Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология направление подготовки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЗООЛОГИЯ

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профили подготовки: «Биология и химия», «География и экология», «Биология»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр




Пермь

ПГПУ

2011

УДК 59

ББК Е 6

З-853

Р е ц е н з е н т :

кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии, валеологии и медицины Пермского государственного педагогического университета

Г.И. Дубась

Авторы-составители: кандидат биол. наук, Г.К. Матвеева, кандидат биол. наук, доцент Н.А. Литвинов, кандидат биол. наук, доцент Т.А. Левитан, кандидат биол. наук С. В. Ганщук

Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 – «Педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов педагогических университетов, обучающихся по профилям «Биология и химия», «География и экология», «Биология».

Согласовано:

Декан естественнонаучного факультета Дубась Галина Ивановна _________

Утверждено на заседании

учебно-методической комиссии

факультета ___________________:

Протокол № _______

«___» ________________20___г.

Председатель УМК _____________

Утверждено на заседании кафедры _________________:

Протокол № _______

«___» ________________20__г.

Зав. кафедрой _______________


Содержание

1. Цели и задачи изучения дисциплины

4

2. Место дисциплины в структуре ООП

4

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и

формируемых компетенций

4

4

6

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

7

7

8

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины

5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

5.4. Содержание учебно-полевой практики по зоологии беспозвоночных

9

9

16

17

22

6.Образовательные технологии

6.1. Технологии аудиторной работы

6.2. Технологии внеаудиторной работы

24

24

24

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

7.2. Содержание самостоятельной работы студентов

7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе методические рекомендации по их выполнению

7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению

25

25

26

32

37

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Учебно-методические материалы

8.4. Материально-техническое обеспечение

38

38

39

39

40

9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

9.1. Требования и форма проведения входного контроля

9.2. Формы и содержание текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов

9.3 Форма и содержание промежуточной аттестации

40

40

44

44

50

50

54

10. Глоссарий по курсу дисциплины

67

1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Целью его является ознакомление студентов с многообразием беспозвоночных животных, особенностями организации и своеобразием функционирования представителей разных систематических групп. В задачи курса входит знакомство студентов с распространением животных, формированием специфических адаптивных особенностей организации в связи с разнообразием освоенных животными жизненных сред.

На основании последовательного изучения организации одноклеточных и многоклеточных животных студенты знакомятся с основными направлениями эволюционного процесса, результатами и формами возникающих при этом структурных и функциональных адаптаций, с разнообразием способов размножения и типов развития животных.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б3.В.ОД.1.5 Биология и химия, Б3.В.ОД.2.2 География и экология.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении зоологии, общей биологии, экологии школьного курса.

Освоение зоологии является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

  1. методики преподавания биологии,

  2. анатомии и физиологии человека,

  3. эволюции органического мира.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

3.1.Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль «Биология и химия», «География и экология»):

- СК-1 – владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, знаком с выдающимися биологическими открытиями, способен оценить роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

- СК-2 – владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их значение как компонентов экосистем, способен обосновать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

- СК-5 – владеет знаниями о закономерностях развития органического мира и механизмах эволюционного процесса;

- СК-8 – способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные биологические понятия, термины, определения;

- основные биологические, законы и явления, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней (организмов, популяций, биоценозов и экосистем);

- роль отечественных и зарубежных ученых в развитии биологии;

- современные достижения и проблемы биологии и перспективы её развития;

- разделы биологии, историю, место биологии в системе естественных наук;

- основные закономерности онтогенетического и филогенетического развития живых организмов;

- основные особенности морфологии, экологии, размножения и географического распространения беспозвоночных и позвоночных животных, иметь представления о роли животных в природе и хозяйственной деятельности человека, а также о патогенности и опасности некоторых представителей животного мира.

уметь:

- анализировать текущую информацию по актуальным проблемам биологии;

- применять научные знания в области биологии в учебной и профессиональной деятельности;

- уметь прогнозировать развития биологических систем в соответствии с биологическими законами;

применять теоретические знания по морфологии, экологии, размножения и географического распространения беспозвоночных и позвоночных животных для описания и изучения различных объектов животного мира.

владеть:

- навыками применения знаний по особенностям морфологии, экологии, раз-множения и географического распространения беспозвоночных и позвоночных животных при описании неизвестных объектов животного мира и при анализе их места в зоологической таксономии.

- теоретическими знаниями для осуществления педагогической и научной деятельности;

- системными представлениями об организации живой природы;

- методами популяризации биологических знаний.

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций(коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.1)

п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Кол-во часов

Коды формируемых компетенций

СК1

СК2

СК 5

СК8

1

Введение. История развития и значение зоологии

2

+

2

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

10

+

+

+

3

Происхождение многоклеточных. Надраздел Низшие многоклеточные

3

+

+

+

+

4

Надраздел Собственно многоклеточные. Тип Кишечнополостные

5

+

+

5

Раздел Билатеральные. Тип Плоские черви

6

+

+

+

6

Тип Круглые черви

4

+

+

+

7

Тип Кольчатые черви

6

+

+

+

8

Тип Моллюски

10

+

+

+

9

Тип Членистоногие. Подтип Трилобитообразные

1

+

+

+

10

Подтип Жабродышащие

5

+

+

+

11

Подтип Хелицеровые

6

+

+

+

12

Подтип Трахейнодышащие

10

+

+

+

13

Тип Иглокожие

2

+

+

14

Филогенетическое развитие беспозвоночных

2

+

+

15

Введение. Предмет и задачи зоологии позвоночных. История развития. Структура зоологии

2

+

16

Типа Хордовые. Подтип Оболочники

2

+

+

+

17

Подтип Бесчерепные

2

+

+

+

18

Подтип Позвоночные.

4

+

+

+

19

Раздел Бесчелюстные. Класс Круглоротые

4

+

+

+

20

Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы

4

+

+

+

21

Класс Костные рыбы

10

+

+

+

22

Надкласс Наземные позвоночные. Класс Земноводные

8

+

+

+

+

23

Класс Пресмыкающиеся

10

+

+

+

+

24

Класс Птицы

16

+

+

+

+

25

Класс Млекопитающие

10

+

+

+

ИТОГО:

144

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Зоология с основами экологии для специальности 050102 Педагогика и методика начального обучения Усть-Каменогорск, 2005

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса – дать необходимый объем теоретических знаний, практических умений и навыков, которые позволят учителю начальных классов преподавать познание мира в соответствии с современными требованиями, а также подготовят его к осознанной
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зоология беспозвоночных» Составитель: доцент Петров С. С

    Учебно-методический комплекс
    Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса проводится систематическое изложение современных научных материалов, освещение зоологии беспозвоночных, таких как: основные особенности организации
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «биология».
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоологии позвоночных» 2 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории. Значение зоологии для теоретической биологии и развития прикладных отраслей хозяйства.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоологии позвоночных» 2 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность. Зоология позвоночных - важная дисциплина подготовки студентов биологической специальности педагогического ВУЗа. Достижения биологии во второй половине 20-го века, а именно развитие таких базовых наук как систематика,
  6. Методический комплекс по дисциплине «зоология беспозвоночных» Составитель: к б. н

    Методические рекомендации
    Актуальность. Программа по курсу «Зоология беспозвоночных » составлена на основе программы И.Х.Шаровой (2 ), рекомендованной Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Знание логики является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста управления. Сегодня в условиях изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастает.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине естествознание для специальности: 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ботаника как раздел биологии. Клетка и ткани. Органы растений. Размножение и воспроизведение. Основные процессы жизнедеятельности растений. Систематика.

Другие похожие документы..