Учебно-методический комплекс по дисциплине бийск 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский государственный педагогический университет имени В.М. Шукшина»

«ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Бийск

2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский государственный педагогический университет имени В.М. Шукшина»

Кафедра

Методики начального обучения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Детская литература

Специальность:

050708 «Педагогика и методика начального образования»

(код) (наименование)

Бийск

2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский государственный педагогический университет имени В.М. Шукшина»

Кафедра

Методики начального обучения

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

Детская литература

АННОТАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дисциплины предметной подготовки

Федеральный компонент

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ДПП.Ф.02

Детская литература

Специфика детской литературы: художественный и педагогический компонент. Круг детского чтения. Фольклор в детском чтении. Основные этапы истории русской и зарубежной детской литературы. Система жанров литературы. Приключенческая и научно-познавательная литература для детей. Тенденции развития современной детской литературы. Методика анализа произведений детской литературы.

2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО):

Курс "Детская литература" входит в систему общей гуманитарной и специально-предметной подготовки специалистов по начальному образованию. В план изучения детской литературы включены краткие экскурсы в устное народное творчество, в теорию и историю литературы, языкознание, детскую психологию, а также социологию и культурологию.

Детская литература изучается и как часть мировой культуры, несущая все её свойства и тенденции, и как часть субкультуры детства, то есть как самостоятельный социально-культурный феномен, постижение которого требует от преподавателей и студентов самостоятельных научно-творческих поисков.

Специфика преподавания и изучения данного курса состоит, во-первых, в особенностях формирования детской литературы и круга детского чтения усилиями, с одной стороны, писателей, педагогов, психологов, с другой - самими детьми, которые принимают лучшие и актуальные произведения и отвергают несовершенные или морально устаревшие. Следовательно, необходимо учитывать эстетические ожидания маленького читателя при обычном филологическом анализе литературных фактов, а значит, опираться на опыт собственного детского чтения или на читательский опыт современных детей.

Вторая черта специфики преподавания данного курса заключается в том, что традиционная жанрово-видовая классификация произведений необходимо дополняется классификацией детской читательской аудитории и классификацией соотнесённости произведений с кругом детского чтения. В данном курсе рассматриваются произведения, прямо адресованные детям и перешедшие из "взрослой" литературы в круг детского чтения, а также уделяется внимание детскому творчеству, коллективному и индивидуальному.

Круг чтения детей постоянно обновляется: программа учитывает эти изменения и знакомит студентов в первую очередь с современным кругом детской литературы. Отбор имён писателей и произведений осуществляется по степени их значимости для развития фундаментальных жанров детской литературы. В системе лекционно-семинарских занятий приоритеты отдаются анализу индивидуального стиля того или иного автора (в монографических темах), стилю направления, школы, эпохи - в темах обобщающего характера. Стержневой доминантой всего курса является не жёстко "хронологический" подход, а последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в детской литературе.

Данный подход к изучению детской литературы должен помочь будущим учителям овладеть такими навыками организации детского чтения, при которых во главу угла ставится не проблемно-тематический анализ, а естественное и закономерное внимание к художественному слову.

Задачи, стоящие перед студентами, включают в себя: осмысленное чтение художественных текстов, изучение важнейших теоретических и критических работ, изучение основ теории литературы и истории детской литературы, выработку собственных суждений по основным вопросам курса и навыков аналитического подхода к художественному тексту

Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя начальных классов творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • учебная программа дисциплины/модуля/спецкурса;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины/модуля/спецкурса по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- перечень учебной литературы;

- тематика лекционного курса;

- методические указания к практическим и семинарским занятиям;

- методические указания к самостоятельной работе студентов.

  • методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

- материалы для текущего контроля знаний студентов;

- задания к контрольной работе;

- перечень вопросов к экзамену;

- зачетный тест.

4. Список авторов элементов УМК:

Островская Е.В., ст. преподаватель.

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности;

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский государственный педагогический университет имени В.М. Шукшина»

Кафедра

Методики начального обучения

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля):

Детская литература

УТВЕРЖДАЮ

I Проректор по УР___________________

"____"______________200_г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине (модулю)

Детская литература

Специальность

050708 «Педагогика и методика начального образования»

код наименование

Факультет

начальных классов

Курс обучения _____1__/_______/________

Семестр ____1,2___/_______/________

Всего часов по учебному плану: _______

В том числе по формам обучения: очная / заочная

- лекции __48_____/____________/_______

- практикум __24_____/____________/_______

- самостоятельная работа ___88____/____________/_______

Формы итогового контроля знаний:

- зачет ____сем./ ____сем./ ____сем.

  • экзамен ___2_сем./ ____сем./ ____сем.

Бийск

2008

Пояснительная записка

Литература для детей, подростков, юношества является неотъемлемой частью художественной культуры народа, важнейшим средством формирования подрастающей личности. Место детской литературы как важнейшего источника об окружающем мире и раннего нравственно-эмоционального опыта в становлении личности очень велико. Поэтому в системе подготовки учителей начальной школы, воспитателей детского сада особое место занимает изучение и осмысление произведений детской литературы, тенденций и путей развития литературного процесса.

Детская литература является частью общелитературного процесса, но частью суверенной, имеющей свои особенности. Детская литература – вид искусства, часть общей литературы, подчиняющаяся всем законам искусства и являющаяся отражением реальной действительности, особой формой познания. Под особой формой познания понимается способность писателя видеть мир сразу в двух измерениях: детском и взрослом. Эта способность (категория) исследователями названа «памятью детства».

Специфика детской литературы связана не только с характером изображения действительности, но и с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой детской книги – ребенок, подросток, человек растущий, изменяющийся, а его чувства, мышление, впечатления должен изображать человек взрослый. Единство эстетического и педагогического начал также выражает специфику детской литературы.

Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Конфликтология Для направления/специальности 350400 «Связи с общественностью» (1)

    Учебно-методический комплекс
    5.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим и компьютерным средствам.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Конфликтология Для направления/специальности 350400 «Связи с общественностью» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс ориентирован на студентов четвертого года обучения в качестве общей профессиональной дисциплины курса при подготовке специалистов в области связей с общественностью.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы психоконсультирования и психокоррекции (наименование дисциплины/спецкурса/модуля в рамках какой дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Теоретические основы психоконсультирования и психокоррекции. Цели и задачи психоконсультирования и психокоррекции. Структурные компоненты психологического консультирования.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение и международный туризм» Для специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Страноведение и международный туризм» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Страноведение
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 09 Системы, технологии и организация услуг в автомобильном сервисе

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии и организация фирменного обслуживания» принята на заседании кафедры автомобильного транспорта, протокол № от «15» апреля 2009 г.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в восьмом семестре очного и заочного отделений.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «региональная экономика» (Специальности «050202. 65 Информатика»; «050201. 65 -«Математика»; «050203. 65 «Физика»)

    Учебно-методический комплекс
    В современных условиях для научного обоснования радикальных экономических реформ, рационализации межрегиональных связей, выработки рациональной и научно-обоснованной региональной политики и стратегии особое значение приобретает изучение
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «региональная экономика» (Специальность «080507. 65 Менеджмент организации»)

    Учебно-методический комплекс
    В современных условиях для научного обоснования радикальных экономических реформ, рационализации межрегиональных связей, выработки рациональной и научно-обоснованной региональной политики и стратегии особое значение приобретает изучение
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине психология и история психологии

    Учебно-методический комплекс
    Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии.

Другие похожие документы..