (СР)

50

6/52

Контрольная работа (КР)

+

+

Реферат (Р)

+

+

Курсовая работа

+

+

Домашнее задание (ДЗ)

+

+

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен/экзамен

3.2. Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов, обучающихся на курсе подготовки бакалавра по направлению 080100 «Экономика» и др.

п/п

Тематика занятий

Часов

Всего

Из них

лекции

семинар

самост. раб.

Раздел I. Теоретические основы менеджмента

1

Сущность менеджмента, его цели и задачи

7

1

2

4

2

Эволюция менеджмента

10

4

2

4

3

Организация как система

8

2

2

4

Раздел II. Функции менеджмента

4

Функция планирования

8

2

2

4

5

Функция организации

8

2

2

4

6

Функция мотивации

8

2

2

4

7

Функция контроля

8

2

2

4

Раздел III. Связующие управленческие процессы

8

Организационные структуры управления

9

3

2

4

9

Процесс коммуникаций и эффективность управления

4.5

1

1,5

2

10

Информационное обеспечение менеджмента

4.5

1

1,5

2

11

Принятие решений в организации

6

2

2

2

Раздел IV. Социально-психологические основы менеджмента

12

Менеджер и его роль в управлении организацией

7

2

1

4

13

Социофакторы и этика менеджмента

5

-

1

4

14

Лидерство как стиль руководства

4

1

1

2

15

Конфликты в организации и пути их преодоления

5

1

2

2

Всего по курсу

102

26

26

50

  1. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям: 080100 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Основы профсоюзного движения. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент», 030500 «Юриспруденция».
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины экономика зарубежных стран направления подготовки бакалавров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Целью курса является формирование систематизированных знаний в области экономики конкретной страны. Задачами дисциплины является приобретение студентами знаний и практических навыков, необходимых для работы в области экспортно-импортных
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины экономика зарубежных стран направления подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Целью курса является формирование систематизированных знаний в области экономики конкретной страны. Задачами дисциплины является приобретение студентами знаний и практических навыков, необходимых для работы в области экспортно-импортных
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины экономическая география направления подготовки бакалавров (1)

    Учебно-методический комплекс
    В нем содержится краткий обзор тем лекций, планы семинарских занятий, практические задания в виде экспресс-тестов по каждой теме, а также рекомендуемая литература.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины экономическая география направления подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерности размещения производительных сил, действиях экономических законов, природном и хозяйственно-экономическом развитии регионов и стран современного мира,
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины деньги, кредит, банки направление подготовки бакалавров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно–методический комплекс включает в себя тематический план; содержание курса; планы, вопросы и задания для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; тесты для самоконтроля; перечень вопросов для подготовки
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины деньги, кредит, банки направление подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно–методический комплекс включает в себя тематический план; содержание курса; планы, вопросы и задания для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; тесты для самоконтроля; перечень вопросов для подготовки
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг направление подготовки бакалавров

    Учебно-методический комплекс
    Учебно–методический комплекс включает в себя тематические планы; содержание курса; вопросы и задания для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; тесты для самоконтроля; перечень вопросов для подготовки
  9. Учебно-методический комплекс политология высшее профессиональное образование направления подготовки (бакалавр) 030500. 62 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол от 27 января 2011№5

Другие похожие документы..